Судебный акт
Оспанивание заключения медико-социальной экспертизы
Документ от 15.08.2023, опубликован на сайте 29.08.2023 под номером 107911, 2-я гражданская, об отмене решения об отказе в установлении инвалидности и об установлении инвалидности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0003-01-2023-000355-72

Судья Таранова А.О.                                                                            Дело № 33-3742/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   15 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,  

судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          представителя Подмарькова Евгения Ивановича – Липинской Наталии Вячеславовны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14 апреля 2023 года по делу № 2-588/2023, которым  постановлено: 

 

в удовлетворении исковых требований Подмарькова Евгения Ивановича к  ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» о признании незаконными акты медико-социальной экспертизы гражданина от 09.01.2023, от 23.01.2023, установлении инвалидности отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Подмарькова Е.И. – Липинской Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России Самариной И.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

 

Подмарьков Е.И. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области») о признании решений медико-социальной экспертизы незаконным, установлении инвалидности. В обоснование иска указал, что в период с 04.11.2021 по 22.11.2021 находился на стационарном лечении в ГБУЗ СО «СГКБ № 2 им. Н.А. Семашко» в связи с ***. В дальнейшем он проходил амбулаторное лечение: с 06.12.2021 по 21.12.2021 – в ГУЗ «Областной кардиологический диспансер»; с июля по сентябрь 2022 года – в Ульяновской областной клинической больнице; с 20.07.2022 по 03.08.2022 – в ГУЗ «Городская поликлиника № 4». Решением Бюро № 12 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» от 09.01.2023 ему отказано в установлении инвалидности. Экспертным составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» от 23.01.2023 в установлении инвалидности ему также отказано. С решениями медико-социальной экспертизы он не согласен. Просил  признать недействительным решения медико-социальной экспертизы об отказе в установлении инвалидности от 09.01.2023 и от 23.01.2023; обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» установить ему группу инвалидности, соответствующую его показаниям здоровья.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора, Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской  Федерации, Министерство социального развития Ульяновской области, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске, Министерство здравоохранения Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Подмарькова Е.И. – Липинская Н.В. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что в ходе судебного разбирательства стороной истца указывалось на явные несоответствия сведений, указанных в протоколах освидетельствования, фактическим обстоятельствам, в частности, сведений о личности истца, бытовых условиях его проживания, а также имеющихся у него диагнозов. Обращает внимание, что в результате имеющегося заболевания истец не может самостоятельно себя обслуживать, передвигаться без посторонней помощи, из-за чего не трудоустроен. Не соглашается с заключением проведенной по делу судебной экспертизы, так как выводы экспертов не содержат решения по оценке степени стойких нарушений психических функций истца на момент проведения экспертизы ввиду отсутствия актуального заключения ***, которое является обязательным при установлении диагноза «***». Обращает внимание, что при проведении медико-социальной экспертизы от 09.01.2023 заключение *** от 12.07.2022 также было недействительным. В силу закона заключение экспертизы является лишь одним из доказательств по делу и подлежит оценке в числе совокупности доказательств.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» просит оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.12.2022 ГУЗ «Городская поликлиника № 4» Подмарькову Е.И. было выдано направление на медико-социальную экспертизу (том 1, л.д. 18).

09.01.2023 в отношении Подмарькова Е.И. Бюро № 12 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» была проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой принято решение о том, что инвалидность не установлена (том 1, л.д. 17).

23.01.2023 в отношении Подмарькова Е.И. экспертным составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» была проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой принято решение о том, что инвалидность не установлена (том 1, л.д. 16)

Полагая отказ в установлении инвалидности незаконным, Подмарьков Е.И. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Статьей 8 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Правила признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 (далее – Правила от 05.04.2022).

Названные Правила от 05.04.2022 устанавливают, что медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3).

Согласно п. 5 Правил от 05.04.2022 условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (подп. «а»); ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью) (подп. «б»); необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации (подп. «в»).

В силу п. 6 Правил от 05.04.2022 наличие одного из указанных в пункте 5 данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Как указано в п. 7 Правил от 05.04.2022, в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

В соответствии с п. 23 Правил от 05.04.2022 бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21 данных Правил.

Главное бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина в случае обжалования им (его законным или уполномоченным представителем) решения бюро, при осуществлении контроля за решением, принятым бюро, в том числе в части обеспечения техническим средством реабилитации - протезом с микропроцессорным управлением при обращении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также по направлению бюро в случаях, требующих консультации специалистов главного бюро, в том числе с проведением специальных видов обследования (п. 24 Правил от 05.04.2022).

Медико-социальная экспертиза проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий (п. 28 Правил от 05.04.2022).

Пунктом 31 Правил от 05.04.2022 установлено, что медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится путем опроса, осмотра и обследования гражданина специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при необходимости с использованием специального диагностического оборудования, изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина в информационной системе медико-социальной экспертизы составляется акт.

Форма и порядок заполнения протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина, а также форма и порядок составления акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно п. 44 Правил от 05.04.2022 решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы и заносится в акт медико-социальной экспертизы.

При проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина, в том числе дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, решение объявляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые дают по нему разъяснения.

Гражданину, не признанному инвалидом, посредством использования информационной системы медико-социальной экспертизы из электронного дела медико-социальной экспертизы формируется выписка с результатами проведения медико-социальной экспертизы, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица и направляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) на бумажном носителе заказным почтовым отправлением и в личный кабинет на едином портале.

В случае проведения медико-социальной экспертизы с присутствием гражданина по его желанию либо по желанию его законного или уполномоченного представителя справка с результатами медико-социальной экспертизы может быть выдана на бумажном носителе на руки гражданину (его законному или уполномоченному представителю) (п. 47 Правил от 05.04.2022).

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 № 585н (далее – приказ №585н).

Согласно пунктам 4, 5 Приказа № 585н степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

В соответствии с п. 7 Приказа № 585н выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п. 9 Приказа № 585н).

В целях проверки обоснованности заключения проведенной в отношении истца медико-социальной экспертизы судом была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой было поручено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России.

Заключением судебно-медицинской экспертизы от 30.03.2023 (том 1, л.д. 208-217) установлено, что на момент проведения медико-социальной экспертизы в ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» 09.01.2023 и 23.01.2023 оснований для установления Подмарькову Е.И. инвалидности с учетом имеющихся у него заболеваний (нарушений функций организма) не имелось. На момент проведения судебной медико-социальной экспертизы оснований для установления Подмарькову Е.И. инвалидности, с учетом имеющихся у него заболеваний (***), на основании представленной медицинской документации не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять указанному заключению экспертов не имеется, поскольку оно соответствует по своей форме и содержанию установленным требованиям.

В соответствии со ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Оценивая заключение судебной медико-социальной экспертизы, судебная коллегия приходит к выводу, что данное заключение является допустимым доказательством, так как оно выполнено сотрудниками экспертной организации, которые имеют соответствующую квалификацию и образование, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Само оспариваемое истцом заключение составлено грамотно, в нем имеется вводная, исследовательская и заключительная части. Соблюдены требования, касающиеся структуры и содержания заключения, которые закреплены статьей 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Выводы экспертов исключают возможность их двоякого толкования. При таких обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований не доверять заключению судебно1 медико-социальной экспертизы.

Выводы экспертов, вопреки доводам жалобы, согласуются и с иными материалами дела относительно состояния здоровья Подмарькова Е.И., медицинской документацией, судебно-медицинская экспертиза проведена с личным участием истца.

Доводы жалобы о несогласии с актами медико-социальной экспертизы и заключением судебно-медицинской экспертизы в связи с отсутствием на момент их проведения актуального заключения врача-психиатра несостоятельны.

Из акта освидетельствования в МСЭ от 11.01.2023-23.01.2023 усматривается, что экспертами наряду с другими медицинскими документами истца исследовалось заключение психиатра от 12.01.2023, выданное ГКУЗ «***» (том 1, л.д. 107-109).

В заключении судебной экспертизы также есть ссылка на наличие заключения консультанта ГКУЗ «***» *** Е.В. от 12.01.2023, где указано, что истцу установлен диагноз «***» без указания ***

Кроме того, предметом настоящего спора являлась проверка результатов медико-социальной экспертизы истца от 09.01.2023 и от 23.01.2023, в связи с чем отсутствие на момент проведения судебной экспертизы заключения *** позднее, чем имеющееся от 12.01.2023, не может поставить под сомнение выводы экспертов.

При наличии новых медицинских документов истец не лишен права пройти новое освидетельствование на предмет наличия (отсутствия) у него признаков инвалидности.

Доводы жалобы о неполноте сведений в протоколах медико-социальной экспертизы от 09.01.2023 и 23.01.2023 о личности истца выводы суда по существу спора не опровергают и о недействительности оспариваемых протоколов не свидетельствуют, так как разделы протокола, на неполноту в которых ссылается сторона истца, заполняются со слов освидетельствуемого в соответствии с Порядком заполнения протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.07.2022 № 389н.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Подмарькова Евгения Ивановича – Липинской Наталии Вячеславовны – без удовлетворения.               

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  16.08.2023.