Судебный акт
Об освобождении от взыскания исполнительского сбора
Документ от 21.11.2023, опубликован на сайте 23.11.2023 под номером 109590, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0012-01-2023-000612-85

Судья Мягков А.С.                                                                        Дело № 33а-5336/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                               21 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,  

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 1 сентября 2023 года по делу № 2а-1-563/2023, по которому постановлено:      

в удовлетворении административного искового заявления Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Трошиной Наталье Анатольевне, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  судебная  коллегия

 

установила:

 

Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее – Министерство) обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Трошиной Н.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства                                  № *** от 09.11.2021.

В обоснование требований  административный истец указал, что  в               МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 09.11.2021  было возбуждено исполнительное производство о возложении  обязанности на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области провести мероприятия в отношении  реки Малый Авраль.

В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 24.08.2022    № 105 с 01.09.2022 Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

Постановлением судебного пристава - исполнителя от 29.12.2022 исполнительное производство  окончено в связи с исполнением  решения суда.

У Министерства имелись объективные причины, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, поскольку денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер, используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области».

В 2019 г. в рамках государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/415-П (далее - Программа) было  выделено финансирование на работы по определению береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек на территории Ульяновской области, в связи с чем, Министерством был заключен государственный контракт на проведение указанных работ.

Определением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21.03.2022 по делу № 2а-447/2018 Министерству была предоставлена отсрочка исполнения решения до 30.12.2022.

Министерство приняло все меры по надлежащему исполнению решения суда, что является основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор.    

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам административного иска. Указывает, что на момент вынесения постановлений о возбуждении исполнительного производства и о взыскании исполнительского сбора Министерство выполнило работы по Государственному контракту № 16ГК от 20.04.2020, предметом которого являлось определение местоположения береговой линии (границ водных объектов), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек, в том числе Малый Авраль.

Просит учесть, что Министерство обращалось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки до 30.12.2022, которое было удовлетворено.

В заседание суда апелляционной инстанции  лица, участвующие в деле, не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении требований Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным истцом не представлено доказательств наличия длительное время объективных  причин, препятствующих исполнению решения, а также уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, что исключает возможность для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

С  таким выводом судебная коллегия не соглашается, поскольку он основан на неполной и необъективной оценке представленных в дело доказательств, в том числе  сделан без учета обстоятельств, установленных определением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21.03.2022, принятым по итогам рассмотрения заявления Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Мелекесского  районного  суда Ульяновской области от 19.09.2018  по делу               № 2а-447/2018.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.ч.11 и 12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007                       № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере 50 000 руб. (ч.3).

В силу ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу                             ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Кроме того, из ст.ст.49, 50 и 54 Конституции Российской Федерации следует, что наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности. Поэтому исполнительский сбор подлежит взысканию с должника на основании                        ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ не исполнен им в должный срок без уважительных причин.

По смыслу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П и нашедших развитие в его Определении от 01.04.2008 № 419-О-П, возможность взыскать исполнительский сбор предполагает и обеспечение должнику возможности ссылаться на то, что нарушение срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, непредотвратимыми обстоятельствами, непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась. С учетом особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного в конечном счете на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов, правоприменитель обязан предоставить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока вызвано именно такими обстоятельствами и препятствиями.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, в силу ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если суд придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (Определение от 29.03.2016 № 694-О).

Предоставление должнику отсрочки или рассрочки во всяком случае относится к поводам для его освобождения от ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в срок, определенный на основании                ч.12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как установлено по делу, решением Мелекесского  районного  суда Ульяновской области от 19.09.2018, вступившим в законную силу 20.10.2018, на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области возложена обязанность в течение 36  месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия в отношении реки Малый Авраль:  по определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст.65 Водного кодекса Российской Федерации; по описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах в пределах Ульяновской области; по установлению на всем протяжении в пределах Ульяновской области границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков,  в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; по предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов по Ульяновской области Нижнее - Волжского БВУ для внесения их в государственный водный реестр.

09.11.2021 в МОСП по исполнению особых исполнительных производств возбуждено исполнительное производство № *** (л.д.35-36), должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения  требований, содержащихся в исполнительном документе.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых  исполнительных производств от 23.11.2021 с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д.37).

Определением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21.03.2022 Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области была предоставлена отсрочка исполнения решения Мелекесского районного суда  Ульяновской области от  19.09.2018  на срок до 30.12.2022 (л.д.23-24).

При рассмотрении заявления Министерства о предоставлении отсрочки суд пришел к выводу об отсутствии  у должника возможности в установленный срок исполнить решение суда в полном объеме. При этом судом было установлено, что заявитель принимает меры для исполнения решения суда, работы, направленные на исполнение судебного решения, велись в 2020, 2021 годах и запланированы на 2022 г.

На основании указа Губернатора Ульяновской области  № 105 от 24.08.2022  Министерство  природы и цикличной  экономики Ульяновской области  с 01.09.2022  переименовано  в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

29.12.2022 исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме (л.д.25).

Принимая во внимание обстоятельства, установленные определением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21.03.2022, об отсутствии виновного неисполнения должником решения суда в срок для его добровольного исполнения, выводы суда при принятии решения суда по настоящему административному иску об отсутствии оснований для освобождения Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора, не могут быть признаны законными и обоснованными.

В соответствии с ч.2 ст.64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В силу установленных по делу обстоятельств, приведенных норм права судебная коллегия приходит к выводу, что о наличии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 23.11.2021, поскольку по делу установлено отсутствие виновного неисполнения должником требований исполнительного документа.

В соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.309, ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принятое по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от 23.11.2021.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 1 сентября 2023 года  отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу - исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Трошиной Наталье Анатольевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава - исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области от 23.11.2021.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 23.11.2023.