У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2008
г.
Судья Кинчарова О.Е.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 июня 2008 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И. и Булгакова Г.М.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе представителя С*** С.В. П*** Л.Н. на решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 29 апреля 2008 года, по которому
С*** С*** В***
отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия мэрии г.
Ульяновска и обязании в установленном законом порядке сформировать земельный
участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Ульяновск,
ул. ***, д. ***.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
С*** С.В. обратилась
в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации (мэрии) г.
Ульяновска, указывая на то, что она является собственницей всех пяти квартир
многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск***, д. ***,
и в соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ имеет право получить в
собственность земельный участок, на котором находится многоквартирный жилой
дом.
Согласно п. 5 ст. 16
ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором
расположен многоквартирный жилой дом, переходит бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в таком доме с момента формирования
земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В целях реализации
своего права она обратилась с заявлением к главе города Ульяновска о
формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка общей
площадью 526 кв.м по ул. ***, *** в г. Ульяновске. Однако администрация (мэрия)
г. Ульяновска до настоящего момента не совершила действий, предусмотренных
действующим законодательством.
Бездействие
администрации (мэрии) г. Ульяновска является незаконным и нарушает ее право в
установленном порядке приобрести в собственность земельный участок под
принадлежащим ей жилым домом.
Просила признать
незаконным бездействие администрации (мэрии) г. Ульяновска и обязать ее в
установленном законом порядке сформировать земельный участок под
многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ульяновск, ул. ***, д. ***.
Суд привлек к
участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитет по земельным ресурсам
и землеустройству мэрии г. Ульяновска и постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе представитель С*** С.В. П*** Л.Н. просит решение суда отменить, как
незаконное, и удовлетворить заявленные требования. При этом указывает, что
вывод суда о соответствии закону действий администрации города является
необоснованным.
Пунктом 4 ст. 16 ФЗ
«О введении в действие Жилищного кодекса РФ» определяется, что формирование
земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом,
осуществляется органами государственной власти или органами местного
самоуправления.
С*** С.В. обратилась
на имя главы города Ульяновска с заявлением об утверждении проекта границ
земельного участка и предоставлении в собственность земельного участка общей
площадью 526 кв.м под домом по ул. ***, *** в Ленинском районе г. Ульяновска.
Однако до настоящего времени орган местного самоуправления не сформировал
указанный земельный участок и не утвердил проект его границ.
Вывод суда о том,
что С*** С.В. не обращалась с заявлением о формировании земельного участка, а
лишь с ходатайством об утверждении проекта его границ, является необоснованным.
В соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ проведение работ по
формированию земельного участка как раз и состоит из подготовки проекта границ
земельного участка и установления его границ на местности.
В соответствии с п.
7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае отсутствия кадастрового плана
земельного участка орган местного самоуправления по заявлению гражданина на
основании дежурной кадастровой карты и градостроительной документации в месячный
срок обеспечивает изготовление кадастрового плана участка и утверждает проект
его границ.
Суд по надуманным
основаниям посчитал, что С*** С.В. представила в орган местного самоуправления
не все необходимые для рассмотрения данного вопроса документы. Нормы жилищного
и земельного законодательства не предъявляют такие требования ни к
соответствующим обращениям граждан, ни к проектам границ земельного участка.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя С***
С.В. П*** Л.Н. и представителя мэрии г. Ульяновска С*** Н.П., судебная коллегия
не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Статья 254 ГПК РФ
предоставляет право гражданину оспорить в суде решение, действие (бездействие)
органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного
лица, государственного или муниципального служащего, если он считает, что
нарушены его права и свободы.
Как видно из
материалов дела, С*** С.В. является собственницей пяти квартир в пятиквартирном
жилом доме по ул. ***, *** в г. Ульяновске.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлено,
что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей
долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с
элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для
обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты,
расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного
участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии
с требованиями земельного законодательства и законодательства о
градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса
РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном
пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения,
сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в
соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок
граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган
государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие
предоставление земельных участков, с заявлением о приобретении прав на
земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Пунктом 3 статьи
16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»
предусмотрено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены
многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого
имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на
основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном
доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы
государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о
формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Лишь с момента формирования земельного
участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок,
на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома
объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ст. 16).
В ходе рассмотрения дела суд установил, что С***
С.В. 15.02.2008 обратилась с заявлением к главе города Ульяновска об
утверждении проекта границ земельного участка площадью 526 кв.м под
существующим жилым домом № *** по ул. *** в г. Ульяновске и передаче ей данного
земельного участка в собственность за плату.
05.03.2008 Комитет по управлению земельными
ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска сообщил С*** С.В. об имеющихся
недостатках в представленном ею проекте границ земельного участка, в частности,
об отсутствии подписи заявителя и согласования со смежными землепользователями
и главой администрации Ленинского района г. Ульяновска и предложил представить полный пакет
документов для подготовки проекта постановления и передачи земельного участка в
собственность заявителя бесплатно.
При таких обстоятельствах, поскольку мэрия г.
Ульяновска рассмотрела заявление С*** С.В. и не смогла его удовлетворить по
причинам, зависящим от самой заявительницы, суд пришел к правильному выводу,
что оснований для признания незаконным бездействия мэрии г. Ульяновска не
имеется.
Доводы, приведенные представителем
заявительницы в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка.
Так, судом правильно
отмечено, что С*** С.В. не обращалась к главе города Ульяновска с заявлением о
формировании земельного участка, а просила лишь утвердить проект границ
земельного участка. В суде первой инстанции представитель заявительницы не
отрицал, что не все документы, которые необходимы для решения этого вопроса,
были представлены заявительницей в мэрию г. Ульяновска, в частности,
отсутствовало землеустроительное дело и документы, свидетельствующие о
согласовании границ земельного участка со смежными землепользователями.
Довод кассационной
жалобы о том, что утверждение проекта границ земельного участка фактически
означает формирование данного участка, судебная коллегия находит
необоснованным.
Проведение работ по
формированию земельного участка в соответствии с п.п.1 п. 4 ст. 30 Земельного
кодекса РФ (ред. от 29.12.2004) состоит не только в подготовке проекта границ
земельного участка и установлении его границ на местности, но и в проведении
ряда других работ.
Новая редакция
данной нормы (от 13.05.2008) предусматривает, что проведение работ по
формированию земельного участка осуществляется помимо других действий
выполнением в отношении земельного участка работ, в результате которых
обеспечивается подготовка документов, необходимых для кадастрового учета
земельного участка (ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О
государственном кадастре недвижимости»).
Таким образом,
понятие «формирование земельного участка» шире понятия «утверждение проекта
границ земельного участка», поэтому судом сделан правильный вывод, что с
заявлением о формировании земельного участка С*** С.В. в мэрию г. Ульяновска не
обращалась.
В силу изложенного решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 29 апреля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу
представителя С*** С.В. П*** Л.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи