УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2022-005042-15
Судья Кочергаева О.П.
Дело № 33-4256/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
3 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Камаловой Е.Я.,
судей Костенко А.П., Старостиной И.М.,
при секретаре Болмашновой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Честная управляющая компания»
на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 мая 2023 года по гражданскому
делу № 2-1389/2023, по которому постановлено:
в удовлетворении иска общества с ограниченной
ответственностью «Честная управляющая компания» к Шамсутдинову Алику
Маратовичу о понуждении к обеспечению
доступа в жилое помещение отказать.
Заслушав доклад судьи Костенко А.П., пояснения представителя
ООО «Честная управляющая компания» - Салдаевой А.В., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
общество с ограниченной ответственностью «Честная
управляющая компания» (далее - ООО «Честная управляющая компания») обратилось в
суд с иском к Шамсутдинову А.М.
о понуждении к обеспечению доступа в жилое помещение.
В обоснование
исковых требований указано, что на основании договора от 01.07.2018 № ***
ООО «Честная управляющая компания» осуществляет управление многоквартирным
домом, расположенным по адресу: ***
Ответчик является собственником квартиры № *** в указанном
жилом доме.
В адрес ответчика неоднократно направлялись уведомления об
обеспечении доступа работников управляющей компании в жилое помещение,
принадлежащее ответчику, для проведения осмотра инженерных коммуникаций, однако
доступ предоставлен не был.
Истец просит обязать ответчика обеспечить доступ в
принадлежащее ему жилое помещение для проведения осмотра инженерных
коммуникаций в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в
законную силу, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в
размере 6000 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Честная управляющая компания»
просит отменить решение суда.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с
договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана
содержать в надлежащем состоянии общедомовое имущество, к которому в том числе
относятся инженерные коммуникации, расположенные в помещениях собственников
дома.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений
в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением
Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
собственник обязан допускать представителей
управляющей компании в жилое помещение для осмотра технического и санитарного
состояния внутриквартирного оборудования.
При этом обеспечение доступа в квартиру ответчика необходимо
по причине возникновения сырого пятна на стене в подъезде под квартирой,
принадлежащей ответчику, что вызывает
беспокойство у иных собственников дома.
Считает, что обществом соблюдены все условия уведомления
ответчика о предоставлении доступа в жилое помещение. При этом отмечает, что
ответчик уклоняется от получения заказной почтовой корреспонденции и у него
имелась возможность получить корреспонденцию, направленную истцом.
Указывает, что в качестве доказательств, свидетельствующих о
том, что ответчик создает препятствия доступа в квартиру, в материалы дела
представлен акт от 07.09.2022, в соответствии с
которым ответчик открыл дверь, однако доступ предоставить отказался, что
подтверждается пояснениями свидетеля
***, оснований не доверять которым у суда не имелось. При этом довод
ответчика о его отсутствии в жилом помещении документально не подтвержден.
Считает, что поскольку ответчиком было получено исковое
заявление, у него имелась возможность в досудебном порядке исполнить требования
общества до начала судебного
разбирательства.
С учетом изложенного, полагает, что поведение ответчика
свидетельствует о злоупотреблении правом.
Кроме того, 30.05.2023 в соответствии с представленной судом
возможностью, требования истца о предоставлении доступа в квартиру также
ответчиком исполнены не были, поскольку Шамсутдинов А.М. не представил
возможность сотрудникам истца произвести осмотр общедомового имущества и не
допустил заместителя директора по технической части общества участвовать в
проведении осмотра. При этом осмотр инженерных коммуникаций произвести не
удалось, поскольку они закрыты пластиковыми панелями, соответственно определить
причину возникновения сырого пятна на стене в подъезде не представляется возможным,
что впоследствии может привести к возникновению аварийной ситуации, в
результате которой может пострадать имущество иных собственников.
Обращает внимание, что проходящие через жилое помещение
ответчика стояки и трубы циркуляции водоснабжения и теплоснабжения являются
общедомовым имуществом, препятствия в доступе к которым являются недопустимыми.
Полагает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении
ходатайства истца об уточнении исковых требований, что противоречит ст. 39
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Отмечает, что истец просит обеспечить доступ в квартиру ответчика именно с
целью проведения осмотра инженерных коммуникаций.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Шамсутдинов
А.М. просит оставить решение суда без
изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно
апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК
РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей
долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и
предназначенные для обслуживания более одного помещения, в том числе
межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты,
коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы,
в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного
помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно части 1
статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно
обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее
содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов
пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг
гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что надлежащее
содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности,
защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к
надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и
здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц,
государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования
помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников
помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов
собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную
готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования,
входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном
доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления
коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии
с Правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных
домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия,
предоставленные частью 3
статьи 39 ЖК РФ, Постановлением от 13.08.2006 № 491 утвердило
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила №
491). Названные Правила, согласно их преамбуле, регулируют отношения по
содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой
собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Как следует из пунктов 5,
6
Правил № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные
системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из
стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства,
расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств,
коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых
запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков,
а также механического, электрического, санитарно-технического и иного
оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества
включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих
элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых)
приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного
на этих сетях.
В силу пункта 10
Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в
состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности
многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность
имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и
иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями,
помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором
расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов
собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных
коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего
имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов)
гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами
предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика
многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для
строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований
законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности.
Согласно подпунктам «а»,
«в»,
«з» пункта 11
Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава,
конструктивных особенностей, степени физического износа и технического
состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и
природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в
себя, в частности, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками
помещений и указанными в пункте 13
данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление
несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства
Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание
общего имущества, указанного в подпунктах «а
– д» пункта 2
данных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для
обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома
объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего
имущества.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления
многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами,
привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения
строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися
должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья,
жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного
потребительского кооператива или управляющей организацией, а при
непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги
и (или) выполняющими работы (пункт 13
Правил № 491).
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда
закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда,
утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.
В соответствии с пунктом 5.8.3
указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны
обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем),
планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в
строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации
(установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и
др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного
фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных
деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических
систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов,
гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в
местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов
и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания
оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
В силу подпункта «б»
пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее -
Правила № 354), исполнитель имеет право требовать допуск в заранее
согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое
потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том
числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного
состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных
работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по
мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Согласно подпункту «е»
пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан допускать представителей
исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов
государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение
для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования
в заранее согласованное с исполнителем время в порядке, указанном в пункте 85
названных Правил, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения
недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых
ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое
время.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении
от 29.05.2018 № 1239-О, указанные положения Правил
№ 354 направлены на поддержание в надлежащем состоянии внутриквартирного оборудования
и качественное предоставление коммунальных услуг, обеспечивая при этом
необходимый баланс интересов собственников (пользователей) помещений, лиц,
предоставляющих коммунальные услуги, а также представителей государственных
органов, осуществляющих контроль и надзор.
Из материалов дела следует, что ответчик Шамсутдинов
А.М. является собственником жилого
помещения – квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: ***.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого
государственного реестра недвижимости (л.д.45-46).
ООО «Честная управляющая компания» на основании договора управления
многоквартирным домом от 01.07.2018 (л.д.9-12) осуществляет управление
многоквартирным жилым домом ***, что подтверждается договором управления
многоквартирным домом.
Обращаясь в суд с иском, управляющая компания ссылается на
то, что доступ в квартиру ответчика необходим для того, чтобы проверить
общедомовое оборудование – систему слива, поскольку около входной двери
ответчика на стене, за которой расположен санузел, образовалось мокрое пятно.
Вместе с тем, как указано выше, в силу подп. «е» Правил №354 потребитель обязан
допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб),
представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое
помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного
оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85
данных Правил.
При этом, из содержания п.85 Правил №354
следует: а) исполнитель, а в случаях, установленных пунктом 80(1)
настоящих Правил, - гарантирующий поставщик направляет потребителю не позднее
14 дней до даты проведения проверки способом, предусмотренным подпунктом
«а» пункта 119 настоящих Правил, извещение о предполагаемых дате
(датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное
время представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика для
совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия
потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя и (или)
гарантирующего поставщика к приборам учета; б) потребитель обязан обеспечить допуск
указанных в подпункте «а»
настоящего пункта лиц в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения
проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда
потребитель не может обеспечить допуск представителей исполнителя и (или)
гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение по причине
временного отсутствия, о чем он обязан сообщить указанным лицам в срок не
позднее 2 дней до даты проведения проверки, указанной в извещении, с указанием
иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных
для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть
ранее 2 дней с даты, когда поступило сообщение от потребителя, и позднее 3 дней
с даты, указанной в извещении о проведении проверки; в) лица, указанные в подпункте «а»
настоящего пункта, обязаны провести проверку в указанные в подпункте «а»
настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином
времени в соответствии с подпунктом
«б» настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время.
По итогам проверки указанное лицо обязано незамедлительно составить акт
проверки в порядке, установленном пунктом 85(1)
настоящих Правил; г) если потребитель не обеспечил допуск представителей
исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое
помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в
предусмотренном подпунктом
«б» настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении
потребителя, проживающего в жилом помещении, у указанных лиц отсутствует
информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, такие лица
составляют акт об отказе в допуске к прибору учета; д) лица, указанные в подпункте «а»
настоящего пункта, обязаны провести проверку и составить акт проверки в течение
10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об
отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск
таких лиц в помещение для проверки.
На обязанность собственника обеспечить доступ в квартиру для
проведения ремонтных работ неоднократно указывал Верховный Суд Российской
Федерации.
Так, в своем Определении от 07.05.2019 № 4-КГ19-6 Верховный
Суд Российской Федерации указал, что право истца, при соблюдении установленного
уведомительного порядка согласно п. 85 Постановления Правительства РФ от
06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», требовать
допуска в занимаемое потребителем помещение у представителей исполнителя имеется
в силу прямого указания в законе, не зависит от конкретных обстоятельств и
установлено, в том числе, для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций
или возможных нарушений прав граждан в будущем.
Таким образом, истцом должна быть соблюдена установленная
действующим законодательством, в том числе Правилами предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных
домах и жилых домов, процедура уведомления пользователя жилого помещения и
согласования даты и времени проведения осмотра, если это не связано с
ликвидацией аварии.
В силу ст. 56 ГПК РФ, в данном случае обязанность по
предоставлению доказательств того, что ответчик был надлежащим образом
уведомлен истцом о необходимости предоставления доступа в жилое помещение,
имеет реальную возможность обеспечить такой доступ, однако, не исполняет свою
обязанность, лежит именно на истце.
Между тем, такие доказательства в ходе судебного
разбирательства, как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции,
истцом представлены не были.
Из материалов дела следует, что уведомления о необходимости
обеспечения доступа в квартиру ответчика
на 07.09.2022, на 27.09.2022 возвращены за истечением срока хранения.
В
ходе судебного разбирательства Шамсутдинов А.М. отрицал получение каких-либо
уведомлений от истца об обеспечении доступа в его квартиру, при этом не
возражал против обеспечения доступа работников в его квартиру для осмотра
инженерных коммуникаций.
Кроме
того, в ходе судебного разбирательства представителю истца был обеспечен доступ
в квартиру ответчика, что следует из показаний
свидетеля *** При этом, данный свидетель пояснил, что обследовать
инженерные коммуникации в квартире ответчика ему не удалось, поскольку они
закрыты пластиковыми панелями.
При
таких обстоятельствах, вывод суда о том, что ответчик Шамсутдинов А.М. исполнил
требование управляющей компании об обеспечении доступа в принадлежащую ему
квартиру, является обоснованным.
В
связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что обществом соблюдены все
условия уведомления ответчика о предоставлении доступа в жилое помещение,
судебной коллегией отклоняются.
При
этом доказательства того, что ответчик уклонялся от получения заказной почтовой
корреспонденции и у него имелась возможность получить корреспонденцию,
направленную истцом, в материалы дела не представлены.
То
обстоятельство, что представителю истца не удалось возможным обследовать
инженерные коммуникации в квартире ответчика, поскольку они закрыты
пластиковыми панелями, предметом спора не является, а поэтому не служит
основанием к отмене решения суда.
Приведенные
доводы в жалобе на то, что поведение ответчика свидетельствует о
злоупотреблении правом, судебной коллегией также отклоняются.
В
силу п.1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав
исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона
с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление
гражданских прав (злоупотребление правом).
Не
допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а
также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Если
будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости
от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения
отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также
применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или
третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2).
Согласно
разъяснению, содержащемуся в п. 1
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. №
25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или
недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника
гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны,
содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По смыслу приведенных норм права и разъяснений по их
применению, следует, что злоупотребление правом со стороны ответчика явилось бы
его поведение, сопряженное с угрозой
обеспечения сохранности имущества других лиц и общедомового имущества. Однако,
такие доказательства в материалы дела не представлены.
Ссылка в жалобе на то, что
судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства истца об
уточнении исковых требований, также не является основанием к отмене решения
суда, поскольку истец не лишен возможности заявить самостоятельные требования,
кроме того, не лишен возможности обследовать стену в подъезде указанного дома,
где образовалось мокрое пятно и, как управляющая компания, принять
соответствующие меры.
Рассмотрев
дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит доводы,
приведенные в ней, несостоятельными, что в силу положений ст.330 ГПК РФ
основанием для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не
является.
Разрешая
спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую
оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное
решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм
процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 мая 2023 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью
«Честная управляющая компания» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
10.10.2023.