УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Гришин П.С. 73RS0025-01-2022-001284-80
Дело № 33-1334/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
29 марта 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Карабанова
А.С., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Чичкиной
А.П.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бельтюковой Полины
Владимировны на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17
ноября 2022 года по гражданскому делу № 2-837/2022, по которому постановлено:
исковые требования Министерства
агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области
удовлетворить.
Взыскать с
Бельтюковой Полины Владимировны в пользу Министерства агропромышленного
комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области денежные средства,
полученных в виде единовременной и ежемесячной денежной выплаты из областного
бюджета на поощрение и популяризацию достижений в сфере развития сельских
территорий, в размере 100 050 руб. 00 коп.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Министерство
агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области
обратилось в суд с иском к Бельтюковой П.В. о взыскании денежных средств,
полученных в виде единовременной и ежемесячной денежной выплаты из областного
бюджета на поощрение и популяризацию достижений в сфере развития сельских
территорий.
В обоснование иска
указано, что в рамках реализации постановления Правительства Ульяновской
области от 15.04.2014 № 131-П «О некоторых мерах поощрения и популяризации
достижений в сфере развития сельских территорий», которым утверждён порядок
предоставления средств из областного бюджета Ульяновской области на поощрение и
популяризацию достижений в сфере развития сельских территорий, в том числе,
предоставление молодому специалисту единовременной и ежемесячной денежных
выплат, между Бельтюковой П.В. и Министерством агропромышленного комплекса и
развития сельских территорий Ульяновской области было заключено соглашение от
06.08.2020 № 11, в соответствии с которым Министерством ответчику было перечислено
в качестве меры социальной поддержки молодого специалиста в 2020 году –
13 050 руб.; в 2021 году – 66 120 руб.; в 2022 году – 20 880
руб.
Согласно пункту
2.2.1 Соглашения, ответчик, как получатель выплат, обязан был отработать не
менее пяти лет в сельскохозяйственном производстве на основе заключения
трудового договора на неопределённый срок по основному месту работы с
хозяйствующим субъектом, занимающимся сельскохозяйственным производством,
переработкой сельскохозяйственной продукции, производством пищевой продукции
или продовольствия, либо с организацией потребительской кооперации, либо стать
главой крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - предприятие, занимающееся
сельскохозяйственным производством) на указанный период на территории Ульяновской
области.
В заявлении от
02.07.2022 Бельтюкова П.В. сообщила о своём выходе из соглашения, а с
15.08.2022 она была уволена с работы. Письмом от 22.08.2022 № 73-ИОГВ-09-01/3607
Бельтюковой П.В. предложено произвести возврат полученных бюджетных средств в
виде выплат в течение 30 календарных дней с момента его получения. До
настоящего времени денежные средства от Бельтюковой П.В. не поступили.
На основании
изложенного Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских
территорий Ульяновской области просило суд взыскать с Бельтюковой П.В. в
полученные бюджетные средства в виде выплат в размере 100 050 руб.
Рассмотрев
заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Бельтюкова П.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об
отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы
указывает, что постановление Правительства Ульяновской области от 15.04.2014 №
131-П, на которое ссылается истец, не содержит условий о том, что молодой специалист
при смене места жительства и работы должен осуществить возврат полученных
денежных средств. Полагает, что Соглашение противоречит конституционным правам
граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства. Кроме
того, суд при вынесении решения не привел расчет взысканной с нее суммы в
размере 100 050 руб.
В возражениях на
апелляционную жалобу Министерство агропромышленного комплекса и развития
сельских территорий Ульяновской области просит решение суда оставить без
изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и
обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия
приходит к следующему.
В целях создания
условий для развития сельского хозяйства, рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 №
37/420-П утверждена государственная программа Ульяновской области «Развитие
сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014 - 2021 годы.
В рамках реализации
указанной государственной программы постановлением Правительства Ульяновской
области от 15.04.2014 № 131-П утверждён Порядок предоставления средств из
областного бюджета Ульяновской области на поощрение и популяризацию достижений
в сфере развития сельских территорий (далее - Порядок), которым, в числе
прочего предусмотрено заключение Министерством агропромышленного комплекса и
развития сельских территорий Ульяновской области с молодыми специалистами
соглашений о предоставлении ежемесячных и единовременных денежных выплат (здесь
и далее в редакции на дату возникновения спорных правоотношений).
Как
установлено судом и следует из материалов дела, между Бельтюковой П.В. и Министерством агропромышленного комплекса и
развития сельских территорий Ульяновской области было заключено соглашение от
06.08.2020 № 11 о реализации государственной программы Ульяновской области
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков селькохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» (л.д. 8-9).
В рамках указанного
соглашения Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских
территорий Ульяновской области взяло на себя обязательство перечислять денежные
средства с лицевого счета Министерства на счет Бельтюковой П.В. в течение трех
лет на оказание единовременной и ежемесячной денежных выплат получателю выплат,
заключившему трудовой договор по основному месту работы на неопределенный срок
в соответствии с полученной специальностью (квалификацией) с хозяйствующим
субъектом, занимающемся сельскохозяйственным производством, переработкой сельскохозяйственной
продукции, производством пищевой продукции или продовольствия, с организацией
потребительской кооперации, либо ставшим главой крестьянского (фермерского)
хозяйства на территории Ульяновской области (пункт 2.1.1), а Бельтюкова П.В. обязалась
отработать не менее пяти лет в сельскохозяйственном производстве на основе
заключения трудового договора на неопределённый срок по основному месту работы
с хозяйствующим субъектом, занимающимся сельскохозяйственным производством,
переработкой сельскохозяйственной продукции, производством пищевой продукции
или продовольствия, либо с организацией потребительской кооперации, либо стать
главой крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - предприятие, занимающееся
сельскохозяйственным производством) на указанный период на территории
Ульяновской области (пункт 2.2.1).
Во исполнение
условий указанного соглашения Бельтюкова П.В. заключила трудовой договор с К***
который был расторгнут с 15.08.2022 (л.д. 37).
Ссылаясь на
нарушение Бельтюковой П.В. условий соглашения от 06.08.2020 № 11 в части
необходимости отработки у хозяйствующего субъекта, занимающегося
сельскохозяйственным производством, не менее пяти лет, Министерство
агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области
просило взыскать с ответчика выплаченные ей в качестве ежемесячных платежей и
единовременной выплаты денежные средства в сумме 100 050 руб.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных Министерством исковых требований, суд первой
инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении Бельтюковой П.В. требований
Порядка и условий соглашения от 06.08.2020 № 11.
Согласно пункту 6
Порядка молодому специалисту предоставляется право на получение в течение трех
лет следующих выплат:
1) единовременной денежной
выплаты за каждый отработанный рабочий год;
2) единовременной
денежной выплаты, осуществляемой однократно, в размере 1000000 рублей при
наличии в совокупности предусмотренных Порядком условий;
3) ежемесячной
денежной выплаты.
В силу пункта 8
Порядка получение молодым специалистом единовременной денежной выплаты и
ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер при предоставлении
предусмотренных Порядком документов.
По результатам
рассмотрения документов комиссия выносит решение рекомендовать Министерству
предоставить молодым специалистам или бывшим руководителям организаций выплату
с указанием ее размера либо отказать в ее предоставлении (абзац 11 пункта 11
Порядка).
На основании пункта
12 Порядка Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления
соответствующего протокола комиссии принимает решение о предоставлении выплаты
молодым специалистам или бывшим руководителям организаций либо об отказе в ее
предоставлении, которое оформляется правовым актом Министерства и заключает с
молодыми специалистами соглашение на срок не менее пяти лет.
В соответствии с
подпунктом «а» подпункта 1 пункта 17 Порядка предоставление выплат прекращается
и не возобновляется в случае если по истечении 60 календарных дней со дня
расторжения трудового договора (прекращения деятельности в качестве главы
крестьянского (фермерского) хозяйства) молодой специалист не заключил трудовой
договор либо не стал главой крестьянского (фермерского) хозяйства на территории
Ульяновской области.
Пунктом 21 Порядка
предусмотрено, что в случае нарушения получателем выплат условий, установленных
при предоставлении выплат, или установления факта наличия в представленных
получателем выплат документах недостоверных сведений, или нарушения
обязательств, предусмотренных соглашением, указанным в пункте 12 настоящего
Порядка, выявленных по результатам проведенных Министерством или уполномоченным
органом государственного финансового контроля Ульяновской области проверок,
Министерство обеспечивает возврат выплат в областной бюджет Ульяновской области
путем направления получателю выплат в срок, не превышающий 30 календарных дней
со дня обнаружения нарушений, требования о возврате выплат в течение 30
календарных дней со дня получения указанного требования.
Указанному
требованию Порядка корреспондирует пункт 2.2.4 Порядка, согласно которому
получатель выплат обязуется возвратить выплаты в областной бюджет Ульяновской
области при нарушении условий, установленных при их предоставлении.
Поскольку с момента
трудоустройства Бельтюковой П.В. к К*** до момента ее увольнения прошло менее 5
лет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчицей
условий соглашения от 06.08.2020 № 11, что в силу пункта 21 Порядка является
основанием для возврата в бюджет Ульяновской области полученных ею ежемесячных и
единовременных выплат.
Доводы апелляционной
жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на
ошибочном толковании норм Порядка и условий соглашения от 06.08.2020 № 11.
Судебная коллегия
отмечает, что целью принятия государственной программы Ульяновской области
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» является
предоставление за счет средств регионального бюджета дополнительных мер
социальной поддержки молодым специалистам, изъявившим желание трудоустроиться у
хозяйствующих субъектов, занимающихся сельскохозяйственным производством на
территории Ульяновской области, в целях поощрения и популяризации достижений в
сфере развития сельских территорий именно в данном субъекте Российской
Федерации.
При таких
обстоятельствах вопреки доводам апелляционной жалобы положения Порядка и соглашения
от 06.08.2020 № 11 о необходимости отработки на территории Ульяновской области
не менее 5 лет не могут расцениваться как нарушение конституционных прав
граждан на свободу передвижения и свободу труда.
Из материалов дела
также следует, что за период с 11.09.2020 по 13.09.2022 Министерством Бельтюковой
П.В. были перечислены ежемесячные выплаты на общую сумму 65 250 руб. (л.д.
10-22, 24-35) и единовременная выплата на сумму 34 800 руб. (л.д. 23), а
всего 100 050 руб.
При этом вопреки
выводам апелляционной жалобы указанные денежные средства были перечислены
ответчице после удержания подоходного налога.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17 ноября 2022 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бельтюковой Полины Владимировны – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 30.03.2023