Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О праве бывшего военнослужащего на льготы
Документ от 16.05.2023, опубликован на сайте 29.05.2023 под номером 106228, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, признать право на обеспечение мед. помощью в военно-медицинских учреждениях, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2022-007693-70

Судья Грачева Т.Л.                                                                               Дело № 33-2031/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          16 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Карабанова А.С.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Долгаева Александра Ивановича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-5636/2022, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Долгаева Александра Ивановича к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании за Долгаевым Александром Ивановичем права на обеспечение его и членов его семьи медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации, возложении обязанности поставить штамп о данном праве в пенсионном удостоверении Долгаеву Александру Ивановичу отказать.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения Долгаева А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Долгаев А.И. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании отказа незаконным, признании права на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации, возложении обязанности поставить штамп в пенсионном удостоверении.

В обоснование иска указал, что является подполковником запаса, проходил воинскую службу с ***1982 (***) по ***2006 (***); выслуга – 24 календарных года. Воинскую службу закончил в ***. В 2013 году переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, встал на воинский учет, и ему была начислена военная пенсия из расчета полных 24 календарных года. Уволен из Вооруженных сил по состоянию здоровья.

При получении пенсионного удостоверения Министерства обороны Российской Федерации в 2013 году в военном комиссариате г.Уфы, на странице удостоверения - отметка о праве на льготы, не был поставлен штамп о праве на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации.

Он обратился к военному комиссару Ульяновской области с просьбой о постановке на соответствующей странице его пенсионного удостоверения штампа о праве на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации.

Военным комиссаром Ульяновской области в ответе №УСО/5/1758 от 10.08.2022 ему было отказано в постановке в пенсионное удостоверение штампа о праве на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха МО РФ. Отказ мотивирован тем, что распоряжением Президента РФ №490-рп от 15.07.2011 Российская Федерация вышла из Протокола к Соглашению между государствами участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992.

Исходя из буквального толкования ст. 1 Протокола к Соглашению между государствами участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992, п. 3 ст. 2 и п.5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», следует, что право на социальные гарантии возникло у него не в момент переезда в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, а в момент увольнения из Вооруженных сил Украины в 2006 году, в период действия Соглашения между государствами участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992.

Просил суд признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» в предоставлении ему и членам его семьи право на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации. Признать за ним, Долгаевым А. И. и членами его семьи право на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации;  Обязать ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» поставить на соответствующей странице его пенсионного удостоверения штамп о праве на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Долгаев А.И. просит удовлетворить исковые требования в полном объёме. В обоснование доводов жалобы указывает, что он и члены его семьи имеют право на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение, а также ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Указывает, что с 2006 года он является пенсионером Вооружённых Сил Украины – государства-участника Содружества Независимых Государств, которое подписало Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992.

Не соглашается с принятием судом во внимание распоряжения Президента РФ от 15.07.2011 № 490-рп. Полагает, что он подпадает под действие социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих и установленных в том числе для граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах государств-участников СНГ, и членов их семей.

Кроме того, ссылается на Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым он полагает, что имеет право на безвозмездный проезд транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). За ним сохраняются правовые и социальные гарантии и компенсации, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные действующим законодательством о статусе военнослужащих, и они не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон.

Ссылаясь на Соглашения стран СНГ от 14.02.1992 «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» и от 15.05.1993 «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств» полагает, что пенсионное обеспечение военнослужащих и граждан государств-участников СНГ осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. За военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государства — участников Содружества, а также членов их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленный ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Считает, что при переезде на постоянное место жительства из одного государства Содружества в другое сохраняются права и льготы, гарантии и компенсации, установленные другим государством и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих Содружества, избранного для постоянного проживания.

Поскольку он является военным пенсионером и военнослужащим, уволенным с военной службы государства-участника СНГ, следовательно, на него, членов его семьи и на указанные правоотношения распространяются положения названного закона и Соглашений, так как они были приняты на момент увольнении Долгаева А.И. (2006 год) и получения им указанного статуса, а в силу положений статей 54, 55,57 Конституции РФ законы, отменяющие или умаляющие права человека, обратной силы не имеют.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Долгаев Александр Иванович, 07 марта 1965 года рождения, является пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации и получателем пенсии за выслугу лет с 01 апреля 2021 года.

Долгаев А.И. начал военную службу в СССР 05 августа 1982 года.

В период с 31 декабря 1992 года по 12 августа 2006 года проходил службу в составе вооруженных сил Украины, откуда был уволен в запас.

В мае 2013 года истец  переехал в Российскую Федерацию, что им не отрицалось.

Согласно пенсионному удостоверению, с 01.07.2013 является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации

Так же  в судебном заседании установлено, что   истец  состоял в браке  с  Долгаевой Л.А. с 16.05.1987 по 25.09.2014. Брак расторгнут   решением мирового судьи судебного участка № 5 Орджоникидзевского  района города Уфа  Республики Башкортостан.

От  данного брака  имеется сын Долгаев А.А., 26.04.2001 года рождения, проживающий в г.Уфа, являющийся студентом.

Долгаев А.И.  17.11.2018  года вступил в брак с  Долгаевой  (Цыбаевой) Т.А.

Истец  считает членами своей  семьи Долгаеву Т.А. и Долгаева А.А., хотя  с Долгаевым А.А. совместно не проживает.

Долгаев А.И.   обратился в военному комиссару Ульяновской области с просьбой о постановке на соответствующей странице его пенсионного удостоверения штампа о праве на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха МО РФ, на что получил  письменный  отказ  №УСО/5/1758 от 10.08.2022 со ссылкой   на то,  что  распоряжением Президента РФ №490-рп от 15.07.2011 Российская Федерация вышла из Протокола к Соглашению между государствами участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992.

Не соглашаясь с данным отказом,  истец оспорил его в судебном порядке.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 16  Федерального закона от 27.05.1998 № 76‑ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).

Согласно абзацу 1 пункта 4 вышеназванной статьи военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16  Федерального закона от 27.05.1998 № 76‑ФЗ «О статусе военнослужащих» права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные офицеры, прапорщики и мичманы имеют право на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены семей указанных офицеров - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.

Пунктом 3 статьи  2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

Государствами – участниками СНГ 14.02.1992 заключено Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, которым предусмотрено сохранение за указанными лицами, проживающими на территории Государств – участников СНГ, уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами Союза ССР, согласно статьи 1 которого за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Односторонние ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускаются. Государства - участники Содружества вправе принимать меры по усилению социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В соответствии с пунктом 4 указанного Соглашения 25.01.2000 был подписан Протокол к Соглашению, согласно статьи 1 которого на граждан, проходивших военную службу в воинских частях Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и органах бывшего Союза ССР и перешедших (зачисленных) на военную службу в Вооруженные Силы, другие войска, иные воинские формирования и органы Государств – участников СНГ, при их переезде на постоянное место жительство из одного Государства  Содружества в другое распространяются права и льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством и иным нормативными правовыми актами для военнослужащих Государства Содружества, избранного для постоянного места жительства.

Протокол был подписан Российской Федерацией, Республикой Армения, Республикой Таджикистан,  Кыргызской Республикой, Республикой Беларусь, Украиной с оговоркой (с учетом законодательства Украины).

Настоящий Протокол вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его государствами Содружества всех необходимых внутригосударственных процедур. Для государств Содружества, выполнивших необходимые внутригосударственные процедуры позднее, настоящий Протокол вступает в силу в день сдачи соответствующих документов депозитарию (статья 6 Протокола).

Однако, распоряжением Президента РФ от 15 июля 2011 года № 490-рп принято предложение Правительства о направлении депозитарию уведомления о намерении Российской Федерации не стать участником Протокола к Соглашению между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, от 14 февраля 1992 года, подписанного в г. Москве 25 января 2000 года.

Таким образом, в соответствии с данным решением Российской Федерация с 27.07.2011 не является участником Соглашения, а его действие на территории Российской Федерации прекращено.

В соответствии с данным решением оснований для предоставления социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом № 76-ФЗ, гражданам, уволенным с военной службы из Вооруженных Сил СНГ и членам их семей, прибывшим на территорию Российской Федерации после 27.07.2011, не имеется.

При этом, как следует из буквального толкования статьи 1 Протокола от 25.01.2000, факт переезда бывшего военнослужащего на территории другого государства-участника является юридически-значимым для предоставления указанных льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством и иным нормативными правовыми актами для военнослужащих Государства Содружества, избранного для постоянного места жительства.

Поскольку Долгаев А.И. уволен из Вооруженных Сил Украины в 2006 году, избрал для постоянного места жительства и переехал в Российскую Федерацию в 2013 году, с этого же времени является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, то есть после даты выхода Российской Федерации из состава участников Протокола к Соглашению о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей,  он права на льготы в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76‑ФЗ «О статусе военнослужащих» не имеет.

Довод о том, что распоряжение Президента РФ от 15 июля 2011 года № 490‑рп противоречит положениям статей 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации судебной коллегией отклоняется, так как указанное распоряжение в установленном порядке не оспорено и не отменено, при то, что ни данное распоряжение Президента РФ, ни сам Протокол от 25.01.2000 не распространялись на истца, проживавшего на тот момент на территории другого государства.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не имеется.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Долгаевым А.И., сводятся к несогласию с решением суда и основаны на неверном толковании норм международного права и законодательства Российской Федерации, в том числе неправильном понимании их действия во времени, а потому  не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Долгаева Александра Ивановича  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.05.2023.