Судебный акт
О назначении досрочной пенсии по старости в связи с длительным стажем работы
Документ от 15.08.2023, опубликован на сайте 23.08.2023 под номером 107827, 2-я гражданская, о назначении пенсии досрочно, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0008-01-2023-000220-18

судья Росляков В.Ю.                                                                       Дело № 33-3711/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               15 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Самылиной О.П., Завгородней Т.Н.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 24 мая 2023 года по гражданскому делу № 2-1-221/2023, по которому постановлено:

исковые требования Чемаева Василия Ивановича удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить в страховой стаж Чемаева Василия Ивановича в целях определения права на назначение досрочной пенсии по старости следующие периоды работы:

– с 11.01.1983 по 10.02.1992 в качестве тракториста в ***»;

– с 10.02.1992 по 01.09.2000 в качестве тракториста в ***

В остальной части исковые требования Чемаева Василия Ивановича оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия,

 

установила:

 

Чемаев В.И. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж в целях определения права на назначение досрочной пенсии по старости, назначить досрочную пенсию по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом переходных положений пенсия по старости мужчинам назначается по достижении 63 лет. Согласно положениям ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» мужчины, имеющие не менее 42 лет страхового стажа, имеют право на назначение страховой пенсии досрочно на 2 года ранее общеустановленного возраста. 16.01.2023 Чемаеву В.И. исполнилось 62 года. В связи с этим истец 06.12.2022 обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом предоставил трудовую книжку, подтверждающую страховой стаж более 47 лет. Решением ОСФР по Ульяновской области № 254350/22 от 06.03.2023 отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа  42 года. В страховой стаж не засчитаны периоды работы с 1976 по 1983 год в ***е *** и с 11.01.1983 по 02.02.2000 в ***», в связи с тем, что архивные документы не сохранились, книги протоколов общих собраний членов ***а и заседаний правления, книги учетов по оплате труда на хранение в муниципальный архив не поступали. Трудовая деятельность в спорные периоды подтверждается трудовой книжкой. В настоящее время ***» ликвидировано. Направить ответчику какие-либо иные документы, подтверждающие период работы в данной организации, не представляется возможным. Помимо трудовой книжки, факт трудовой деятельности подтверждается показаниями свидетелей Е*** А.П., А*** Ю.Н., Ч*** М.А., работавших вместе с истцом в оспариваемые периоды. Считает отказ в назначении пенсии и во включении указанных периодов работы незаконным.

Истец просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области включить в общий трудовой и страховой стаж истца периоды работы: с июня 1976 по 11.01.1983 в ***, с 11.01.1983 по 10.02.1992 в ***» в качестве тракториста, с 10.02.1992 по 13.10.2000 трактористом в ***, с 13.10.2000 по 15.09.2003 трактористом с ***», назначить истцу досрочно пенсию по старости с момента обращения, то есть с 06.12.2022.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное  решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Чемаев В.И., 16.01.1961 года рождения, приобретает право на пенсию по старости на общих основаниях 16.01.2024. Требуемая продолжительность страхового стажа и величина индивидуального коэффициента имеется. Продолжительность страхового стажа Чемаева В.И. в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013              № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 06.12.2022 составила 21 год              11 месяцев 15 дней. Комиссия утвердила стаж работы Чемаева В.И. в колхозе                 *** (затем – ***») на основании свидетельских показаний, так как документы ***» были уничтожены в результате пожара в здании хозяйства 11.09.2000. Вместе с тем документальное подтверждение периодов работы Чемаева В.И. в *** и ***» отсутствует.

В возражениях на апелляционную жалобу Чемаев В.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013            № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как следует из ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

С учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 и ст. 35 указанного закона, мужчины 1961 года рождения приобретают право на страховую пенсию по старости на общих основаниях по достижении возраста 63 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 28,2.

Согласно ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996            № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014                    № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

В силу п. 52(2) Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву, период участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (период участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях». Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Юридически значимым по настоящему делу обстоятельством является наличие у истца на дату принятия ответчиком оспариваемого решения соответствующего возраста и страхового стажа в размере не менее 42 лет, подсчет которого должен быть произведен с учетом правил, изложенных в ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судом установлено, что Чемаев В.И. зарегистрирован в системе  *** с  03.02.2000.

06.12.2022 Чемаев В.И., 16.01.1961 года рождения, обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 43-47).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 06.03.2023 № 254350/22                Чемаеву В.И. в назначении досрочно страховой пенсии по старости, предусмотренной ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа            42 года (л.д. 13-14).

По решению ОСФР по Ульяновской области в страховой стаж Чемаева В.И. в целях определения права на назначение досрочно страховой пенсии по старости  засчитаны периоды:

с 11.05.1980 по 04.05.1982 (1 год 11 месяцев 24 дня) – военная служба по призыву,

с 01.09.2000 по 15.09.2003 (3 года 14 дней) – работа в ***»,

с 19.09.2003 по 31.12.2007 (4 года 3 месяца 12 дней) – работа в ГУ «Большевьясский лесхоз»,

c 01.01.2008 по 28.02.2011 (3 года 1 месяц 28 дней) – работа в ***о»,

с 01.04.2012 по 30.09.2012 (6 месяцев) – работа в ***»,

с 30.01.2013 по 03.04.2013 (2 месяца 4 дня) – работа в ***»,

с 17.01.2014 по 05.12.2022 (8 лет 10 месяцев 18 дней) – работа в ***.

В страховой стаж в целях определения права на назначение досрочно страховой пенсии по старости  не засчитаны периоды:

с 01.09.1976 по 20.07.1978 – период учебы в ***,

с 1976 по 1983 – работа в ***,

с 11.01.1983 по 02.02.2000 – работа в ***».   

Продолжительность страхового стажа Чемаева В.И. в соответствии с ч. 1.2 ст. 8  Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 06.12.2022 составила 21 год 11 месяцев 15 дней.

Право на пенсию по старости на общих основаниях истец приобретает 16.01.2024.

Согласно трудовой книжке серии АТ-VIII № 9982115 (л.д. 110-113), в 1976 году (без указания числа и месяца) Чемаев В.И. принят на работу в *** трактористом.

11.01.1983 *** разукрупнен на два колхоза образован новый ***».

10.02.1992 в связи с реформированием ***» в ***» переведен в ***».

13.10.2000 ***» переименовано в ***.

15.09.2003 уволен из ***» по собственному желанию.

Из материалов дела следует, что с 01.09.1976 по 20.07.1978 истец обучался в *** (л.д. 56), в соответствии с военным билетом НП № 5769756 Чемаев В.И. проходил военную службу по призыву с 11.05.1980 по 04.05.1982               (л.д. 57-58), что исключает его работу в ***.

Период службы в рядах Советской армии с 11.05.1980 по 04.05.1982  включен ответчиком в стаж истца в целях определения права для назначения досрочной пенсии по старости.

Как усматривается из сообщения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Базарносызганскому и Инзенскому районам 11.09.2000 в 01 час. 30 мин. произошел пожар в конторе ***» по адресу: ***. В результате пожара уничтожено здание правления, документации ***»                 (л.д. 21).

По причине пожара, уничтожении документации ***» записи в трудовой книжке истца за период с 11.01.1983 по 01.09.2000 сделаны после пожара в хозяйстве после восстановления сведений о работе в указанные периоды на основании сохранившихся доказательств.

Записи о периодах работы истца с 1976 по 1983 в *** *** и с 11.01.1983 по 02.02.2000 в ***» занесены в трудовую книжку на основании решения комиссии по установлению стажа по ***» № 5 от 29.03.2001.

Комиссия по установлению стажа по ***» утвердила стаж работы Чемаева В.И. в *** (затем ***») на основании свидетельских показаний, так как документы ***» были уничтожены в результате пожара в здании хозяйства 11.09.2000 (л.д. 12).

Согласно справке № 1960 от 26.01.2023 в проверенных книгах протоколов общих собраний и заседаний членов *** за 1976-1983 сведений о приеме на работу, в члены ***а, о направлении на учебу, об увольнении с работы на Чемаева В.И. не имеется, в проверенных книгах учета расчетов по оплате труда ***а ***, имеющихся на хранении в муниципальном архиве, за 1976-1983 фамилия с инициалами Чемаев В.И. не значится.  В проверенных книгах протоколов общих собраний и заседаний членов ***» за 1983, за 2003 сведений о приеме на работу и в члены ***а в 1983 году, об увольнении с работы в 2003 году на Чемаева В.И. не имеется. Книги учета расчетов по оплате труда (лицевые счета) ***» за период с января 1983 по июль 2000 на хранение в муниципальный архив не поступали. Заработная плата Чемаева В.И. за август 2000 составила 607 руб. 75 коп. (л.д. 11).

Полагая  решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с исключением из страхового стажа приведенных  периодов необоснованным и незаконным, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, так как он соответствует установленным фактическим обстоятельствам дела, сделан на верной оценке собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

С 01.01.2019 законодателем определено новое основание для досрочного назначения пенсии по старости – длительный страховой стаж, и именно по данному основанию (наличие страхового стажа 42 года) истец просил назначить ему досрочную пенсию по старости.

Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона), а из нестраховых периодов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», – только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона).

Перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ограничен и расширительному толкованию не подлежит.

Имевшие место в период трудовых отношений периоды, за которые не производилось начисление заработной платы, следовательно, не начислялись страховые взносы, в том числе периоды отпусков без сохранения заработной платы, в страховом стаже для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости не учитываются.

Возможность включения в страховой стаж периодов работы, за которые не производилось начисление заработной платы и не начислялись страховые взносы, для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с  ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» этим законом не предусмотрена.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

При этом уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 2 ст. 29 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В связи с тем, что в период обучения в СПТУ не производилось начисление заработной платы, следовательно, не начислялись страховые взносы, он не относится к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа в целях определения права на назначение досрочной пенсии по старости.

Период работы Чемаева В.И. с 01.09.2000 по 15.09.2003 включен ответчиком в стаж истца, учитываемый для назначения досрочной пенсии по старости. Оснований для включения данного периода судом не имеется.

Периоды работы истца с 11.01.1983 по 10.02.1992 в качестве тракториста в ***е «***», с 10.02.1992 по 01.09.2000 в качестве тракториста ***» правомерно включены в страховой стаж истца в целях определения права для назначения досрочной пенсии по старости в связи со следующим.

В силу действующего законодательства трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, – за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 № 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.

Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. У таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Периоды работы истца с 11.01.1983 по 10.02.1992 в качестве тракториста в ***е «***», с 10.02.1992 по 01.09.2000 в качестве тракториста ***», кроме записей в трудовой книжке, подтверждены в судебном заседании свидетелями Е*** А.П., А*** Ю.Н.,                   *** М.А. 

Записи о трудовой деятельности в спорные периоды последовательны, записаны под следующими друг за другом номерами, отражают календарные периоды работы, имеются ссылки на решение комиссии по установлению стажа.

В связи с осуществлением трудовой деятельности в спорный период истец был вправе рассчитывать на то, что все время работы будет учитываться, как стаж его трудовой деятельности.

Поскольку записи о периодах работы истца содержатся в трудовой книжке, они не оспорены, оснований для отказа во включении спорных периодов в страховой стаж не имеется.

Отсутствие у Чемаева В.И. объективной  возможности  представить все необходимые уточняющие справки ввиду пожара в ***»,   ликвидации ***» и несохранения их в архиве, наряду с установленным судом фактом работы истца в должности тракториста, не может являться основанием для ограничения его пенсионных прав и отказа во включении периодов работы с 11.01.1983 по 10.02.1992 в качестве тракториста в ***», с 10.02.1992 по 01.09.2000 в качестве тракториста ***».

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что ответчик в добровольном порядке включил в стаж истца, учитываемый для назначения досрочной пенсии по старости, период с 01.09.2000 по 15.09.2003 (3 года 14 дней) в ***», в то время как период работы Чемаева В.И. с 11.01.1983 по 15.09.2003 фактически является непрерывным.

Учитывая, что на момент обращения истца в пенсионный орган его общий страховой стаж для определения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составлял менее 42 лет, даже учетом периодов  с 11.01.1983 по 01.09.2000, у суда не имелось правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости. 

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 24 мая 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                          (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.08.2023