УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-007693-70
Судья Грачева Т.Л.
Дело № 33-2031/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 16
мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Завгородней Т.Н., Карабанова А.С.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Долгаева Александра Ивановича на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 27 декабря 2022 года по гражданскому делу №
2-5636/2022, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых
требований Долгаева Александра Ивановича к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской
области» о признании за Долгаевым Александром Ивановичем права на обеспечение
его и членов его семьи медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях,
санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха
Министерства обороны Российской Федерации, возложении обязанности поставить
штамп о данном праве в пенсионном удостоверении Долгаеву Александру Ивановичу
отказать.
Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения Долгаева А.И., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Долгаев А.И. обратился в суд с иском к федеральному
казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании
отказа незаконным, признании права на обеспечение медицинской помощью в
военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный
отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации,
возложении обязанности поставить штамп в пенсионном удостоверении.
В обоснование иска указал, что является подполковником
запаса, проходил воинскую службу с ***1982 (***) по ***2006 (***); выслуга – 24
календарных года. Воинскую службу закончил в ***. В 2013 году переехал на
постоянное место жительства в Российскую Федерацию, встал на воинский учет, и
ему была начислена военная пенсия из расчета полных 24 календарных года. Уволен
из Вооруженных сил по состоянию здоровья.
При получении пенсионного удостоверения Министерства обороны
Российской Федерации в 2013 году в военном комиссариате г.Уфы, на странице
удостоверения - отметка о праве на льготы, не был поставлен штамп о праве на
обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях,
санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха
Министерства обороны Российской Федерации.
Он обратился к военному комиссару Ульяновской области с
просьбой о постановке на соответствующей странице его пенсионного удостоверения
штампа о праве на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских
учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и
домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации.
Военным комиссаром Ульяновской области в ответе №УСО/5/1758
от 10.08.2022 ему было отказано в постановке в пенсионное удостоверение штампа
о праве на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях,
санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха
МО РФ. Отказ мотивирован тем, что распоряжением Президента РФ №490-рп от
15.07.2011 Российская Федерация вышла из Протокола к Соглашению между
государствами участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих,
лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992.
Исходя из буквального толкования ст. 1 Протокола к
Соглашению между государствами участниками СНГ о социальных и правовых
гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от
14.02.1992, п. 3 ст. 2 и п.5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих», следует, что право на социальные гарантии возникло
у него не в момент переезда в Российскую Федерацию на постоянное место
жительства, а в момент увольнения из Вооруженных сил Украины в 2006 году, в
период действия Соглашения между государствами участниками СНГ о социальных и
правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их
семей от 14.02.1992.
Просил суд признать незаконным отказ ФКУ «Военный
комиссариат Ульяновской области» в предоставлении ему и членам его семьи право
на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях,
санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха
Министерства обороны Российской Федерации. Признать за ним, Долгаевым А. И. и
членами его семьи право на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских
учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и
домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации; Обязать ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской
области» поставить на соответствующей странице его пенсионного удостоверения
штамп о праве на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских
учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и
домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Долгаев А.И. просит удовлетворить
исковые требования в полном объёме. В обоснование доводов жалобы указывает, что
он и члены его семьи имеют право на обеспечение медицинской помощью в
военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение, а также ссылается
на нарушение судом норм материального и процессуального права и считает, что
решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Указывает, что с 2006 года он является пенсионером
Вооружённых Сил Украины – государства-участника Содружества Независимых
Государств, которое подписало Соглашение о социальных и правовых гарантиях
военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от
14.02.1992.
Не соглашается с принятием судом во внимание распоряжения
Президента РФ от 15.07.2011 № 490-рп. Полагает, что он подпадает под действие социальных
гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством о статусе
военнослужащих и установленных в том числе для граждан, уволенных с военной
службы в Вооруженных Силах государств-участников СНГ, и членов их семей.
Кроме того, ссылается на Федеральный закон от 27.05.1998 №
76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым он полагает, что
имеет право на безвозмездный проезд транспортом на лечение в медицинской
организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной
комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и
обратно (один раз в год). За ним сохраняются правовые и социальные гарантии и
компенсации, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных
видов обеспечения, предусмотренные действующим законодательством о статусе
военнослужащих, и они не могут быть отменены или снижены федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем
внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон.
Ссылаясь на Соглашения стран СНГ от 14.02.1992 «О социальных
и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов
их семей» и от 15.05.1993 «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и
их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников
Содружества Независимых Государств» полагает, что пенсионное обеспечение
военнослужащих и граждан государств-участников СНГ осуществляется по
законодательству государства, на территории которого они проживают. За
военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на
территории государства — участников Содружества, а также членов их семей
сохраняется уровень прав и льгот, установленный ранее законами и другими
нормативными актами бывшего Союза ССР.
Считает, что при переезде на постоянное место жительства из
одного государства Содружества в другое сохраняются права и льготы, гарантии и
компенсации, установленные другим государством и иными нормативными правовыми
актами для военнослужащих Содружества, избранного для постоянного проживания.
Поскольку он является военным пенсионером и военнослужащим,
уволенным с военной службы государства-участника СНГ, следовательно, на него,
членов его семьи и на указанные правоотношения распространяются положения
названного закона и Соглашений, так как они были приняты на момент увольнении
Долгаева А.И. (2006 год) и получения им указанного статуса, а в силу положений
статей 54, 55,57 Конституции РФ законы, отменяющие или умаляющие права
человека, обратной силы не имеют.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный
комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения,
жалобу – без удовлетворения.
Выслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела
следует, что Долгаев Александр Иванович, 07 марта 1965 года рождения, является
пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации и получателем
пенсии за выслугу лет с 01 апреля 2021 года.
Долгаев А.И. начал
военную службу в СССР 05 августа 1982 года.
В период с 31
декабря 1992 года по 12 августа 2006 года проходил службу в составе вооруженных
сил Украины, откуда был уволен в запас.
В мае 2013 года
истец переехал в Российскую Федерацию,
что им не отрицалось.
Согласно
пенсионному удостоверению, с 01.07.2013 является получателем пенсии по линии
Министерства обороны Российской Федерации
Так же в судебном заседании установлено, что истец
состоял в браке с Долгаевой Л.А. с 16.05.1987 по
25.09.2014. Брак расторгнут решением
мирового судьи судебного участка № 5 Орджоникидзевского района города Уфа Республики Башкортостан.
От данного брака
имеется сын Долгаев А.А., 26.04.2001 года рождения, проживающий в г.Уфа,
являющийся студентом.
Долгаев А.И. 17.11.2018
года вступил в брак с
Долгаевой (Цыбаевой) Т.А.
Истец считает членами своей семьи Долгаеву Т.А. и Долгаева А.А.,
хотя с Долгаевым А.А. совместно не
проживает.
Долгаев А.И. обратился в военному комиссару Ульяновской
области с просьбой о постановке на соответствующей странице его пенсионного
удостоверения штампа о праве на обеспечение медицинской помощью в
военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный
отдых в санаториях и домах отдыха МО РФ, на что получил письменный
отказ №УСО/5/1758 от 10.08.2022
со ссылкой на то, что
распоряжением Президента РФ №490-рп от 15.07.2011 Российская Федерация
вышла из Протокола к Соглашению между государствами участниками СНГ о
социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной
службы, и членов их семей от 14.02.1992.
Не соглашаясь с данным
отказом, истец оспорил его в судебном
порядке.
Разрешая спор, суд
первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон,
подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел
к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними
судебная коллегия не усматривает.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 16 Федерального
закона от 27.05.1998 № 76‑ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие,
граждане, призванные на военные сборы, и граждане, пребывающие в
добровольческих формированиях, имеют право на бесплатное получение медицинской
помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением
протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное
обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам
на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по
назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских
подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной
власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
Согласно
абзацу 1 пункта 4 вышеназванной статьи военнослужащие, проходящие военную
службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных
образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего
образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на
санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха,
на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских
базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных
органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в
размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными
органами исполнительной власти и федеральными государственными органами.
Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на
медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с
заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные
путевки.
В
соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76‑ФЗ
«О статусе военнослужащих» права и социальные гарантии военнослужащих и
членов их семей, указанные в пунктах 2
- 4
настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по
достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию
здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность
военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при
общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от
основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов,
уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на
военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет
и более. При этом указанные офицеры, прапорщики и мичманы имеют право на
приобретение путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в
санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских
оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной
власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены семей указанных
офицеров - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными
федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными
органами в соответствии с абзацем
первым пункта 4 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи
2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
предусмотрено, что за гражданами, проходившими военную службу в воинских
частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и
государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия
указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и
перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования,
организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются
социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным
законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих
международных договоров Российской Федерации.
Государствами
– участниками СНГ 14.02.1992 заключено Соглашение о социальных и правовых
гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей,
которым предусмотрено сохранение за указанными лицами, проживающими на
территории Государств – участников СНГ, уровня прав и льгот, установленных
ранее законами и другими нормативными актами Союза ССР, согласно статьи 1
которого за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими
на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей
сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими
нормативными актами бывшего Союза ССР. Односторонние ограничения указанных прав
и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не
допускаются. Государства - участники Содружества вправе принимать меры по
усилению социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и
членов их семей.
В
соответствии с пунктом 4 указанного Соглашения 25.01.2000 был подписан Протокол
к Соглашению, согласно статьи 1 которого на граждан, проходивших военную службу
в воинских частях Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и
органах бывшего Союза ССР и перешедших (зачисленных) на военную службу в
Вооруженные Силы, другие войска, иные воинские формирования и органы Государств
– участников СНГ, при их переезде на постоянное место жительство из одного
Государства Содружества в другое
распространяются права и льготы, гарантии и компенсации, установленные
законодательством и иным нормативными правовыми актами для военнослужащих
Государства Содружества, избранного для постоянного места жительства.
Протокол
был подписан Российской Федерацией, Республикой Армения, Республикой
Таджикистан, Кыргызской Республикой,
Республикой Беларусь, Украиной с оговоркой (с учетом законодательства Украины).
Настоящий
Протокол вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего
уведомления о выполнении подписавшими его государствами Содружества всех
необходимых внутригосударственных процедур. Для государств Содружества,
выполнивших необходимые внутригосударственные процедуры позднее, настоящий
Протокол вступает в силу в день сдачи соответствующих документов депозитарию
(статья 6 Протокола).
Однако,
распоряжением
Президента РФ от 15 июля 2011 года № 490-рп принято предложение Правительства о
направлении депозитарию уведомления о намерении Российской Федерации не стать
участником Протокола
к Соглашению
между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о
социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной
службы, и членов их семей, от 14 февраля 1992 года, подписанного в г. Москве 25
января 2000 года.
Таким
образом, в соответствии с данным решением Российской Федерация с 27.07.2011 не
является участником Соглашения, а его действие на территории Российской
Федерации прекращено.
В
соответствии с данным решением оснований для предоставления социальных
гарантий, предусмотренных Федеральным законом № 76-ФЗ, гражданам, уволенным с
военной службы из Вооруженных Сил СНГ и членам их семей, прибывшим на территорию
Российской Федерации после 27.07.2011, не имеется.
При
этом, как следует из буквального толкования статьи 1 Протокола от 25.01.2000,
факт переезда бывшего военнослужащего на территории другого
государства-участника является юридически-значимым для предоставления указанных
льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством и иным
нормативными правовыми актами для военнослужащих Государства Содружества,
избранного для постоянного места жительства.
Поскольку
Долгаев А.И. уволен из Вооруженных Сил Украины в 2006 году, избрал для
постоянного места жительства и переехал в Российскую Федерацию в 2013 году,
с этого же времени является получателем пенсии по линии Министерства обороны
Российской Федерации, то есть после даты выхода Российской Федерации из состава
участников Протокола к Соглашению о социальных и правовых гарантиях
военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, он права на льготы в соответствии со статьей
16 Федерального закона от 27.05.1998
№ 76‑ФЗ «О статусе военнослужащих» не имеет.
Довод
о том, что распоряжение
Президента РФ от 15 июля 2011 года № 490‑рп противоречит положениям
статей 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации судебной коллегией
отклоняется, так как указанное распоряжение
в установленном порядке не оспорено и не отменено, при то, что ни данное
распоряжение Президента РФ, ни сам Протокол от 25.01.2000 не
распространялись на истца, проживавшего на тот момент на территории другого
государства.
Принимая
решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не имеется.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Долгаевым А.И.,
сводятся к несогласию с решением суда и основаны на неверном толковании норм
международного права и законодательства Российской Федерации, в том числе неправильном
понимании их действия во времени, а потому
не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
27 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Долгаева Александра Ивановича – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
23.05.2023.