Судебный акт
Об обеспечении техническими средствами реабилитации
Документ от 15.11.2022, опубликован на сайте 28.11.2022 под номером 102926, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-003713-79    

Судья Кузнецова О.В.                                                                         Дело № 33-4498/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Сычёвой О.А.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от  8 июля 2022 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 11 августа 2022 года, по гражданскому делу №2-2517/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска  в интересах несовершеннолетнего Л*** *** *** удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Л*** ***!аксима!% ***  техническими средствами реабилитации в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации от 13.08.2021 № 918.14.73/2021:  *** *** *** - ***, *** - ***.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Л*** *** *** компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

 

заслушав доклад судьи Сычёвой О.А., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с иском, в интересах несовершеннолетнего Л*** *** ***, к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ-УРО ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что Л*** ***., *** является ***-инвалидом!.  

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** - инвалида от 13.08.2021 № 918.14.73/2021 ***-инвалид Л*** ***. нуждается в обеспечении следующими техническими средствами реабилитации: *** - ***, *** – ***.  Однако до настоящего времени он указанными техническими средствами реабилитации не обеспечен. 

Просил суд обязать ответчика обеспечить Л*** ***. техническими средствами реабилитации: *** *** *** *** – ***, *** – ***,  согласно индивидуальной программе реабилитации от 13.08.2021 № 918.14.73/2021; просил взыскать с ответчика в пользу ***., действующей в интересах несовершеннолетнего Л*** ***., компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей. 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе  в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что ГУ - УРО ФСС РФ для обеспечения Л*** ***. положенными ему средствами реабилитации была проведена соответствующая работа: его заявление от 30.03.2022 г. зарегистрировано за входящим № 7300_784594; по государственному контракту № 143 от 22.02.2022. в рамках исполнения предусмотрено 2 этапа изготовления. 01.06.2022. Л*** ***. были сформированы направления на изготовление *** № 17705244, № 17708208. Полагает, что поскольку направления на обеспечение *** выданы, то оснований для удовлетворения исковых требований  в этой части не имеется.  В данном случае инвалид не воспользовался его правом на обеспечение ТСР за счет средств федерального бюджета через самостоятельное приобретение и получение в последующем компенсации либо через получение электронного сертификата. Кроме того, полагает, что не представлено доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным представлением Л***. ТСР и наличием физических и моральных страданий, нарушением его  нематериальных благ, в связи с чем основания для компенсации морального вреда отсутствуют. Отмечает, что исковое требование о компенсации морального вреда  в данном случае направлено не на защиту неимущественных прав, а вытекает из имущественных отношений. Указывает, что выплата компенсации морального вреда в пользу истца будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей технических средств реабилитации (инвалидов), что выразится в сокращении бюджетных средств, выделенных региональному отделению на обеспечение ТСР инвалидов. Кроме того, при определении размера компенсации морального вреда необходимо принять во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что несовершеннолетний Л*** ***, *** года рождения, является ***-инвалидом.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от  13.08.2021 № 918.14.73/2021 ***-инвалид Л*** ***. подлежит обеспечению  техническими средствами реабилитации: *** - *** *** – одной парой.

***-инвалид! Л*** ***. не был обеспечен этими техническими средствами реабилитации, нуждаемость в которых определена его индивидуальной программой реабилитации, что было установлено в результате прокурорской проверки, инициированной по  обращению в прокуратуру Л*** ***. (законного представителя Л*** ***.). В связи с чем прокурор, полагая права ***-инвалида  нарушенными, руководствуясь статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском.

Как следует из материалов дела, на период рассмотрения дела в суде первой инстанции Л*** ***. указанными техническими средствами реабилитации обеспечен не был.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении требований.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, *** относится к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), *** (далее – Правила от 7 апреля 2008 года).

В соответствии с п. 2 Правил от 7 апреля 2008 года обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно п.4 названных Правил от 7 апреля 2008 года заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Пунктом 5(1) Правил от 7 апреля 2008 года установлено, что снятие инвалида (ветерана) с учета по обеспечению техническим средством (изделием) осуществляется уполномоченным органом в случае, если: а) инвалид (ветеран) обеспечен техническим средством (изделием) организацией, в которую выдано направление; б) уполномоченным органом осуществлена компенсация, указанная в пункте 15(1) настоящих Правил; в) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, отказались от обеспечения техническим средством (изделием), рекомендованным программой реабилитации (заключением); г) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, не обратились в организацию, в которую выдано направление, в течение срока действия направления. При этом инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, вправе подать заявление с документами, а также с заключением (при подаче заявления ветераном либо лицом, представляющим его интересы), указанными в пункте 4 настоящих Правил, для получения нового направления; д) в уполномоченный орган поступили сведения о государственной регистрации смерти инвалида (ветерана), содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния; е) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, приобрели (оплатили) техническое средство (изделие) и услугу по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата; ж) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, не использовали электронный сертификат в течение срока его действия.

В соответствии с положениями статей 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Материалами дела подтверждено, что ***-инвалид Л*** *** нуждается в *** *** *** *** *** и *** ***. Изложенное подтверждается индивидуальной программой реабилитации *** - инвалида от 13.08.2021 № 918.14.73/2021 (л.д. 14, оборот).

Установив, что данными ТСР ***-инвалид не обеспечен, суд правильно возложил на ответчика обязанность по обеспечению Л*** ***. указанными ТСР.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, доказательств обеспечения *** инвалида Л***. техническими средствами реабилитации в количестве, предусмотренном индивидуальной программой реабилитации ***-инвалида  от 13 августа 2021 года, ответчиком не представлено.

Выдача направления на получение ТСР, о чем указано в жалобе, не свидетельствует о фактическом обеспечении ***-инвалида техническими средствами реабилитации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что право на обеспечение техническими средствами реабилитации могло быть реализовано законным представителем ***-инвалида за счет выплаты денежной компенсации, через получение электронного сертификата не может  повлечь отмену постановленного судебного акта, поскольку это право законного представителя ***-инвалида, а не обязанность.

Таким образом, предусмотренная законом процедура предоставления ТСР отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Разрешая исковые требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав ***-инвалида на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Подлежит отклонению как не основанный на законе довод апелляционной жалобы о том, что требования истца не направлены на защиту неимущественных прав, вытекая из имущественных отношений.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ГУ-УРО ФСС, выразившееся в не обеспечении ***-инвалида Л*** ***. полагающимися ему ***, существенно нарушает его личные неимущественные права, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, в отсутствие специально подобранной *** ***-инвалид лишен возможности свободно передвигаться, испытывает затруднения с мобильностью.

Учитывая все установленные по делу обстоятельства, возраст ***-инвалида, его состояние здоровья, иные данные о его личности, а также принцип разумности и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.

То обстоятельство, что прокурор просил о взыскании компенсации морального вреда в пользу законного представителя несовершеннолетнего Л*** ***. – Л*** ***., а судом указанная компенсация взыскана в пользу Л*** ***., не влияет на правильность решения суда. 

Доводы апелляционной жалобы в части того, что истцом не представлены доказательства причинения ***-инвалиду нравственных и физических страданий, несостоятельны. Сам факт не обеспечения  ***-инвалида ТСР является доказательством того, что ***-инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.

Не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что денежные средства, которые ответчик обязан выплатить по настоящему  решению суда, будут взяты из средств, предназначенных для обеспечения инвалидов  ТСР, что приведет к ущемлению прав иных лиц, имеющих право на обеспечение  техническими средствами реабилитации.

Так, компенсация морального вреда, причиненного несвоевременным обеспечением инвалида ТСР, фактически является восстановлением нарушенного права. Соответственно,  отсутствие у ответчика денежных средств на выплату компенсации  морального вреда не является основанием к отказу в удовлетворении данных исковых требований.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением. Фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 июля 2022 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 11 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 ноября 2022 года