У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0024-02-2022-000844-45
Судья Шапарева И.А.
Дело №33а-5902/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 21
декабря 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Айнетдинова Марата Зинятовича
на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13 октября 2022
года по делу №2а-2-650/2022, по которому постановлено:
в удовлетворении
административного иска кандидата в депутаты Городской Думы муниципального
образования «Город Новоульяновск» шестого созыва Айнетдинова Марата Зинятовича
к территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Город
Новоульяновск» Ульяновской области о признании протокола участковой
избирательной комиссии об итогах голосования по пятимандатному избирательному
округу №1 избирательного участка №3301 от 11 сентября 2022 года, протокола
территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Город
Новоульяновск» Ульяновской области о результатах выборов депутатов Городской
Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области
шестого созыва по пятимандатному избирательному округу №1 от 12 сентября 2022
года недействительными, отмене результатов голосования по пятимандатному
избирательному округу №1 избирательного участка №3301 отказать.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Избирательной комиссии
Ульяновской области, территориальной избирательной комиссии муниципального
образования «Город Новоульяновск» Гусева И.В., не согласившегося с доводами
апелляционной жалобы, заключение прокурора гражданско-судебного отдела
прокуратуры Ульяновской области Данилова Е.В., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
кандидат в депутаты
Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» шестого созыва
Айнетдинов М.З. обратился в суд с исковым заявлением к территориальной
избирательной комиссии муниципального образования «Город Новоульяновск»
Ульяновской области о признании протоколов об итогах голосования участковой
избирательной комиссии избирательного участка №3301 и территориальной
избирательной комиссии муниципального образования «Город Новоульяновск»
Ульяновской области недействительными, отмене результатов голосования.
В обоснование
требований указал, что Избирательной комиссии Ульяновской области №205/1281-6
принято постановление от 16.06.2022 «О проведении голосования на выборах
депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской
области, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней
подряд», согласно которому голосование на указанных выборах проводится в
течение 9, 10 и 11 сентября 2022 года.
16.06.2022 принято
решение Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» №26 «О
назначении выборов депутатов Городской Думы муниципального образования «Город
Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва на 11 сентября 2022 года».
25.07.2022
территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город
Новоульяновск» принято постановление №36/181-4 «О регистрации Айнетдинова Марата Зинятовича
кандидатом в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город
Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по пятимандатному
избирательному округу №1».
09.09.2022 территориальной избирательной комиссии муниципального
образования «Город Новоульяновск» принято постановление №47/227-4 «О
регистрации доверенных лиц кандидата в депутаты Городской Думы муниципального
образования «город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по
пятимандатному избирательному округу №1 Айнетдинова Марата Зинятовича».
Голосование
проводилось 9, 10, 11 сентября 2022 года. 11.09.2022 в помещении для
голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка №3301,
расположенного по адресу: г.Новоульяновск, ул.Ленина, д.3, осуществлялся
подсчет голосов избирателей, однако порядок подсчета голосов был нарушен, а
именно: члены участковой избирательной комиссии, не давая полностью пересчитать
количество проголосовавших избирателей по журналу регистрации и не введя данные
в увеличенную форму протокола, подошли к КОИБам (комплекс обработки избирательных
бюллетеней) и что-то туда ввели без присутствия всех наблюдателей и доверенных
лиц, тем самым нарушив порядок действий при осуществлении подсчета голосов,
установленный законом.
Кроме того, сведения
о результатах голосования и данные в итоговом протоколе расходятся в количестве
бюллетеней, содержащихся в стационарном ящике. В контрольных сведениях,
выданных КОИБом, их количество составляет 712 штук, а в итоговом протоколе
количество бюллетеней составило 713 штук, что свидетельствует о некорректном
подсчете голосов, а учитывая, что был нарушен порядок подсчета голосов, с результатами
подсчета голосов невозможно согласиться.
Учитывая, что
нарушение порядка подсчета голосов является нарушением законодательства о
выборах, считает, что права кандидата были нарушены, нарушенное право может
подлежать восстановлению, путем отмены итогов голосования.
Административный
истец просил признать протокол участковой избирательной комиссии об итогах
голосования по пятимандатному избирательному округу №1 избирательного участка
№3301 от 11.09.2022, протокол территориальной избирательной комиссии
муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области о
результатах выборов депутатов Городской Думы муниципального образования «Город
Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по пятимандатному
избирательному округу №1 от 12.09.2022, недействительными и отменить результаты
голосования по пятимандатному избирательному округу №1 избирательного участка
№3301.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия
Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Айнетдинов М.З. не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование
жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом
заявлении. Указывает на отсутствие на избирательном участке ведения
видеофиксации на протяжении трех дней голосования, что не позволяют доверять
результатам выборов, а также не позволяет с достоверностью определить
результаты волеизъявления избирателей.
В возражениях на
апелляционную жалобу Избирательная комиссия Ульяновской области,
территориальная избирательная комиссия муниципального образования «Город
Новоульяновск» просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу
– без удовлетворения.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу,
судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения
суда в связи со следующим.
В соответствии с ч.1
ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели,
участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие)
органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие
избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Порядок подсчета
голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах
голосования участковой комиссией установлен ст.68 Федерального закона от
12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в
референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с п.2
ст.68 названного Федерального закона подсчет голосов избирателей начинается
сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до
установления итогов голосования.
Проведение подсчета
голосов избирателей и порядок установления итогов голосования на избирательном
участке при использовании комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБ)
регламентируется Постановлением ЦИК России от 08.02.2018 №139/1148-7 «Об
Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов -
комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах,
проводимых в Российской Федерации».
Порядок работы
оператора КОИБ-2017 в дни голосования для КОИБ-2017 установлен Приложением №9 к
Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов -
комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах,
проводимых в Российской Федерации.
В соответствии с
ч.1.2 ст.77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на
участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня
может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения
правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное
нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления
избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и
установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с
достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников
референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и
подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение
не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей,
участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной
комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить
действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений
законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти
нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников
референдума.
Как установлено
судом, 05.06.2018 территориальной избирательной комиссии муниципального
образования «Город Новоульяновск» принято постановление №64/271-3 «О назначении
составов и председателей участковых избирательных комиссий состава 2018-2023
годов». Приложением №1 данного постановления сформирован состав участковой
избирательной комиссии избирательного участка №3301.
04.02.2021
Избирательной комиссии Ульяновской области принято постановление №143/825-6 «О
назначении состава и председателя территориальной избирательной комиссии
муниципального образования «Город Новоульяновск» состава 2021-2026 годов».
Постановлением
Избирательной комиссии Ульяновской области от 21.04.2022 №202/1265-6 «О
возложении полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного
самоуправления, местного референдума на территориальные избирательные комиссии
Ульяновской области» на территориальную избирательную комиссию муниципального
образования «Город Новоульяновск» возложены полномочия по подготовке и
проведению выборов в органы местного самоуправления муниципального образования
«Город Новоульяновск».
16.06.2022
Избирательной комиссией Ульяновской области принято постановление №205/1281-6
«О проведении голосования на выборах депутатов представительных органов
муниципальных образований Ульяновской области, назначенных на 11.09.2022, в
течение нескольких дней подряд». Пунктом 1 данного постановления голосование на
указанных выборах проводится в течение 9, 10 и 11 сентября 2022 года.
28.07.2022
Избирательной комиссией Ульяновской области принято постановление №4/34-7 «Об
использовании технических средств подсчета голосов – комплексов обработки
избирательных бюллетеней 2017 при проведении выборов в единый день голосования
11 сентября 2022 года». Пунктом 8 приложения к данному постановлению
техническим средством подсчета голосов избирателей оснащен избирательный
участок №3301.
31.08.2022
участковой избирательной комиссией избирательного участка №3301 принято
постановление №24/59-2 «О членах участковой избирательной комиссии
избирательного участка №3301, назначенных операторами комплексов обработки
избирательных бюллетеней (КОИБ) при проведении выборов депутатов Городской Думы
муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области шестого
созыва 11 сентября 2022 года». Пунктом 1 данного постановления операторами
комплекса обработки избирательных бюллетеней назначены члены данной участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса Б*** Л.С. и М*** И.А.
16.06.2022 решением
Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» №26 выборы
депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск»
Ульяновской области шестого созыва назначены на 11.09.2022.
25.07.2022
территориальной избирательной комиссией муниципального образования «Город
Новоульяновск» принято постановление №36/181-4 «О регистрации Айнетдинова
Марата Зинятовича кандидатом в депутаты Городской Думы муниципального
образования «город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по
пятимандатному избирательному округу №1».
Постановлением
территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Город
Новоульяновск» от 09.09.2022 №47/227-4 доверенным лицом кандидата в депутаты
Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской
области шестого созыва по пятимандатному избирательному округу №1 Айнетдинова
М.З. зарегистрирована К*** О.В.
Согласно списку
назначенных кандидатом в депутаты Айнетдиновым М.З. наблюдателей наблюдателем в
участковую избирательную комиссию избирательного участка №3301 от кандидата в
депутаты Айнетдинова М.З. назначен Ч*** И.В.
11.09.2022 подписан
протокол участковой избирательной комиссии избирательного участка №3301 об
итогах голосования на выборах депутатов Городской Думы муниципального
образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по
пятимандатному избирательному округу №1.
12.09.2022 подписаны
протокол и сводная таблица территориальной избирательной комиссии
муниципального образования «Город Новоульяновск» о результатах выборов
депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск»
Ульяновской области шестого созыва по пятимандатному избирательному округу №1,
приняты постановления территориальной избирательной комиссии муниципального
образования «Город Новоульяновск»: №50/236-4 «Об определении результатов
выборов депутатов Городской Думы муниципального образования «Город
Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по пятимандатному
избирательному округу №1» и №50/239-4 «Об общих результатах выборов депутатов
Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской
области шестого созыва 11 сентября 2022 года», которые оспаривались
административным истцом по настоящему административному делу.
В указанных
протоколе участковой избирательной комиссии избирательного участка №3301 от
11.09.2022 года в строке 4 «число избирательных бюллетеней, выданных
избирателям в помещении для голосования в день голосования» указано 713 бюллетеней; в строке 8 «сведения
о числе избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для
голосования» - 712 бюллетеней.
Данные расхождения
отражены в Сводной таблице (л.д. 88).
Принимая решение об
отказе в удовлетворении административного иска Айнетдинова М.З., суд первой
инстанции пришел к выводу об отсутствии по делу доказательств, подтверждающих
доводы административного истца о имевших место нарушениях 11.09.2022 в
помещении для голосования участковой избирательной комиссии избирательного
участка №3301 при осуществлении подсчета голосов избирателей, повлекших
необоснованное расхождение сведений о количестве бюллетеней 712 штук по данным
КОИБ со сведениями в итоговом протоколе - 713 штук бюллетеней.
Расхождение в данных
сведениях по количеству бюллетеней не свидетельствует о нарушениях в ходе
проведения выборов и подсчете бюллетеней. Данное расхождение вызвано получением
избирателем избирательного бюллетени и не помещения его в комплекс обработки
избирательных бюллетеней. Доказательств какого-либо вмешательства со стороны,
повлиявшего на подсчет бюллетеней не имеется.
Установлено, что в
ходе проведения выборов на избирательном участке №3301 присутствовал
назначенный кандидатом Айнетдиновым М.З. наблюдатель Ч*** И.В., который
присутствовал на участке при подсчете бюллетеней 11.09.2022 с 07.30 до 20.50 и
не заявлял о каких-либо нарушениях при проведении выборов. При подписании
протокола от 11.09.2022 в 20.42 также не поступало заявлений и жалоб.
Кроме того,
расхождение при подсчете бюллетеней в 1 бюллетень никаким образом не влияет на
итоги голосования и не нарушает избирательные права административного истца.
Доказательств, ставящих
под сомнение результаты выборов, в дело не представлено.
Все изложенные в
апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и
в решении им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Принятое по делу решение
является правильным, нормы материального и процессуального права, регулирующие
спорные правоотношения, применены судом верно, нарушений, влекущих безусловную
отмену решения, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной
жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 13 октября 2022 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Айнетдинова Марата Зинятовича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 26.12.2022.