УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0015-01-2022-000689-67
Судья Завгородняя Т. Н.
Дело № 33-1616/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
4 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.,
при секретаре Абдрахмановой
Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение
Новоспасского районного суда Ульяновской области от 21 декабря 2022 года по
делу № 2-370/2022, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Новоспасского района
Ульяновской области в интересах Шмониной Тамары Алексеевны удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Министерство здравоохранения
Ульяновской области (ОГРН 1027301185570, ИНН 7325000951) организовать и
предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Шмониной Тамары
Алексеевны, родившейся *** года в р.п.
*** (паспорт ***) от места ее жительства до места получения медицинской
помощи для прохождения процедуры *** и обратно в соответствии с графиком
лечения.
В удовлетворении исковых требований к государственному
учреждению здравоохранения «Новоспасская районная больница» отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора
Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор
Новоспасского района Ульяновской области в интересах Шмониной Т.А. обратился в
суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области,
государственному учреждению здравоохранения (далее - ГУЗ) «Новоспасская
районная больница» о возложении обязанности организовать и предоставить
бесплатную медицинскую услугу по транспортировке для прохождения процедуры ***.
В
обоснование иска указал, что Шмонина Т.А. является инвалидом *** группы по
общему заболеванию, имеет диагноз «***» и нуждается в получении медицинской помощи
методом *** терапии. Проведение ***
терапии методом *** является специализированной медицинской помощью и подпадает
под категорию бесплатной медицинской помощи для населения. На территории
Ульяновской области медицинская услуга по проведению *** терапии методом ***
оказывается ООО «Фрезениус Нефрокея», расположенным по адресу: Ульяновская
область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, пл. Семашко, д. 10. Шмонина
Т.А., несмотря на состояние здоровья, вынуждена за счет личных денежных
средств, самостоятельно три раза в неделю круглогодично посещать указанный
медицинский центр, чтобы получить жизненно необходимое лечение. Вместе с тем,
транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие
специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии
методом ***, является составляющей частью мероприятий по оказанию
специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена
спецификой заболевания и самой процедуры ***. Финансирование данного вида
специализированной помощи на территории Ульяновской области предусмотрено за
счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной
программы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от
27.12.2019 №792-П. Функции по организации специализированной медицинской помощи
возложены на Министерство здравоохранения Ульяновской области, которым должна
осуществляться доставка пациентов для проведения *** терапии. Просил обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Новоспасская районная больница»
организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке
Шмониной Т.А. от места ее жительства до места получения медицинской помощи для
прохождения процедуры *** и обратно в соответствии с графиком лечения.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, администрацию муниципального образования
«Новоспасский район» Ульяновской области, Правительство Ульяновской области,
Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске и, рассмотрев спор по
существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим
отмене. В обоснование жалобы указывает,
что Шмонина Т.А. не нуждается в оказании скорой медицинской помощи, в
осуществлении медицинской эвакуации, медицинская помощь оказывается в плановом
режиме, при этом необходимости в экстренной доставке не имеется. Другие
основания для ее доставки транспортом медицинской организации для получения ***
в лечебное учреждение, действующим законодательством не предусмотрены.
Бесплатная медицинская услуга по транспортировке в медицинскую организацию при
амбулаторном лечении законом не предусмотрена, является нецелевым расходованием
финансовых средств. Доставка пациента к месту лечения и обратно не является
медицинской услугой, а относится к числу транспортных услуг.
В возражениях на апелляционную
жалобу Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Шмонина Т.А., проживающая по адресу: ***,
является инвалидом ***, инвалидность установлена *** бессрочно (л.д. 13).
Шмонина Т.А. страдает ***, в связи с чем с 26.06.2020 ей показано
проведение *** 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота, 3 смена 16:30-21:00)
(л.д. 17-20).
*** терапию методом *** Шмонина Т.А. получает в ООО «Фрезениус Нефрокея»
по адресу: Ульяновская область,
Новоспасский район, р.п. Новоспасское, пл. Семашко, д. 10 (л.д. 9).
Согласно справке администрации муниципального образования «Новоспасский
район» Ульяновской области от 15.12.2022 транспортировка лиц, страдающих *** в
медицинские учреждения для проведения процедуры ***, администрацией района не
осуществляется; в рамках муниципальной программы «Забота» оказание материальной
помощи по компенсации расходов на проезд от места жительства до места
прохождения процедуры *** и обратно не предусмотрено (л.д. 102).
Прокурор, ссылаясь на то, что Шмонина Т.А. по состоянию здоровья не может
самостоятельно добраться до места прохождения лечения и обратно без посторонней
помощи, в том числе с использованием общественного транспорта, обратился в суд
с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические
обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям,
руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия
не усматривает.
Частью 1 ст. 13
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» установлено, что оказание квалифицированной медицинской
помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи.
Отношения,
возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации,
регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 19
Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в
гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с
программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи.
Статья 2
Федерального закона № 323-ФЗ определяет медицинскую помощь как комплекс
мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и
включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинскую услугу - как
медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных
на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую
реабилитацию (статья 2).
Одним из принципов
охраны здоровья в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ
является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в
том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к
месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской
организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с
программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп
населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными
возможностями передвижения (статья 10 Федерального закона № 323-ФЗ).
К полномочиям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны
здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской
Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской
помощи (подп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона
№ 323-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 83
Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам
специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств
обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов
субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в
части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы
обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в
структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в
территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных
ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются
межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным
федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не
включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также
расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи,
предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);
иных источников в соответствии с данным Федеральным законом.
На основании ч. 11
ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания
медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных данным Федеральным
законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи.
Решение вопросов
организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской
Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно
подп. 21 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по
предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно
за счет средств субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012
№ 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к
специализированной медицинской помощи.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от
13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи
населению Российской Федерации» диализ является основным методом
заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни
больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и
относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в
амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.
На основании п. 2.4 Территориальной программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской
области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной
постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 № 735-П,
специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных
условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии
с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской
помощи, включая немедикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской
реабилитации, в том числе физиотерапевтические методы лечения, лечебную
физкультуру, массаж и другие. Специализированная медицинская помощь включает в
себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в
период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных
методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Пунктом 5.8 указанной Территориальной программы предусмотрено, что за
счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться
финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан, а
также транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной
недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения
медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной
терапии, и обратно.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения
Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской
области от 16.11.2018 №25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской
области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное
управление в сфере охраны здоровья.
В сфере управления здравоохранением Министерство здравоохранения
Ульяновской области, в том числе: разрабатывает, вносит на утверждение
Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу
обязательного медицинского страхования (подп. 3 п. 2.1 Положения); обеспечивает
контроль за выполнением Территориальной программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской
области в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством Ульяновской области (подп. 5 п. 2.1 Положения); создает в
пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации,
условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для
граждан (подп. 7 п. 2.1 Положения); организует оказание населению Ульяновской
области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе
высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной,
медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях
здравоохранения (подп. 8 п. 2.1 Положения).
Руководствуясь приведенными выше положениями закона, суд первой инстанции
пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по организации оказания
медицинской помощи в виде терапии методом заместительного гемодиализа диализа
возложена на субъект Российской Федерации – Ульяновскую область в лице его
уполномоченных органов, в данном случае – на Министерство здравоохранения
Ульяновской области.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что услуга по транспортировке больных, нуждающихся
в процедуре гемодиализа, не является медицинской услугой, несостоятельны.
Специфика
заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения
транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную
медицинскую услугу.
Утверждения в жалобе о том, что выделяемые Министерству средства являются
целевыми и не могут быть использованы на иные цели, в том числе на
транспортировку больных для оказания специализированной медицинской помощи не
могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат положениям ч.
2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ, а также полномочиям Министерства по
организации оказания населению Ульяновской области специализированной
медицинской помощи.
Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда
первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Новоспасского районного суда Ульяновской области от 21 декабря 2022 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Новоспасский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 06.04.2023.