Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание действий миграционной службы
Документ от 27.05.2008, опубликован на сайте 16.06.2008 под номером 10394, 2-я гражданская, о призн.незакон.действий УФМС по Ульян.обл.по осущ.регистр.действий и бездействий по сокрытию информ., Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Родионова В.П.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

27 мая 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 апреля 2008 года, по которому постановлено:

Заявление Н*** Н*** С*** удовлетворить в части.

Признать незаконными действия Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области по регистрации в квартире Н*** Н*** С*** по адресу: г. Ульяновск, ул. У.Г***, д. ***, кв. *** Н*** А*** Н***.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Н*** Н.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий и бездействия Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области.

В обоснование свои требований указал, что с 26.01.2000 по 06.11.2007 в принадлежащей ему квартире по ул. У. Г***, д. ***, кв. *** в г. Ульяновске без его ведома и согласия был зарегистрирован Н*** А.Н. Ему стало известно об этом случайно, когда на его адрес стали приходить извещения и вызовы на имя Н*** А.Н. и его детей. При его первоначальном обращении его заверили, что в его квартире никто не прописан, однако, когда он предал возникшую ситуацию огласке через средства массовой информации и обратился в Прокуратуру РФ, ФСБ РФ и МВД РФ, факт незаконной регистрации Н*** А.Н. работниками УФМС в его квартире был установлен.

Просил признать незаконными действия УФМС по Ульяновской области по регистрации Н*** А.Н. и членов его семьи в его квартире без его согласия, а также признать незаконным бездействие УФМС по Ульяновской области по устранению допущенных нарушений и в связи с длительным сокрытием от него достоверной информации.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе УФМС по Ульяновской области не соглашается с решением суда и просит его отменить, как незаконное и необоснованное. При этом указывает, что Федеральная миграционная служба образована Указом Президента от 09.03.2004 и правопреемником паспортно-визовых отделов ОВД не является. Поэтому вывод суда о том, что ответственность за допущенное в отношении заявителя нарушение лежит на УФМС по Ульяновской области, является необоснованным. К должностным лицам, ответственным за регистрацию, сотрудники миграционной службы в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан с регистрационного учета в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713) не относятся. Сотрудники ПВС ОВД были прикомандированы к штату сотрудников УФМС по Ульяновской области. На момент регистрации Н*** А.Н. по месту жительства заявителя функцию регистрации осуществляли сотрудники ПВС при УВД по Ленинскому району г. Ульяновска.

Вывод суда о том, что сотрудником УФМС К*** Е.П. были нарушены п.п. 2.3, 4.3 Инструкции о применении Правил регистрации (утв. Приказом МВД РФ от 23.10.1995 № 393), является необоснованным, поскольку первый из названных пунктов регулирует вопросы регистрации не по месту жительства, а по месту пребывания, а второй – перечисляет лиц, ответственных за регистрацию, к которым К*** Е.П. не относится.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя УФМС по Ульяновской области и заявителя, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Статья 254 ГПК РФ предоставляет право гражданину оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Как видно из материалов дела, Н*** Н.С. является собственником квартиры № *** дома *** по ул. У.Г*** в г. Ульяновске.

Статьей 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» на гражданина возложена обязанность регистрации по месту постоянного жительства.

Данную регистрацию в соответствии со ст. 4 закона осуществляют в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах – местная администрация.

В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 14.02.1997, с изм. от 02.02.1998)) регистрация гражданина в жилом помещении может быть произведена лишь при предъявлении документа, являющегося основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).

В ходе рассмотрения дела суд установил, что в период с января 2000 года по ноябрь 2007 года в квартире Н*** Н.С. в нарушение установленных правил без его согласия органами регистрационного учета был зарегистрирован Н*** А.Н.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал данные действия незаконными и нарушающими права Н*** Н.С.

Доводы, приведенные УФМС по Ульяновской области в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Так, является необоснованным и противоречащим содержанию приведенной выше статьи 4 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» утверждение автора кассационной жалобы о том, что сотрудники миграционной службы не являются лицами, ответственными за регистрацию граждан.

При этом не может быть принята во внимание ссылка на п. 4 названных выше Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которая определяет в качестве лиц, ответственных за регистрацию граждан, должностных лиц, занимающих постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Пунктом 2 данного нормативного акта установлено, что органами регистрационного учета являются органы внутренних дел и именно они в соответствии с пунктом 18 Правил регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации.

Судом правильно указано, что в соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе (утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928)  Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

ФМС России подведомственна МВД РФ и одной из основных ее задач является осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

При создании ФМС Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 ей были переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции МВД РФ с передачей всей документации ПВС и откомандированием в ее распоряжение сотрудников паспортно-визовых подразделений.

Довод кассационной жалобы о том, что суд сослался в решении на пункты Инструкции о применении Правил регистрации (утв. Приказом МВД РФ от 23.10.1995 № 393), которые не имеют отношения к рассматриваемому вопросу, повлечь отмену решения суда не может.

Названная Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (действовавшая до 02.02.2008) в п.п. 4.5, 4.6, 4.7 устанавливала, что регистрацию граждан по месту жительства производят должностные лица паспортно-визовой службы органов внутренних дел (впоследствии – миграционной службы), которые обязаны проверять правильность представленных на регистрацию документов.

Является необоснованной и опровергается материалами дела также ссылка в  кассационной жалобе на отсутствие нарушений в действиях сотрудника УФМС К*** Е.П.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что в ноябре 2007 года при снятии Н*** А.Н. с регистрационного учета в квартире *** дома *** по ул. У.Г*** ст.инспектор отдела УФМС России по Ленинскому району г. Ульяновска К*** Е.П., установив отсутствие сведений о регистрации Н*** А.Н. в поквартирной карточке по форме № 10 и не имея информации о согласии собственника квартиры на регистрацию, лично сделала запись о  регистрации Н*** А.Н. в квартире и снятии его с регистрационного учета.

При изложенных обстоятельствах довод кассационной жалобы об отсутствии нарушений в действиях сотрудников УФМС по Ульяновской области и отсутствии оснований для признания их действий незаконными  является несостоятельным.

Решение суда соответствует требования закона и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 апреля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи