Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание бездействия мэрии по формированию земельного участка
Документ от 03.06.2008, опубликован на сайте 16.06.2008 под номером 10409, 2-я гражданская, об оспаривании бездействия Мэрии г.Ульян., Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Кинчарова О.Е.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

03 июня 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе представителя С*** С.В. П*** Л.Н. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 апреля 2008 года, по которому

С*** С*** В*** отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия мэрии г. Ульяновска и обязании в установленном законом порядке сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Ульяновск, ул. ***, д. ***.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

С*** С.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации (мэрии) г. Ульяновска, указывая на то, что она является собственницей всех пяти квартир многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск***, д. ***, и в соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ имеет право получить в собственность земельный участок, на котором находится многоквартирный жилой дом.

Согласно п. 5 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

В целях реализации своего права она обратилась с заявлением к главе города Ульяновска о формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка общей площадью 526 кв.м по ул. ***, *** в г. Ульяновске. Однако администрация (мэрия) г. Ульяновска до настоящего момента не совершила действий, предусмотренных действующим законодательством.

Бездействие администрации (мэрии) г. Ульяновска является незаконным и нарушает ее право в установленном порядке приобрести в собственность земельный участок под принадлежащим ей жилым домом.

Просила признать незаконным бездействие администрации (мэрии) г. Ульяновска и обязать ее в установленном законом порядке сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ульяновск, ул. ***, д. ***.

Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитет по земельным ресурсам и землеустройству мэрии г. Ульяновска и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель С*** С.В. П*** Л.Н. просит решение суда отменить, как незаконное, и удовлетворить заявленные требования. При этом указывает, что вывод суда о соответствии закону действий администрации города является необоснованным.

Пунктом 4 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» определяется, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С*** С.В. обратилась на имя главы города Ульяновска с заявлением об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 526 кв.м под домом по ул. ***, *** в Ленинском районе г. Ульяновска. Однако до настоящего времени орган местного самоуправления не сформировал указанный земельный участок и не утвердил проект его границ.

Вывод суда о том, что С*** С.В. не обращалась с заявлением о формировании земельного участка, а лишь с ходатайством об утверждении проекта его границ, является необоснованным. В соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ проведение работ по формированию земельного участка как раз и состоит из подготовки проекта границ земельного участка и установления его границ на местности.

В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае отсутствия кадастрового плана земельного участка орган местного самоуправления по заявлению гражданина на основании дежурной кадастровой карты и градостроительной документации в месячный срок обеспечивает изготовление кадастрового плана участка и утверждает проект его границ.

Суд по надуманным основаниям посчитал, что С*** С.В. представила в орган местного самоуправления не все необходимые для рассмотрения данного вопроса документы. Нормы жилищного и земельного законодательства не предъявляют такие требования ни к соответствующим обращениям граждан, ни к проектам границ земельного участка.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя С*** С.В. П*** Л.Н. и представителя мэрии г. Ульяновска С*** Н.П., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Статья 254 ГПК РФ предоставляет право гражданину оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он считает, что нарушены его права и свободы.

Как видно из материалов дела, С*** С.В. является собственницей пяти квартир в пятиквартирном жилом доме по ул. ***, *** в г. Ульяновске.

Статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусмотрено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Лишь с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ст. 16).

В ходе рассмотрения дела суд установил, что С*** С.В. 15.02.2008 обратилась с заявлением к главе города Ульяновска об утверждении проекта границ земельного участка площадью 526 кв.м под существующим жилым домом № *** по ул. *** в г. Ульяновске и передаче ей данного земельного участка в собственность за плату.

05.03.2008 Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска сообщил С*** С.В. об имеющихся недостатках в представленном ею проекте границ земельного участка, в частности, об отсутствии подписи заявителя и согласования со смежными землепользователями и главой администрации Ленинского района г. Ульяновска  и предложил представить полный пакет документов для подготовки проекта постановления и передачи земельного участка в собственность заявителя бесплатно.

При таких обстоятельствах, поскольку мэрия г. Ульяновска рассмотрела заявление С*** С.В. и не смогла его удовлетворить по причинам, зависящим от самой заявительницы, суд пришел к правильному выводу, что оснований для признания незаконным бездействия мэрии г. Ульяновска не имеется.

Доводы, приведенные представителем заявительницы в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Так, судом правильно отмечено, что С*** С.В. не обращалась к главе города Ульяновска с заявлением о формировании земельного участка, а просила лишь утвердить проект границ земельного участка. В суде первой инстанции представитель заявительницы не отрицал, что не все документы, которые необходимы для решения этого вопроса, были представлены заявительницей в мэрию г. Ульяновска, в частности, отсутствовало землеустроительное дело и документы, свидетельствующие о согласовании границ земельного участка со смежными землепользователями.

Довод кассационной жалобы о том, что утверждение проекта границ земельного участка фактически означает формирование данного участка, судебная коллегия находит необоснованным.

Проведение работ по формированию земельного участка в соответствии с п.п.1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ (ред. от 29.12.2004) состоит не только в подготовке проекта границ земельного участка и установлении его границ на местности, но и в проведении ряда других работ.

Новая редакция данной нормы (от 13.05.2008) предусматривает, что проведение работ по формированию земельного участка осуществляется помимо других действий выполнением в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для кадастрового учета земельного участка (ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Таким образом, понятие «формирование земельного участка» шире понятия «утверждение проекта границ земельного участка», поэтому судом сделан правильный вывод, что с заявлением о формировании земельного участка С*** С.В. в мэрию г. Ульяновска не обращалась.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 апреля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя С*** С.В. П*** Л.Н. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи