УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0004-01-2022-008925-95
Судья Русакова И.В. Дело №
33-1995/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
3
мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Жаднова Ю.М., Смирновой Ю.В.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства просвещения и
воспитания Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города
Ульяновска от 20 декабря 2022 года по делу №2-4808/2022, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Заволжского
района г. Ульяновска, действующего в интересах Ульяновской области и
неопределенного круга лиц, к Правительству Ульяновской области, Министерству
просвещения и воспитания Ульяновской области, областному государственному
автономному профессиональному образовательному учреждению «Ульяновский
авиационный колледж – межрегиональный центр компетенций» о возложении
обязанности осуществить финансирование затрат на ремонт защитных сооружений
гражданской обороны и произвести ремонт удовлетворить частично.
Обязать Министерство
просвещения и воспитания Ульяновской области выделить финансирование затрат на
ремонт защитных сооружений гражданской обороны № 115-73 и № 127-73, расположенных
по адресу: г.Ульяновск, пр-т Созидателей, д. 13б, и их
оснащение в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений
гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 в
течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать областное
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский авиационный колледж – межрегиональный центр компетенций» произвести ремонт и оснащение защитных сооружений
гражданской обороны № 115-73 и № 127-73, расположенных по адресу:
г.Ульяновск, пр-т Созидателей, д. 13б, в
соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской
обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 в течение 9
(девяти) месяцев с даты поступления финансирования.
В удовлетворении иска к
Правительству Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., объяснения
прокурора Макейкиной Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная
коллегия
установила:
прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в
интересах Ульяновской области и неопределенного круга лиц, обратился в суд с
иском к Правительству Ульяновской области, Министерству просвещения и
воспитания Ульяновской области, областному государственному автономному
профессиональному образовательному учреждению «Ульяновский авиационный колледж
– межрегиональный центр компетенций» (далее – ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК») о возложении
обязанности осуществить финансирование затрат на ремонт защитных сооружений
гражданской обороны и произвести ремонт.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной
прокуратурой проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере
использования объектов гражданской обороны. Установлено, что согласно паспортам
убежищ защитные сооружения гражданской обороны №115-73 и №127-73, расположенные по адресу: г.
Ульяновск, пр-т Созидателей, д. 13б, находятся в пользовании ОГАПОУ
«УАвиаК-МЦК», техническое состояние которых не отвечает требованиям
законодательства о гражданской обороне.
Так, вопреки требованиям ст.ст. 6, 9 Федерального закона от
12.02.1998 № 28-Ф3 «О гражданской обороне», ст. 14
Федерального закона от 21.12.1994 №
68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера», п.п. 1.3, 1.8.5, 3.2.11-3.2.25, 4.3.1, 4.3.9, 1.1.5
Приложения № 2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны,
утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 83, в защитном сооружении №
127-73 TO, капитальные
ремонты оборудования не проведены; фильтры-поглотители ФП-300 выработали
установленный срок (дата изготовления 1984), не переосвидетельствованы в
химической лаборатории; необходима замена, не соблюдены нормы оснащения звена
по обслуживанию ЗСГО.
В нарушение вышеназванных норм в защитном сооружении №
115-73 TO, капитальные
ремонты оборудования и инженерных систем не проводятся, не составлен годовой
план планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств,
проведения капитальных ремонтов; не обеспечено содержание
инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в
исправном состоянии и готовности к использованию по назначению;
фильтры-поглотители ФП-300 выработали установленный срок (дата изготовления
1984 год), не переосвидетельствованы в химической лаборатории; необходима
замена; защитно-герметичные и герметичные двери, ставни проржавели, механизмы
закрывания не обслужены, уплотнительная резина на дверях высохла, местами не
прилегает; не соблюдены нормы оснащения звена по обслуживанию ЗСГО. Система
вентиляции нерабочая, нарушена система воздухоснабжения: фильтропоглотители
ФП-300 демонтированы, (срок эксплуатации с 1985 года), трубы фильтровентиляции
имеют следы коррозии, местами демонтированы, приточная вентиляция нерабочая.
Герметичность не проверена - отсутствует тягонапормер. Дизельная
электроустановка неисправна (законсервирована).
С целью устранения нарушений закона прокуратурой района
16.06.2022 директору ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК» внесено представление.
Согласно ответу на представление прокуратуры района от
08.07.2022, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете учреждения на
капитальный ремонт помещений, оборудования, инженерных систем и оснащению звена
по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, их приведение в
соответствие с требованиями законодательства не представляется возможным.
Таким образом, в настоящее время указанные защитные
сооружения нуждаются в ремонте и в полной мере не отвечают требованиям законодательства
о гражданской обороне.
Прокурор просил обязать Правительство Ульяновской области,
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области выделить
финансирование затрат на ремонт защитных сооружений гражданской обороны №115-73
и № 127-73, расположенных по адресу: г.Ульяновск, пр-т Созидателей, д.13б, и их оснащение в
соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской
обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 в течение 6
(шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ОГАПОУ
«УАвиаК-МЦК» произвести ремонт и
оснащение вышеуказанных защитных сооружений в соответствии с обозначенными
требованиями в течение 9 (девяти) месяцев с даты поступления финансирования.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены
Министерство финансов Ульяновской области, ОГКУ «Служба гражданской защиты и
пожарной безопасности Ульяновской области».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство просвещения и воспитания
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части
установления сроков для обеспечения финансирования ремонта защитных сооружений
гражданской обороны, увеличив срок исполнения решения суда до 31.12.2023.
В обоснование жалобы указывает, что выполнение возложенных
на ответчиков действий не является прямым полномочием Министерства просвещения
и воспитания Ульяновской области и не отнесено Уставом ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК» к
его основным видам деятельности.
Бюджетные ассигнования на ремонтные работы защитных
сооружений колледжа в проекте областного бюджета на 2023 и плановый период
2024-2025 годов не предусмотрены. Следовательно, ответчику требуются
дополнительные денежные средства, выделение которых может осуществляться только
с начала очередного финансового года либо путем внесения изменений в закон о
бюджете, что относится к компетенции Министерства финансов Ульяновской области.
При таких обстоятельствах Министерство
просвещения и воспитания Ульяновской области не может осуществить
финансирование затрат на ремонт защитных сооружений гражданской обороны в
соответствии со сроками, установленными в решении суда.
Судебная коллегия
согласно ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников
процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с п.3 ст. 35
Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе
обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов
граждан, неопределенного круга лиц.
Судом установлено и
материалами дела подтверждено, что собственником нежилых помещений,
расположенных по адресу: г.Ульяновск, пр-т Созидателей, 13б, является
Российская Федерация.
На основании договора №118-4450 от 03.03.2015, заключенного
между Департаментом государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области (ссудодатель) и государственным бюджетным образовательным
учреждением среднего профессионального образования «Ульяновский авиационный
колледж» (в настоящее время - ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК») (ссудополучатель), нежилые
помещения, расположенные по адресу: г.Ульяновск, пр-т Созидателей, 13б, были
переданы ссудополучателю в безвозмездное пользование.
18.12.2018 директором ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК» утвержден паспорт
убежища № 115-73 и паспорт убежища №127-73, расположенных в помещениях в
образовательного учреждения (л.д. 13-15, 16-18).
Согласно справке оценки содержания и использования защитного
сооружения №127-73 от 08.06.2022 выявлены следующие нарушения: TO, капитальные ремонты
оборудования не проведены; фильтры-поглотители ФП-300 выработали установленный
срок (дата изготовления 1984) не переосвидетельствованы в химической
лаборатории; необходима замена, воздухозаборные каналы не очищены от мусора,
противопыльные фильтры не обслужены (не обработаны маслом) проржавели; ставень
в тамбур-шлюзе открыт, механизм закрывания отсутствует; клапан избыточного
давления не промаркирован; не соблюдены нормы оснащения звена по обслуживанию
ЗСГО.
Из справки оценки содержания и использования защитного
сооружения №115-73 от 08.06.2022 следует, что выявлены нарушения: TO, капитальные ремонты
оборудования и инженерных систем не проводятся, не составлен годовой план
планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств,
проведения капитальных ремонтов; не обеспечено содержание
инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в
исправном состоянии и готовности к использованию по назначению;
фильтры-поглотители ФП-300 выработали установленный срок (дата изготовления
1984 год) не переосвидетельствованы в химической лаборатории; необходима
замена; защитно-герметичные и герметичные двери, ставни проржавели, механизмы
закрывания не обслужены, уплотнительная резина на дверях высохла, местами не
прилегает; не соблюдены нормы оснащения звена по обслуживанию 3СГО; система
вентиляции нерабочая, нарушена система воздухоснабжения: фильтрпоглотители
ФП-300 демонтированы, (срок эксплуатации с 1985 года), трубы фильтровентиляции
имеют следы коррозии, местами демонтированы, приточная вентиляция не рабочая;
герметичность не проверена - отсутствует тягонапормер; дизельная
электроустановка неисправна (законсервирована).
С целью устранения нарушений закона прокуратурой района
16.06.2022 директору ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК» внесено представление, которое не
исполнено.
Разрешая
заявленный спор и принимая решение об удовлетворении искового заявления
прокурора в части, суд первой инстанции исходил из того, что спорное защитное
сооружение, являющееся собственностью Российской Федерации, передано в
безвозмездное пользование ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК». Следовательно, надлежащим лицом,
ответственным за его содержание, является ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК», которым
допущено неправомерное бездействие, повлекшее приведение защитных сооружений
гражданской обороны в состояние, непригодное для их использования по прямому
назначению.
Ссылаясь на постановление Правительства Ульяновской области
от 09.12.2013 № 590-П «О Министерстве просвещения и воспитания Ульяновской
области» Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области, суд
установил, что Министерство осуществляет контроль за деятельностью организаций,
находящихся в ведении Министерства; организует в пределах своей компетенции
выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и в области
гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, а также осуществляет контроль за
выполнением мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и в области
гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в организациях, находящихся в
ведении Министерства (пп. 27 п. 2.2 Положения о Министерстве).
Министерство осуществляет функции главного распорядителя и
получателя средств областного бюджета Ульяновской области с закреплением за ним
соответствующих расходов, в том числе расходов, источниками финансового
обеспечения которых являются субвенции и иные межбюджетные трансферты из
федерального бюджета.
Поэтому
финансирование мероприятий, связанных с ремонтом ЗСГО, суд возложил на
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области, обязав сами работы
произвести образовательным учреждением - ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК», как на
владельца ЗСГО.
Судебная
коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на
применимых нормах материального и процессуального права, исходя из оценки
представленных сторонами доказательств.
Как
следует из содержания ст.2
Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», одной из
основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению
средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности
сил и средств гражданской обороны.
В
силу положений п.2
Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок создания
убежищ и иных объектов ГО), к объектам гражданской обороны относятся, в том
числе защитные сооружения гражданской обороны.
Из пункта 1.2
Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных
приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, зарегистрированных в Минюсте
Российской Федерации 25.03.2003 № 4317, следует, что статус защитного
сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется
наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей
сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям.
Согласно
пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в
режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению
постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим
защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых
в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в
условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Как
следует из содержания пункта 2
Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в
мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, содержание
защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить
постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к
переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и
необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений
гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных
ситуаций мирного времени. Для поддержания защитных сооружений гражданской
обороны в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются
группы (звенья) по их обслуживанию.
При
этом необходимо обеспечить сохранность защитных свойств как защитных сооружений
гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и
гидроизоляции всего защитного сооружения гражданской обороны;
инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения
защитного сооружения гражданской обороны.
Как
установлено судом, защитные сооружения гражданской обороны требуют ремонтных
работ по приведению их в надлежащее состояние, а не приведение их в надлежащее
состояние нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности
укрытия в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно
удовлетворил иск прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансирования
на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут служить основанием для освобождения ответчика
от исполнения предусмотренной законом обязанности.
Судом установлены достаточно разумные сроки для исполнения
решения, как для финансирования ремонтных работ, так и для непосредственного
устранения нарушений после получения финансирования.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих
исполнению решения суда ответчик вправе подать заявление об отсрочке или о
рассрочке исполнения судебного акта.
Принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 декабря
2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства просвещения
и воспитания Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 04.04.2023.