У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0012-01-2023-000612-85
Судья Мягков А.С. Дело
№ 33а-5336/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 21
ноября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства природных ресурсов и
экологии Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда
Ульяновской области от 1 сентября 2023
года по делу № 2а-1-563/2023,
по которому постановлено:
в удовлетворении
административного искового заявления Министерства природных ресурсов и экологии
Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых
исполнительных производств Трошиной Наталье Анатольевне, УФССП России по
Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора
отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная
коллегия
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской
области (далее – Министерство) обратилось в суд с административным иском к судебному
приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств
Трошиной Н.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере
50 000 руб. в рамках исполнительного производства № *** от 09.11.2021.
В обоснование требований
административный истец указал, что
в МОСП по исполнению
особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области
09.11.2021 было возбуждено
исполнительное производство о возложении
обязанности на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской
области провести мероприятия в отношении
реки Малый Авраль.
В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от
24.08.2022 № 105 с 01.09.2022
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области переименовано в
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.
Постановлением судебного пристава - исполнителя от 29.12.2022
исполнительное производство окончено в
связи с исполнением решения суда.
У Министерства имелись объективные причины, препятствующие
исполнению исполнительного документа в установленный судебным
приставом-исполнителем срок, поскольку денежные средства, находящиеся в
распоряжении Министерства, имеют целевой характер, используются в соответствии
с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области».
В 2019 г. в рамках государственной программы Ульяновской
области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов
Ульяновской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением
Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/415-П (далее - Программа)
было выделено финансирование на работы
по определению береговой линии, границ водоохранных
зон и границ прибрежных защитных полос рек на территории Ульяновской области, в
связи с чем, Министерством был заключен государственный контракт на проведение указанных
работ.
Определением Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 21.03.2022 по делу № 2а-447/2018
Министерству была предоставлена отсрочка исполнения решения до 30.12.2022.
Министерство приняло все меры по надлежащему исполнению
решения суда, что является основанием для освобождения от взыскания исполнительского
сбора.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП
России по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - Ульяновский
межрайонный природоохранный прокурор.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить и вынести новое решение об удовлетворении административного иска. В
обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам административного
иска. Указывает, что на момент вынесения постановлений о возбуждении
исполнительного производства и о взыскании исполнительского сбора Министерство
выполнило работы по Государственному контракту № 16ГК от 20.04.2020, предметом
которого являлось определение местоположения береговой линии (границ водных
объектов), границ водоохранных зон и границ
прибрежных защитных полос рек, в том числе Малый Авраль.
Просит учесть, что Министерство обращалось в суд с
заявлением о предоставлении отсрочки до 30.12.2022, которое было удовлетворено.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены
надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства
природных ресурсов и экологии Ульяновской области, суд первой инстанции пришел
к выводу о том, что административным истцом не представлено доказательств
наличия длительное время объективных
причин, препятствующих исполнению решения, а также уважительных причин
неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, что
исключает возможность для освобождения должника от уплаты исполнительского
сбора.
С таким выводом судебная коллегия не
соглашается, поскольку он основан на неполной и необъективной оценке
представленных в дело доказательств, в том числе сделан без учета обстоятельств, установленных
определением Мелекесского районного суда Ульяновской
области от 21.03.2022, принятым по итогам рассмотрения заявления Министерства
природы и цикличной экономики Ульяновской области о предоставлении отсрочки
исполнения решения Мелекесского районного
суда Ульяновской области от 19.09.2018
по делу №
2а-447/2018.
Условия и порядок принудительного
исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет
Федеральный закон
от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч.ч.11 и 12 ст.30
Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,
если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то
судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного
производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником
содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о
принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного
исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению
исполнительных действий, предусмотренных статьями 112
и 116
настоящего Федерального закона.
Согласно ст.112 Федерального закона от
02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор
является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им
исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного
документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа,
подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии
постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного
производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается
судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей
статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю
доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой
силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях
обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании
исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2).
В случае неисполнения исполнительного
документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации
устанавливается в размере 50 000 руб. (ч.3).
В силу ч.7 ст.112 Федерального закона от
02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом
степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа,
имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить
или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер,
но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3
настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом
Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд
вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями,
изложенными в п.78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении
некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу ч.1 ст.112
Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при
применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную
дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности,
возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного
производства.
Кроме того, из ст.ст.49,
50
и 54
Конституции Российской Федерации следует, что наличие вины как элемента
субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической
ответственности. Поэтому исполнительский сбор подлежит взысканию с должника на
основании ст.112
Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,
если исполнительный документ не исполнен им в должный срок без уважительных
причин.
По смыслу правовых позиций, выраженных
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении
от 30.07.2001 № 13-П и нашедших развитие в его Определении
от 01.04.2008 № 419-О-П, возможность взыскать исполнительский сбор предполагает
и обеспечение должнику возможности ссылаться на то, что нарушение срока
исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, непредотвратимыми
обстоятельствами, непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися
вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и
осмотрительности, какая от него требовалась. С учетом особенностей
публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка
исполнительного производства, направленного в конечном счете на принудительное
исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных
актов и актов других органов, правоприменитель обязан
предоставить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение
установленного срока вызвано именно такими обстоятельствами и препятствиями.
Как отметил Конституционный Суд
Российской Федерации, в силу ч.7 ст.112 Федерального
закона «Об исполнительном производстве» и п.1 ст.401 Гражданского
кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания
исполнительского сбора, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности,
какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и
условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в
установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного
документа, т.е. если суд придет к выводу об отсутствии вины должника в
неисполнении требований исполнительного документа (Определение
от 29.03.2016 № 694-О).
Предоставление должнику отсрочки или
рассрочки во всяком случае относится к поводам для его освобождения от
ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в срок,
определенный на основании ч.12 ст.30
Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как установлено по делу, решением Мелекесского
районного суда Ульяновской
области от 19.09.2018, вступившим в законную силу 20.10.2018, на Министерство
природы и цикличной экономики Ульяновской области возложена обязанность в
течение 36 месяцев со дня вступления
решения суда в законную силу провести мероприятия в отношении реки Малый
Авраль: по определению ширины
водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст.65
Водного кодекса Российской Федерации; по описанию границ водоохраной зоны и
прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображению
указанных границ на картографических материалах в пределах Ульяновской области;
по установлению на всем протяжении в пределах Ульяновской области границ
водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения
специальных информационных знаков, в
характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в
зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; по предоставлению в
установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной
защитной полосы, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов
по Ульяновской области Нижнее - Волжского БВУ для внесения их в государственный
водный реестр.
09.11.2021 в МОСП по исполнению особых
исполнительных производств возбуждено исполнительное производство № ***
(л.д.35-36), должнику установлен 5-дневный срок для добровольного
исполнения требований, содержащихся в
исполнительном документе.
Постановлением судебного пристава-исполнителя
МОСП по исполнению особых исполнительных
производств от 23.11.2021 с должника взыскан исполнительский сбор в размере
50 000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в
срок, установленный для добровольного исполнения (л.д.37).
Определением Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 21.03.2022 Министерству природы и
цикличной экономики Ульяновской области была предоставлена отсрочка исполнения
решения Мелекесского районного суда Ульяновской области от 19.09.2018
на срок до 30.12.2022 (л.д.23-24).
При рассмотрении заявления
Министерства о предоставлении отсрочки суд пришел к выводу об отсутствии у должника возможности в установленный срок
исполнить решение суда в полном объеме. При этом судом было установлено, что
заявитель принимает меры для исполнения решения суда, работы, направленные на
исполнение судебного решения, велись в 2020, 2021 годах и запланированы на 2022
г.
На основании указа Губернатора
Ульяновской области № 105 от
24.08.2022 Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области с 01.09.2022
переименовано в Министерство
природных ресурсов и экологии Ульяновской области.
29.12.2022 исполнительное производство
окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном
объеме (л.д.25).
Принимая во внимание обстоятельства,
установленные определением Мелекесского районного
суда Ульяновской области от 21.03.2022, об отсутствии виновного неисполнения
должником решения суда в срок для его добровольного исполнения, выводы суда при
принятии решения суда по настоящему административному иску об отсутствии
оснований для освобождения Министерства природных ресурсов и экологии
Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора, не могут быть признаны
законными и обоснованными.
В соответствии с ч.2 ст.64 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства,
установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному
гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее
арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при
рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в
отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица,
относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти
обстоятельства.
В силу установленных по делу
обстоятельств, приведенных норм права судебная коллегия приходит к выводу, что
о наличии оснований для освобождения административного истца от взыскания
исполнительского сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя МОСП
по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области от 23.11.2021, поскольку по делу установлено отсутствие виновного
неисполнения должником требований исполнительного документа.
В соответствии с положениями п.2 ч.1
ст.309, ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации принятое по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения
об удовлетворении административного иска Министерства природных ресурсов и
экологии Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора
размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП
по исполнению особых исполнительных производств от 23.11.2021.
Руководствуясь статьями 309, 310
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 1 сентября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым
административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии
Ульяновской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по
Ульяновской области, судебному приставу - исполнителю МОСП по исполнению особых
исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по
Ульяновской области Трошиной Наталье Анатольевне об освобождении от взыскания
исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Министерство природных
ресурсов и экологии Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в
размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава - исполнителя МОСП
по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы
судебных приставов по Ульяновской области от 23.11.2021.
Определение суда апелляционной
инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано
в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23.11.2023.