Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ремонт защитных сооружений гражданской обороны
Документ от 03.05.2023, опубликован на сайте 05.05.2023 под номером 105971, 2-я гражданская, об обязании осуществить финансирование затрат на ремонт защитных сооружений гражданской обороны, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2022-008925-95 Судья Русакова И.В.                                                                      Дело № 33-1995/2023  

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                     3 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Жаднова Ю.М., Смирновой Ю.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 декабря 2022 года по делу №2-4808/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в интересах Ульяновской области и неопределенного круга лиц, к Правительству Ульяновской области, Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области, областному государственному автономному профессиональному образовательному учреждению «Ульяновский авиационный колледж – межрегиональный центр компетенций» о возложении обязанности осуществить финансирование затрат на ремонт защитных сооружений гражданской обороны и произвести ремонт удовлетворить частично.

Обязать Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области выделить финансирование затрат на ремонт защитных сооружений гражданской обороны № 115-73 и № 127-73, расположенных по адресу: г.Ульяновск,                 пр-т Созидателей, д. 13б, и их оснащение в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский авиационный колледж – межрегиональный центр компетенций»  произвести ремонт и оснащение защитных сооружений гражданской обороны № 115-73 и № 127-73, расположенных по адресу: г.Ульяновск,  пр-т Созидателей, д. 13б, в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 в течение 9 (девяти) месяцев с даты поступления финансирования.

В удовлетворении иска к Правительству Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., объяснения прокурора Макейкиной Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия 

 

установила:

прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Ульяновской области и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Правительству Ульяновской области, Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области, областному государственному автономному профессиональному образовательному учреждению «Ульяновский авиационный колледж – межрегиональный центр компетенций» (далее – ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК») о возложении обязанности осуществить финансирование затрат на ремонт защитных сооружений гражданской обороны и произвести ремонт.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере использования объектов гражданской обороны. Установлено, что согласно паспортам убежищ защитные сооружения гражданской обороны №115-73 и     №127-73, расположенные по адресу: г. Ульяновск, пр-т Созидателей, д. 13б, находятся в пользовании ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК», техническое состояние которых не отвечает требованиям законодательства о гражданской обороне.

Так, вопреки требованиям ст.ст. 6, 9 Федерального закона от 12.02.1998      № 28-Ф3 «О гражданской обороне», ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994        № 68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 1.3, 1.8.5, 3.2.11-3.2.25, 4.3.1, 4.3.9, 1.1.5 Приложения № 2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 83, в защитном сооружении № 127-73 TO, капитальные ремонты оборудования не проведены; фильтры-поглотители ФП-300 выработали установленный срок (дата изготовления 1984), не переосвидетельствованы в химической лаборатории; необходима замена, не соблюдены нормы оснащения звена по обслуживанию ЗСГО.

В нарушение вышеназванных норм в защитном сооружении № 115-73 TO, капитальные ремонты оборудования и инженерных систем не проводятся, не составлен годовой план планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств, проведения капитальных ремонтов; не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению; фильтры-поглотители ФП-300 выработали установленный срок (дата изготовления 1984 год), не переосвидетельствованы в химической лаборатории; необходима замена; защитно-герметичные и герметичные двери, ставни проржавели, механизмы закрывания не обслужены, уплотнительная резина на дверях высохла, местами не прилегает; не соблюдены нормы оснащения звена по обслуживанию ЗСГО. Система вентиляции нерабочая, нарушена система воздухоснабжения: фильтропоглотители ФП-300 демонтированы, (срок эксплуатации с 1985 года), трубы фильтровентиляции имеют следы коррозии, местами демонтированы, приточная вентиляция нерабочая. Герметичность не проверена - отсутствует тягонапормер. Дизельная электроустановка неисправна (законсервирована).

С целью устранения нарушений закона прокуратурой района 16.06.2022 директору ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК» внесено представление.

Согласно ответу на представление прокуратуры района от 08.07.2022, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете учреждения на капитальный ремонт помещений, оборудования, инженерных систем и оснащению звена по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, их приведение в соответствие с требованиями законодательства не представляется возможным.

Таким образом, в настоящее время указанные защитные сооружения нуждаются в ремонте и в полной мере не отвечают требованиям законодательства о гражданской обороне.

Прокурор просил обязать Правительство Ульяновской области, Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области выделить финансирование затрат на ремонт защитных сооружений гражданской обороны №115-73 и № 127-73, расположенных по адресу: г.Ульяновск,  пр-т Созидателей, д.13б, и их оснащение в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК»  произвести ремонт и оснащение вышеуказанных защитных сооружений в соответствии с обозначенными требованиями в течение 9 (девяти) месяцев с даты поступления финансирования.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Ульяновской области, ОГКУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области».  

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части установления сроков для обеспечения финансирования ремонта защитных сооружений гражданской обороны, увеличив срок исполнения решения суда до 31.12.2023.

В обоснование жалобы указывает, что выполнение возложенных на ответчиков действий не является прямым полномочием Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области и не отнесено Уставом ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК» к его основным видам деятельности.

Бюджетные ассигнования на ремонтные работы защитных сооружений колледжа в проекте областного бюджета на 2023 и плановый период 2024-2025 годов не предусмотрены. Следовательно, ответчику требуются дополнительные денежные средства, выделение которых может осуществляться только с начала очередного финансового года либо путем внесения изменений в закон о бюджете, что относится к компетенции Министерства финансов Ульяновской области. При таких обстоятельствах  Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области не может осуществить финансирование затрат на ремонт защитных сооружений гражданской обороны в соответствии со сроками, установленными в решении суда.

Судебная коллегия согласно ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Ульяновск, пр-т Созидателей, 13б, является Российская Федерация.

На основании договора №118-4450 от 03.03.2015, заключенного между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ссудодатель) и государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Ульяновский авиационный колледж» (в настоящее время - ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК») (ссудополучатель), нежилые помещения, расположенные по адресу: г.Ульяновск, пр-т Созидателей, 13б, были переданы ссудополучателю в безвозмездное пользование.

18.12.2018 директором ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК» утвержден паспорт убежища № 115-73 и паспорт убежища №127-73, расположенных в помещениях в образовательного учреждения (л.д. 13-15, 16-18).

Согласно справке оценки содержания и использования защитного сооружения №127-73 от 08.06.2022 выявлены следующие нарушения: TO, капитальные ремонты оборудования не проведены; фильтры-поглотители ФП-300 выработали установленный срок (дата изготовления 1984) не переосвидетельствованы в химической лаборатории; необходима замена, воздухозаборные каналы не очищены от мусора, противопыльные фильтры не обслужены (не обработаны маслом) проржавели; ставень в тамбур-шлюзе открыт, механизм закрывания отсутствует; клапан избыточного давления не промаркирован; не соблюдены нормы оснащения звена по обслуживанию ЗСГО.

Из справки оценки содержания и использования защитного сооружения №115-73 от 08.06.2022 следует, что выявлены нарушения: TO, капитальные ремонты оборудования и инженерных систем не проводятся, не составлен годовой план планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств, проведения капитальных ремонтов; не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению; фильтры-поглотители ФП-300 выработали установленный срок (дата изготовления 1984 год) не переосвидетельствованы в химической лаборатории; необходима замена; защитно-герметичные и герметичные двери, ставни проржавели, механизмы закрывания не обслужены, уплотнительная резина на дверях высохла, местами не прилегает; не соблюдены нормы оснащения звена по обслуживанию 3СГО; система вентиляции нерабочая, нарушена система воздухоснабжения: фильтрпоглотители ФП-300 демонтированы, (срок эксплуатации с 1985 года), трубы фильтровентиляции имеют следы коррозии, местами демонтированы, приточная вентиляция не рабочая; герметичность не проверена - отсутствует тягонапормер; дизельная электроустановка неисправна (законсервирована).

С целью устранения нарушений закона прокуратурой района 16.06.2022 директору ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК» внесено представление, которое не исполнено.

Разрешая заявленный спор и принимая решение об удовлетворении искового заявления прокурора в части, суд первой инстанции исходил из того, что спорное защитное сооружение, являющееся собственностью Российской Федерации, передано в безвозмездное пользование ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК». Следовательно, надлежащим лицом, ответственным за его содержание, является                  ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК», которым допущено неправомерное бездействие, повлекшее приведение защитных сооружений гражданской обороны в состояние, непригодное для их использования по прямому назначению.

Ссылаясь на постановление Правительства Ульяновской области от 09.12.2013 № 590-П «О Министерстве просвещения и воспитания Ульяновской области» Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области, суд установил, что Министерство осуществляет контроль за деятельностью организаций, находящихся в ведении Министерства; организует в пределах своей компетенции выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, а также осуществляет контроль за выполнением мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в организациях, находящихся в ведении Министерства (пп. 27 п. 2.2 Положения о Министерстве).

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области с закреплением за ним соответствующих расходов, в том числе расходов, источниками финансового обеспечения которых являются субвенции и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Поэтому финансирование мероприятий, связанных с ремонтом ЗСГО, суд возложил на Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области, обязав сами работы произвести образовательным учреждением -                  ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК», как на владельца ЗСГО.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на применимых нормах материального и процессуального права, исходя из оценки представленных сторонами доказательств.

Как следует из содержания ст.2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В силу положений п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от   29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов ГО), к объектам гражданской обороны относятся, в том числе защитные сооружения гражданской обороны.

Из пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 25.03.2003 № 4317, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Как следует из содержания пункта 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.

При этом необходимо обеспечить сохранность защитных свойств как защитных сооружений гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения гражданской обороны; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны.

Как установлено судом, защитные сооружения гражданской обороны требуют ремонтных работ по приведению их в надлежащее состояние, а не приведение их в надлежащее состояние нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил  иск прокурора.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансирования на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут  служить основанием для освобождения ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.

Судом установлены достаточно разумные сроки для исполнения решения, как для финансирования ремонтных работ, так и для непосредственного устранения нарушений после получения финансирования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда ответчик вправе подать заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 04.04.2023.