У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Головня
О.В.
Дело № 7-767/2023
73RS0002-01-2023-003347-73
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
7 декабря 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Сурмаковой Ольги Александровны на решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 17 октября
2023 года (дело №12-1287/2023),
установил:
постановлением врио начальника – старшего судебного пристава МОСП по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области № *** от 12.05.2023 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области (далее – министерство) привлечено к
административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП
РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000
рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 17.10.2023
указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник министерства Сурмакова О.А. не соглашается с вынесенными по делу
постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене, производство
по делу – прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что врио начальника – старший судебный
пристав МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по
Ульяновской области пришел к необоснованным выводам о вине министерства только
на основании длительного неисполнения решения суда. При вынесении постановления
он ограничился констатацией выявленных нарушений, однако наличие (отсутствие)
обстоятельств уважительности причин неисполнения министерством судебного акта,
а, следовательно, вины в совершении вменяемого административного правонарушения
не установил, не указал, какие конкретно меры могли быть объективно приняты
министерством.
Обращает внимание, что в настоящее время на исполнении находится более
200 исполнительных производств по принудительному исполнению судебных решений
по возложению обязанности по обеспечению жильём детей-сирот. Для исполнения
неисполненных судебных решений необходимо приобрести квартиры для передачи их детям-сиротам.
На приобретение квартир в целях исполнения всех неисполненных судебных решений
необходимы бюджетные средства в размере более 600 млн. рублей.
Указывает, что
министерство является исполнительным органом государственной власти и все
денежные средства, находящиеся в его
распоряжении имеют целевой характер и используются в соответствии с
Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области.
Ссылается на то, что большая часть доведенных в 2023 году лимитов
финансирования израсходована министерством на приобретение квартир во
исполнение неисполненных судебных решений, менее 5% из доведенных лимитов
израсходовано на обеспечение жильем детей-сирот не по судебным решениям.
Обращает внимание,
что министерством принимаются последовательные и объективные меры для поэтапной
ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями
детей-сирот. Исходя из доведённого финансирования, систематически проводится
работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области, прорабатывается
вопрос о выделении дополнительного финансирования.
Указывает, что
реальная возможность исполнения решения суда у министерства отсутствовала.
Кроме того,
министерству, как должнику, срок для исполнения требований исполнительного
документа устанавливался один раз, однако суд указал, что данный срок
устанавливался неоднократно.
После замены
должника по исполнительному производству в отношении Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не
выносилось постановление о взыскании исполнительского сбора, что исключает
состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.15 КоАП РФ.
Подробно позиция
защитника министерства Сурмаковой О.А. изложена в
жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, извещались о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние
министерства верно квалифицировано по ч.1 ст.17.15 КоАП
РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о
взыскании исполнительского сбора.
Судья районного суда
правильно установил, что министерство после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора не исполнило в установленный срок содержащиеся в
исполнительном документе требования неимущественного характера.
Из материалов дела следует, что решением Сенгилеевского
районного суда Ульяновской области от 24.04.2018 на Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области (в настоящее время должником по делу является Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области) возложена
обязанность обеспечить Г*** М.Д. специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда
по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Тереньга
Ульяновской области.
01.08.2018 возбуждено исполнительное производство №***.
18.09.2018 вынесено постановление о взыскании с должника
исполнительского сбора.
29.08.2019 судебным приставом-исполнителем произведена замена должника
на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
28.06.2022 судебным приставом-исполнителем произведена очередная замена
должника на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.09.2022 должнику
установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до
06.02.2023.
09.02.2023 составлен акт, из которого следует, что решение суда не
исполнено, в связи с чем министерство привлечено к административной
ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении исполнительного
производства, постановлением о взыскании исполнительского сбора, актом
совершения исполнительных действий, протоколом об административном
правонарушении, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам лица,
привлекаемого к ответственности, судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении
норм материального и процессуального права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение
конкретного решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем,
не представлено.
Так к уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения министерством решения суда, а также свидетельствующих о том, что
должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в
материалах дела не имеется.
Возложенная на
должника обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилыми помещениями не ставится в зависимость от наличия или
отсутствия достаточного финансирования средств, либо иных условий. Указанные в
настоящей жалобе доводы не могут расцениваться как принятие достаточных и
полных мер к исполнению требования судебного пристава-исполнителя по данному
исполнительному производству, не свидетельствует о направлении запроса о
выделении дополнительных лимитов бюджетных ассигнований в целях исполнения
конкретного исполнительного документа, с соблюдением установленных порядка и
сроков составления бюджета.
При этом следует
учесть, что длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам
взыскателя, который относится к наиболее уязвимому слою населения, и приводит к
нарушению его прав, в том числе права на эффективную судебную защиту.
Вопреки доводам
жалобы нормами Федерального закона от 02.10.2007
№229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
не предусмотрена возможность повторного взыскания исполнительского сбора при
замене должника.
Взыскание исполнительского
сбора с первоначального должника и отсутствие постановления о взыскании
исполнительского сбора с привлекаемого лица наличие состава выявленного
правонарушения не опровергает, так как в силу положений ч.4 ст.52 указанного
Федерального закона №229-ФЗ для правопреемника все действия, совершенные до его
вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они
были обязательны для стороны исполнительного производства, которую
правопреемник заменил.
Довод жалобы о том,
что министерству срок для исполнения требований исполнительного документа
устанавливался один раз, однако суд указал, что данный срок был установлен
неоднократно, не основан на материалах дела, поскольку в решения суда указанные
выводы отсутствуют. Более того, в рамках исполнительного производства именно
должнику по данному исполнительному производству устанавливался срок для
исполнения требований исполнительного документа.
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшихся актов.
При назначении
наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены,
наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.17.15 КоАП
РФ в минимальном размере.
Руководствуясь
ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 17 октября 2023 года оставить
без изменения, жалобу защитника Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области Сурмаковой Ольги
Александровны – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
В.Г. Буделеев