У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Навасардян В.С.
Дело № 7-174/2023
73RS0002-01-2023-000575-47
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
4
мая 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Сапрыгиной
Екатерины Владимировны на решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 14 марта 2023 года (дело №12-287/2023),
установил:
постановлением врио начальника – старшего судебного пристава МОСП по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области № *** от 22.12.2022 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области (далее – министерство) привлечено к
административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП
РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000
рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 14.03.2023
указанное постановление изменено, исключен из мотивировочной части
постановления текст следующего содержания: «Необходимо принять во внимание и
тот факт, что решение суда и требования исполнительного документа не
исполняются министерством более трех лет со дня вступления в законную силу», в
остальном постановление оставлено без изменения.
В жалобе, направленной
в Ульяновский областной суд, защитник министерства Сапрыгина Е.В. не
соглашается с вынесенными по делу постановлением и решением судьи, полагает их
подлежащими отмене, производство по делу – прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что должностное лицо УФССП России по Ульяновской области пришло к
необоснованным выводам о вине министерства только на основании длительного
неисполнения решения суда. При вынесении постановления пристав наличие
(отсутствие) обстоятельств уважительности причин неисполнения министерством
судебного акта, а, следовательно, вины в совершении вменяемого
административного правонарушения не установил, не указал, какие конкретно меры
могли быть объективно приняты министерством.
Отмечает, что
министерство является исполнительным органом государственной власти и все
денежные средства, находящиеся в распоряжении министерства имеют целевой
характер и используются в соответствии с «Ведомственной структурой расходов
бюджета Ульяновской области».
По мнению автора
жалобы, исполнение либо неисполнение должником содержащихся в исполнительном
документе требований неимущественного характера не может быть поставлено в
зависимость лишь от срока, установленного судебным приставом-исполнителем после
вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указывает, что реальная
возможность исполнения решения суда у министерства отсутствовала. Исполнение
судебного решения было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом
специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного
непреодолимой силе.
Отмечает, что
обстоятельства возможности (невозможности) исполнения министерством требований
исполнительного документа с учетом имеющегося финансирования судом не
рассматривались, и какая-либо оценка в этой части судом не дана.
Самостоятельными
полномочиями по приобретению жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, министерство не наделено.
При наличии
указанных обстоятельств министерством принимаются последовательные и объективные
меры для поэтапной ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми
помещениями детей-сирот в пределах предоставленной законодательством
компетенции.
Подробно позиция
защитника министерства Сапрыгиной Е.В. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, извещались о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что
действия министерства верно квалифицированы по ч.1 ст.17.15 КоАП
РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный
судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора.
Судья районного суда
правильно установил, что министерство после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора не исполнило в установленный срок содержащиеся в
исполнительном документе требования неимущественного характера.
Из материалов дела
следует, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29.08.2019 на
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (в настоящее время
должником по делу является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области) возложена обязанность обеспечить Д*** Л.М. благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск».
15.10.2019 возбуждено
исполнительное производство №***.
30.10.2019 вынесено
постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
29.06.2022 судебным
приставом-исполнителем произведена замена стороны исполнительного производства
на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области и в этот же день должнику установлен срок для исполнения требований
исполнительного документа до 20.09.2022.
21.09.2022 составлен
акт, из которого следует, что решение суда не исполнено, в связи с чем
министерство привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении исполнительного
производства, постановлением о взыскании исполнительского сбора, актом
совершения исполнительных действий, протоколом об административном
правонарушении, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам лица,
привлекаемого к ответственности, судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм
материального и процессуального права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение
требований, содержащихся в данном конкретном исполнительном документе, в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения министерством решения суда, а также свидетельствующих о том, что
должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в
материалах дела не имеется.
Возложенная на
должника обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, жилыми помещениями не ставится в зависимость от наличия
или отсутствия достаточного финансирования средств, либо иных условий.
Указанные в настоящей жалобе доводы не могут расцениваться как принятие
достаточных и полных мер к исполнению требования судебного пристава-исполнителя
по данному исполнительному производству, не свидетельствует о направлении
запроса о выделении дополнительных лимитов бюджетных ассигнований в целях
исполнения конкретного исполнительного документа, с соблюдением установленных
порядка и сроков составления бюджета.
При этом следует
учесть, что длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам
взыскателя, который относятся к наиболее уязвимому слою населения, и приводит к
нарушению его прав, в том числе права на эффективную судебную защиту.
Иные доводы жалобы,
в том числе довод о том, что министерство не наделено самостоятельными
полномочиями по приобретению жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, не опровергают установленных по
данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшихся актов, поскольку
именно министерство является должником по исследуемому исполнительному
производству, на которого возложена обязанность по его исполнению в
установленные судебным приставом-исполнителем сроки.
При назначении
наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены,
наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.17.15 КоАП
РФ в минимальном размере.
Руководствуясь
ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 14 марта
2023 года оставить без изменения, жалобу защитника Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Сапрыгиной
Екатерины Владимировны – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
В.Г. Буделеев