У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2008
г.
Судья Родионова В.П.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 мая 2008 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И. и Булгакова Г.М.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 апреля 2008
года, по которому постановлено:
Заявление Н*** Н***
С*** удовлетворить в части.
Признать незаконными
действия Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области по
регистрации в квартире Н*** Н*** С*** по адресу: г. Ульяновск, ул. У.Г***, д. ***,
кв. *** Н*** А*** Н***.
В удовлетворении
остальной части заявления отказать.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Н*** Н.С. обратился
в суд с заявлением о признании незаконными действий и бездействия Управления
Федеральной миграционной службы по Ульяновской области.
В обоснование свои
требований указал, что с 26.01.2000 по 06.11.2007 в принадлежащей ему квартире
по ул. У. Г***, д. ***, кв. *** в г. Ульяновске без его ведома и согласия был
зарегистрирован Н*** А.Н. Ему стало известно об этом случайно, когда на его
адрес стали приходить извещения и вызовы на имя Н*** А.Н. и его детей. При его
первоначальном обращении его заверили, что в его квартире никто не прописан,
однако, когда он предал возникшую ситуацию огласке через средства массовой
информации и обратился в Прокуратуру РФ, ФСБ РФ и МВД РФ, факт незаконной
регистрации Н*** А.Н. работниками УФМС в его квартире был установлен.
Просил признать
незаконными действия УФМС по Ульяновской области по регистрации Н*** А.Н. и
членов его семьи в его квартире без его согласия, а также признать незаконным
бездействие УФМС по Ульяновской области по устранению допущенных нарушений и в
связи с длительным сокрытием от него достоверной информации.
Судом постановлено
приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе УФМС по Ульяновской области не соглашается с решением суда и просит его
отменить, как незаконное и необоснованное. При этом указывает, что Федеральная
миграционная служба образована Указом Президента от 09.03.2004 и правопреемником
паспортно-визовых отделов ОВД не является. Поэтому вывод суда о том, что
ответственность за допущенное в отношении заявителя нарушение лежит на УФМС по
Ульяновской области, является необоснованным. К должностным лицам,
ответственным за регистрацию, сотрудники миграционной службы в соответствии с
Правилами регистрации и снятия граждан с регистрационного учета в РФ (утв.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713) не относятся. Сотрудники
ПВС ОВД были прикомандированы к штату сотрудников УФМС по Ульяновской области.
На момент регистрации Н*** А.Н. по месту жительства заявителя функцию
регистрации осуществляли сотрудники ПВС при УВД по Ленинскому району г.
Ульяновска.
Вывод суда о том,
что сотрудником УФМС К*** Е.П. были нарушены п.п. 2.3, 4.3 Инструкции о
применении Правил регистрации (утв. Приказом МВД РФ от 23.10.1995 № 393),
является необоснованным, поскольку первый из названных пунктов регулирует
вопросы регистрации не по месту жительства, а по месту пребывания, а второй –
перечисляет лиц, ответственных за регистрацию, к которым К*** Е.П. не
относится.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя
УФМС по Ульяновской области и заявителя, судебная коллегия не находит оснований
к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Статья 254 ГПК РФ предоставляет право гражданину
оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти,
органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или
муниципального служащего, если он считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского
судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие),
в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия
к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно
возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности
(ст. 255 ГПК РФ).
Как видно из
материалов дела, Н*** Н.С. является собственником квартиры № *** дома *** по
ул. У.Г*** в г. Ульяновске.
Статьей 6 Закона РФ
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» на гражданина
возложена обязанность регистрации по месту постоянного жительства.
Данную регистрацию в соответствии со ст. 4
закона осуществляют в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых
военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной
полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых
имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере
миграции, территориальные органы федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере
миграции, в остальных населенных пунктах – местная администрация.
В соответствии с п. 16 Правил регистрации и
снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства
РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 14.02.1997, с изм. от 02.02.1998)) регистрация
гражданина в жилом помещении может быть произведена лишь при предъявлении
документа, являющегося основанием для заселения в жилое помещение (ордер,
договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о
признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего
гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная
копия).
В ходе рассмотрения
дела суд установил, что в период с января 2000 года по ноябрь 2007 года в
квартире Н*** Н.С. в нарушение установленных правил без его согласия органами
регистрационного учета был зарегистрирован Н*** А.Н.
При таких
обстоятельствах суд обоснованно признал данные действия незаконными и
нарушающими права Н*** Н.С.
Доводы, приведенные УФМС
по Ульяновской области в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не
могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка.
Так, является
необоснованным и противоречащим содержанию приведенной выше статьи 4 Закона РФ
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» утверждение автора
кассационной жалобы о том, что сотрудники миграционной службы не являются
лицами, ответственными за регистрацию граждан.
При этом не может
быть принята во внимание ссылка на п. 4 названных выше Правил регистрации и
снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации, которая определяет в качестве лиц,
ответственных за регистрацию граждан, должностных
лиц, занимающих постоянно или временно должности, связанные с выполнением
организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей
по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями
социального назначения.
Пунктом 2 данного нормативного акта установлено, что органами
регистрационного учета являются органы внутренних дел и именно они в
соответствии с пунктом 18 Правил регистрируют граждан по месту жительства и
производят в их паспортах отметку о регистрации.
Судом правильно
указано, что в соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе
(утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928)
Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным
органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере
миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю,
надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
ФМС России
подведомственна МВД РФ и одной из основных ее задач является осуществление
регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по
месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением
гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного
учета граждан Российской Федерации.
При создании ФМС
Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 ей были переданы правоприменительные
функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных
услуг в сфере миграции МВД РФ с передачей всей документации ПВС и
откомандированием в ее распоряжение сотрудников паспортно-визовых
подразделений.
Довод кассационной
жалобы о том, что суд сослался в решении на пункты Инструкции о применении Правил регистрации (утв.
Приказом МВД РФ от 23.10.1995 № 393), которые не имеют отношения к
рассматриваемому вопросу, повлечь отмену решения суда не может.
Названная Инструкция о применении Правил
регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и
по месту жительства в пределах РФ (действовавшая до 02.02.2008) в п.п. 4.5,
4.6, 4.7 устанавливала, что регистрацию граждан по месту жительства производят
должностные лица паспортно-визовой службы органов внутренних дел (впоследствии
– миграционной службы), которые обязаны проверять правильность представленных
на регистрацию документов.
Является необоснованной и опровергается
материалами дела также ссылка в
кассационной жалобе на отсутствие нарушений в действиях сотрудника УФМС
К*** Е.П.
В ходе рассмотрения дела судом было
установлено, что в ноябре 2007 года при снятии Н*** А.Н. с регистрационного
учета в квартире *** дома *** по ул. У.Г*** ст.инспектор отдела УФМС России по
Ленинскому району г. Ульяновска К*** Е.П., установив отсутствие сведений о
регистрации Н*** А.Н. в поквартирной карточке по форме № 10 и не имея
информации о согласии собственника квартиры на регистрацию, лично сделала
запись о регистрации Н*** А.Н. в
квартире и снятии его с регистрационного учета.
При изложенных обстоятельствах довод
кассационной жалобы об отсутствии нарушений в действиях сотрудников УФМС по
Ульяновской области и отсутствии оснований для признания их действий
незаконными является несостоятельным.
Решение суда соответствует требования закона
и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 18 апреля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу
Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи