Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оказание услуги по транспортировке больного
Документ от 04.04.2023, опубликован на сайте 18.04.2023 под номером 105646, 2-я гражданская, об оказании специализированной бесплатной медицинской помощи населению, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0015-01-2022-000689-67

Судья Завгородняя Т. Н.                                                                      Дело № 33-1616/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        4 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.,

при секретаре  Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 21 декабря 2022 года по делу № 2-370/2022, по которому постановлено: 

 

исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Шмониной Тамары Алексеевны удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Министерство здравоохранения Ульяновской области (ОГРН 1027301185570, ИНН 7325000951) организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Шмониной Тамары Алексеевны, родившейся *** года в р.п. *** (паспорт ***) от места ее жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры *** и обратно в соответствии с графиком лечения.

В удовлетворении исковых требований к государственному учреждению здравоохранения «Новоспасская районная больница» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Новоспасского района Ульяновской области в интересах Шмониной Т.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения (далее - ГУЗ) «Новоспасская районная больница» о возложении обязанности организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке для прохождения процедуры ***. В обоснование иска указал, что Шмонина Т.А. является инвалидом *** группы по общему заболеванию, имеет диагноз «***» и нуждается в получении медицинской помощи методом *** терапии. Проведение *** терапии методом *** является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения. На территории Ульяновской области медицинская услуга по проведению *** терапии методом *** оказывается ООО «Фрезениус Нефрокея», расположенным по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, пл. Семашко, д. 10. Шмонина Т.А., несмотря на состояние здоровья, вынуждена за счет личных денежных средств, самостоятельно три раза в неделю круглогодично посещать указанный медицинский центр, чтобы получить жизненно необходимое лечение. Вместе с тем, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом ***, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры ***. Финансирование данного вида специализированной помощи на территории Ульяновской области предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2019 №792-П. Функции по организации специализированной медицинской помощи возложены на Министерство здравоохранения Ульяновской области, которым должна осуществляться доставка пациентов для проведения *** терапии. Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области,           ГУЗ «Новоспасская районная больница» организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Шмониной Т.А. от места ее жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры *** и обратно в соответствии с графиком лечения.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.  В обоснование жалобы указывает, что Шмонина Т.А. не нуждается в оказании скорой медицинской помощи, в осуществлении медицинской эвакуации, медицинская помощь оказывается в плановом режиме, при этом необходимости в экстренной доставке не имеется. Другие основания для ее доставки транспортом медицинской организации для получения *** в лечебное учреждение, действующим законодательством не предусмотрены. Бесплатная медицинская услуга по транспортировке в медицинскую организацию при амбулаторном лечении законом не предусмотрена, является нецелевым расходованием финансовых средств. Доставка пациента к месту лечения и обратно не является медицинской услугой, а относится к числу транспортных услуг.  

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития  Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шмонина Т.А., проживающая по адресу: ***, является инвалидом ***, инвалидность установлена *** бессрочно (л.д. 13).

Шмонина Т.А. страдает ***, в связи с чем с 26.06.2020 ей показано проведение *** 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота, 3 смена 16:30-21:00) (л.д. 17-20).

*** терапию методом *** Шмонина Т.А. получает в ООО «Фрезениус Нефрокея» по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, пл. Семашко, д. 10 (л.д. 9).

Согласно справке администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от 15.12.2022 транспортировка лиц, страдающих *** в медицинские учреждения для проведения процедуры ***, администрацией района не осуществляется; в рамках муниципальной программы «Забота» оказание материальной помощи по компенсации расходов на проезд от места жительства до места прохождения процедуры *** и обратно не предусмотрено (л.д. 102).

Прокурор, ссылаясь на то, что Шмонина Т.А. по состоянию здоровья не может самостоятельно добраться до места прохождения лечения и обратно без посторонней помощи, в том числе с использованием общественного транспорта, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статья 2 Федерального закона № 323-ФЗ определяет медицинскую помощь как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинскую услугу - как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию (статья 2).

Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 10 Федерального закона № 323-ФЗ).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (подп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона  № 323-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с данным Федеральным законом.

На основании ч. 11 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных данным Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно подп. 21 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.

На основании п. 2.4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 № 735-П, специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, включая немедикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской реабилитации, в том числе физиотерапевтические методы лечения, лечебную физкультуру, массаж и другие. Специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Пунктом 5.8 указанной Территориальной программы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан, а также транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

В сфере управления здравоохранением Министерство здравоохранения Ульяновской области, в том числе: разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (подп. 3 п. 2.1 Положения); обеспечивает контроль за выполнением Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области (подп. 5 п. 2.1 Положения); создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (подп. 7 п. 2.1 Положения); организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения (подп. 8 п. 2.1 Положения).

Руководствуясь приведенными выше положениями закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде терапии методом заместительного гемодиализа диализа возложена на субъект Российской Федерации – Ульяновскую область в лице его уполномоченных органов, в данном случае – на Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы о том, что услуга по транспортировке больных, нуждающихся в процедуре гемодиализа, не является медицинской услугой, несостоятельны.

Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.

Утверждения в жалобе о том, что выделяемые Министерству средства являются целевыми и не могут быть использованы на иные цели, в том числе на транспортировку больных для оказания специализированной медицинской помощи не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат  положениям ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ, а также полномочиям Министерства по организации оказания населению Ульяновской области специализированной медицинской помощи.

Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Новоспасский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  06.04.2023.