УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0003-01-2023-000355-72
Судья Таранова А.О.
Дело № 33-3742/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 15 августа 2023
года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,
при секретаре Воронковой
И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе представителя
Подмарькова Евгения Ивановича – Липинской Наталии Вячеславовны на решение Железнодорожного
районного суда города Ульяновска от 14 апреля 2023 года по делу № 2-588/2023,
которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Подмарькова Евгения
Ивановича к ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской
области» о признании незаконными акты медико-социальной экспертизы гражданина
от 09.01.2023, от 23.01.2023, установлении инвалидности
отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя
Подмарькова Е.И. – Липинской Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
представителя федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной
экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России Самариной И.А., полагавшей
решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
установила:
Подмарьков Е.И. обратился в суд с иском к федеральному
казенному учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской
области» Минтруда России (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области») о
признании решений медико-социальной экспертизы незаконным, установлении инвалидности.
В обоснование иска указал, что в период с 04.11.2021 по 22.11.2021 находился на
стационарном лечении в ГБУЗ СО «СГКБ № 2 им. Н.А. Семашко» в связи с ***. В
дальнейшем он проходил амбулаторное лечение: с 06.12.2021 по 21.12.2021 – в ГУЗ
«Областной кардиологический диспансер»; с июля по сентябрь 2022 года – в
Ульяновской областной клинической больнице; с 20.07.2022 по 03.08.2022 – в ГУЗ
«Городская поликлиника № 4». Решением Бюро № 12 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской
области» от 09.01.2023 ему отказано в установлении инвалидности. Экспертным
составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» от 23.01.2023 в установлении
инвалидности ему также отказано. С решениями медико-социальной экспертизы он не
согласен. Просил признать
недействительным решения медико-социальной экспертизы об отказе в установлении
инвалидности от 09.01.2023 и от 23.01.2023; обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской
области» установить ему группу инвалидности, соответствующую его показаниям
здоровья.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора,
Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации,
Министерство социального развития Ульяновской области, Департамент Министерства
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области в г. Ульяновске, Министерство здравоохранения Ульяновской области и,
рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Подмарькова Е.И. –
Липинская Н.В. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В
обоснование жалобы указывает, что в ходе судебного разбирательства стороной
истца указывалось на явные несоответствия сведений, указанных в протоколах
освидетельствования, фактическим обстоятельствам, в частности, сведений о
личности истца, бытовых условиях его проживания, а также имеющихся у него
диагнозов. Обращает внимание, что в результате имеющегося заболевания истец не
может самостоятельно себя обслуживать, передвигаться без посторонней помощи,
из-за чего не трудоустроен. Не соглашается с заключением проведенной по делу
судебной экспертизы, так как выводы экспертов не содержат решения по оценке
степени стойких нарушений психических функций истца на момент проведения
экспертизы ввиду отсутствия актуального заключения ***, которое является
обязательным при установлении диагноза «***». Обращает внимание, что при
проведении медико-социальной экспертизы от 09.01.2023 заключение *** от
12.07.2022 также было недействительным. В силу закона заключение экспертизы
является лишь одним из доказательств по делу и подлежит оценке в числе
совокупности доказательств.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области» просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие истца, третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства
судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях
относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
06.12.2022 ГУЗ «Городская поликлиника № 4» Подмарькову Е.И. было выдано
направление на медико-социальную экспертизу (том 1, л.д. 18).
09.01.2023 в отношении Подмарькова Е.И. Бюро № 12 – филиалом
ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» была проведена очная медико-социальная
экспертиза, по результатам которой принято решение о том, что инвалидность не
установлена (том 1, л.д. 17).
23.01.2023 в отношении Подмарькова Е.И. экспертным составом
№ 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» была проведена очная медико-социальная
экспертиза, по результатам которой принято решение о том, что инвалидность не
установлена (том 1, л.д. 16)
Полагая отказ в установлении инвалидности незаконным,
Подмарьков Е.И. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон № 181-ФЗ) инвалид - лицо,
которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом
способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно
передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение,
обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным
инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет
устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы. Порядок и
условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 181-ФЗ медико-социальная
экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке
потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая
реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким
расстройством функций организма.
Медико-социальная
экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на
основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых,
профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с
использованием классификаций
и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере социальной защиты населения.
Статьей 8 Федерального закона № 181-ФЗ
установлено, что медико-социальная экспертиза осуществляется
федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными
федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством
Российской Федерации. Порядок
организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы
определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере социальной защиты населения.
Правила
признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.04.2022 № 588 (далее – Правила от 05.04.2022).
Названные
Правила от 05.04.2022 устанавливают, что медико-социальная экспертиза
проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на
основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых,
профессионально-трудовых и психологических данных с использованием
классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации (пункт 3).
Согласно п. 5 Правил от 05.04.2022 условиями признания гражданина
инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются: нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами (подп. «а»); ограничение
жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или
возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,
ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или
заниматься трудовой деятельностью) (подп. «б»); необходимость в мероприятиях по
реабилитации и абилитации (подп. «в»).
В
силу п. 6 Правил от 05.04.2022 наличие одного из указанных в пункте 5
данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания
гражданина инвалидом.
Как
указано в п. 7 Правил от 05.04.2022, в зависимости от степени выраженности
стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний,
последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом,
устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до
18 лет - категория «ребенок-инвалид».
В
соответствии с п. 23 Правил от 05.04.2022 бюро проводит медико-социальную
экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу,
поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении
медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или
уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21
данных Правил.
Главное
бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина в случае обжалования им
(его законным или уполномоченным представителем) решения бюро, при
осуществлении контроля за решением, принятым бюро, в том числе в части
обеспечения техническим средством реабилитации - протезом с микропроцессорным
управлением при обращении территориального органа Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации, а также по направлению бюро в
случаях, требующих консультации специалистов главного бюро, в том числе с
проведением специальных видов обследования (п. 24 Правил от 05.04.2022).
Медико-социальная
экспертиза проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) без личного
присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом
к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением
информационно-коммуникационных технологий (п. 28 Правил от 05.04.2022).
Пунктом
31 Правил от 05.04.2022 установлено, что медико-социальная экспертиза с личным
присутствием гражданина проводится путем опроса, осмотра и обследования
гражданина специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при
необходимости с использованием специального диагностического оборудования,
изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на
медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих
степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных
возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или
абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований,
необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от
заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.
По
результатам медико-социальной экспертизы гражданина в информационной системе
медико-социальной экспертизы составляется акт.
Форма
и порядок
заполнения протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина, а
также форма
и порядок
составления акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно
п. 44 Правил от 05.04.2022 решение о признании гражданина инвалидом либо об
отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов
специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения
результатов его медико-социальной экспертизы и заносится в акт медико-социальной
экспертизы.
При
проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина, в том
числе дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий,
решение объявляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю)
в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу,
которые дают по нему разъяснения.
Гражданину,
не признанному инвалидом, посредством использования информационной системы
медико-социальной экспертизы из электронного дела медико-социальной экспертизы
формируется выписка с результатами проведения медико-социальной экспертизы,
подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя
бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной
подписью уполномоченного им должностного лица и направляется гражданину (его
законному или уполномоченному представителю) на бумажном носителе заказным
почтовым отправлением и в личный кабинет на едином портале.
В
случае проведения медико-социальной экспертизы с присутствием гражданина по его
желанию либо по желанию его законного или уполномоченного представителя справка
с результатами медико-социальной экспертизы может быть выдана на бумажном
носителе на руки гражданину (его законному или уполномоченному представителю)
(п. 47 Правил от 05.04.2022).
Классификации
и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы,
утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 27.08.2019 № 585н (далее – приказ №585н).
Согласно
пунктам 4, 5 Приказа № 585н степень выраженности стойких нарушений функций
организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100,
с шагом в 10 процентов.
Выделяются
4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека,
обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень -
стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30
процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека,
обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от
40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций
организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно
выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
В
соответствии с п. 7 Приказа № 585н выделяются 3 степени выраженности
ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека.
Критерием
для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является
нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких
нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов),
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий
жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более
категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих
необходимость его социальной защиты (п. 9 Приказа № 585н).
В целях проверки обоснованности заключения проведенной в отношении истца
медико-социальной экспертизы судом была назначена судебная медико-социальная
экспертиза, производство которой было поручено ФКУ «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России.
Заключением судебно-медицинской экспертизы от 30.03.2023 (том 1, л.д.
208-217) установлено, что на момент проведения медико-социальной экспертизы в
ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» 09.01.2023 и 23.01.2023 оснований для
установления Подмарькову Е.И. инвалидности с учетом имеющихся у него
заболеваний (нарушений функций организма) не имелось. На момент проведения
судебной медико-социальной экспертизы оснований для установления Подмарькову
Е.И. инвалидности, с учетом имеющихся у него заболеваний (***), на основании
представленной медицинской документации не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять
указанному заключению экспертов не имеется, поскольку оно соответствует по
своей форме и содержанию установленным требованиям.
В
соответствии со ст. 86
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта
должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в
результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение
эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным
в ст. 67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Несогласие суда с
заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Экспертные
заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на
всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого
отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с
характерными причинно-следственными связями между ними и их системными
свойствами. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения
процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав
лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его
полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими
доказательствами по делу.
Оценивая
заключение судебной медико-социальной экспертизы, судебная коллегия приходит к
выводу, что данное заключение является допустимым доказательством, так как оно
выполнено сотрудниками экспертной организации, которые имеют соответствующую
квалификацию и образование, предупреждены об уголовной ответственности за дачу
заведомо ложного заключения.
Само оспариваемое
истцом заключение составлено грамотно, в нем имеется вводная, исследовательская
и заключительная части. Соблюдены требования, касающиеся структуры и содержания
заключения, которые закреплены статьей 25
Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации». Выводы экспертов исключают возможность их
двоякого толкования. При таких обстоятельствах у судебной коллегии нет
оснований не доверять заключению судебно1 медико-социальной экспертизы.
Выводы экспертов, вопреки доводам жалобы, согласуются и с
иными материалами дела относительно состояния здоровья Подмарькова Е.И.,
медицинской документацией, судебно-медицинская экспертиза проведена с личным
участием истца.
Доводы жалобы о несогласии с актами медико-социальной
экспертизы и заключением судебно-медицинской экспертизы в связи с отсутствием
на момент их проведения актуального заключения врача-психиатра несостоятельны.
Из акта освидетельствования в МСЭ от 11.01.2023-23.01.2023
усматривается, что экспертами наряду с другими медицинскими документами истца
исследовалось заключение психиатра от 12.01.2023, выданное ГКУЗ «***» (том 1,
л.д. 107-109).
В заключении судебной экспертизы также есть ссылка на наличие
заключения консультанта ГКУЗ «***» *** Е.В. от 12.01.2023, где указано, что
истцу установлен диагноз «***» без указания ***
Кроме того, предметом настоящего спора являлась проверка
результатов медико-социальной экспертизы истца от 09.01.2023 и от 23.01.2023, в
связи с чем отсутствие на момент проведения судебной экспертизы заключения ***
позднее, чем имеющееся от 12.01.2023, не может поставить под сомнение выводы
экспертов.
При наличии новых медицинских документов истец не лишен
права пройти новое освидетельствование на предмет наличия (отсутствия) у него
признаков инвалидности.
Доводы
жалобы о неполноте сведений в протоколах медико-социальной экспертизы от
09.01.2023 и 23.01.2023 о личности истца выводы суда по существу спора не
опровергают и о недействительности оспариваемых протоколов не свидетельствуют,
так как разделы протокола, на неполноту в которых ссылается сторона истца,
заполняются со слов освидетельствуемого в соответствии с Порядком
заполнения протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина,
утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 04.07.2022 № 389н.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от
14 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя
Подмарькова Евгения Ивановича – Липинской Наталии Вячеславовны – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г.
Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Железнодорожный районный суд города
Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.08.2023.