УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-003713-79
Судья Кузнецова О.В.
Дело № 33-4498/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 15
ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Сычёвой О.А.,
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда
социального страхования РФ на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 8 июля 2022 года, с учетом
определения того же суда об исправлении описки от 11 августа 2022 года, по
гражданскому делу №2-2517/2022, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Засвияжского района города
Ульяновска в интересах несовершеннолетнего
Л*** *** *** удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Ульяновское
региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
обеспечить Л*** ***!аксима!% ***
техническими средствами реабилитации в соответствии с его индивидуальной
программой реабилитации от 13.08.2021 № 918.14.73/2021: *** *** *** - ***, *** - ***.
Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское
региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в
пользу Л*** *** *** компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части
отказать.
заслушав доклад судьи Сычёвой О.А., пояснения прокурора
Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с
иском, в интересах несовершеннолетнего Л*** *** ***, к Государственному
учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования
Российской Федерации (ГУ-УРО ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить
техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что Л*** ***., ***
является ***-инвалидом!.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ***
- инвалида от 13.08.2021 № 918.14.73/2021 ***-инвалид Л*** ***. нуждается в
обеспечении следующими техническими средствами реабилитации: *** - ***, *** – ***.
Однако до настоящего времени он
указанными техническими средствами реабилитации не обеспечен.
Просил суд обязать ответчика обеспечить Л*** ***.
техническими средствами реабилитации: *** *** *** *** – ***, *** – ***, согласно индивидуальной программе
реабилитации от 13.08.2021 № 918.14.73/2021; просил взыскать с ответчика в
пользу ***., действующей в интересах несовершеннолетнего Л*** ***., компенсацию
морального вреда в размере 10 000 рублей.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ – Ульяновское региональное
отделение Фонда социального страхования РФ не соглашается с решением суда,
просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что ГУ - УРО ФСС РФ
для обеспечения Л*** ***. положенными ему средствами реабилитации была
проведена соответствующая работа: его заявление от 30.03.2022 г.
зарегистрировано за входящим № 7300_784594; по государственному контракту № 143
от 22.02.2022. в рамках исполнения предусмотрено 2 этапа изготовления.
01.06.2022. Л*** ***. были сформированы направления на изготовление *** №
17705244, № 17708208. Полагает, что поскольку направления на обеспечение ***
выданы, то оснований для удовлетворения исковых требований в этой части не имеется. В данном случае инвалид не воспользовался его
правом на обеспечение ТСР за счет средств федерального бюджета через
самостоятельное приобретение и получение в последующем компенсации либо через
получение электронного сертификата. Кроме того, полагает, что не представлено
доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным представлением Л***.
ТСР и наличием физических и моральных страданий, нарушением его нематериальных благ, в связи с чем основания
для компенсации морального вреда отсутствуют. Отмечает, что исковое требование
о компенсации морального вреда в данном
случае направлено не на защиту неимущественных прав, а вытекает из
имущественных отношений. Указывает, что выплата компенсации
морального вреда в пользу истца будет произведена из бюджетных средств,
выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и на
выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что
повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей технических средств
реабилитации (инвалидов), что выразится в сокращении бюджетных средств,
выделенных региональному отделению на обеспечение ТСР инвалидов.
Кроме того, при определении размера компенсации морального вреда необходимо
принять во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания
обстоятельства.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие
участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что
несовершеннолетний Л*** ***, *** года рождения, является ***-инвалидом.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида от 13.08.2021 № 918.14.73/2021 ***-инвалид
Л*** ***. подлежит обеспечению техническими
средствами реабилитации: *** - *** *** – одной парой.
***-инвалид! Л*** ***. не был обеспечен этими техническими
средствами реабилитации, нуждаемость в которых определена его индивидуальной
программой реабилитации, что было установлено в результате прокурорской
проверки, инициированной по обращению в
прокуратуру Л*** ***. (законного представителя Л*** ***.). В связи с чем
прокурор, полагая права ***-инвалида
нарушенными, руководствуясь статьей 45 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском.
Как следует из материалов дела, на период рассмотрения дела
в суде первой инстанции Л*** ***. указанными техническими средствами
реабилитации обеспечен не был.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь
которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении требований.
Согласно
ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение
реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств
федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий,
технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду,
утверждается Правительством Российской Федерации.
В
соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
индивидуальная программа реабилитации инвалида – это комплекс оптимальных для
инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы,
объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей
инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Порядок
разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации
инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а также организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2005 года № 2347-р, *** относится к техническим средствам, предоставляемым
инвалидам с освобождением от платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7
апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов
протезами (кроме зубных протезов), *** (далее – Правила от 7 апреля 2008 года).
В соответствии с п. 2 Правил от 7 апреля 2008 года
обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с
индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов,
разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации.
Согласно п.4 названных Правил от 7 апреля 2008 года заявление
о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном)
либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган
Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту
пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства
инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии
с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов
(далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий
личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего
интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа
реабилитации (заключение).
В силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный
орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4
настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления
инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом,
представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и
уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в
электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том
числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению
техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение
техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4
настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган:
высылает
(выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление
технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные
уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими
средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В
направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который
устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет
не менее половины срока действия указанного контракта.
При
отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида
(ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением,
указанным в пункте 4
настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану)
документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения
такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки
соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не
позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления,
указанного в пункте 4
настоящих Правил.
Срок
обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного
производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией,
в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для
инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7
календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую
выдано направление, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Пунктом
5(1) Правил от 7 апреля 2008 года установлено, что снятие инвалида (ветерана) с
учета по обеспечению техническим средством (изделием) осуществляется
уполномоченным органом в случае, если: а) инвалид (ветеран) обеспечен техническим
средством (изделием) организацией, в которую выдано направление; б)
уполномоченным органом осуществлена компенсация, указанная в пункте 15(1)
настоящих Правил; в) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы,
отказались от обеспечения техническим средством (изделием), рекомендованным
программой реабилитации (заключением); г) инвалид (ветеран) либо лицо,
представляющее его интересы, не обратились в организацию, в которую выдано
направление, в течение срока действия направления. При этом инвалид (ветеран)
либо лицо, представляющее его интересы, вправе подать заявление с документами,
а также с заключением (при подаче заявления ветераном либо лицом,
представляющим его интересы), указанными в пункте 4
настоящих Правил, для получения нового направления; д) в уполномоченный орган
поступили сведения о государственной регистрации смерти инвалида (ветерана),
содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния;
е) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, приобрели
(оплатили) техническое средство (изделие) и услугу по ремонту технического
средства (изделия) с использованием электронного сертификата; ж) инвалид
(ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, не использовали электронный
сертификат в течение срока его действия.
В соответствии с положениями статей 55, 56 ГПК РФ
доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке
сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие
обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные
обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения
дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих
лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и
видеозаписей, заключений экспертов.
Материалами дела подтверждено, что ***-инвалид Л*** ***
нуждается в *** *** *** *** *** и *** ***. Изложенное подтверждается индивидуальной
программой реабилитации *** - инвалида от 13.08.2021 № 918.14.73/2021 (л.д. 14,
оборот).
Установив, что данными ТСР ***-инвалид не обеспечен, суд
правильно возложил на ответчика обязанность по обеспечению Л*** ***. указанными
ТСР.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда,
доказательств обеспечения *** инвалида Л***. техническими средствами
реабилитации в количестве, предусмотренном индивидуальной программой
реабилитации ***-инвалида от 13 августа 2021 года, ответчиком не
представлено.
Выдача направления на получение ТСР, о чем указано в жалобе,
не свидетельствует о фактическом обеспечении ***-инвалида техническими средствами
реабилитации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право на обеспечение
техническими средствами реабилитации могло быть реализовано законным
представителем ***-инвалида за счет выплаты денежной компенсации, через
получение электронного сертификата не может повлечь отмену постановленного судебного акта,
поскольку это право законного представителя ***-инвалида, а не обязанность.
Таким
образом, предусмотренная законом процедура предоставления ТСР отдельным
категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни,
поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния
физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим
на обеспечение достоинства их личности.
Разрешая исковые требования прокурора о взыскании
компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав ***-инвалида
на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к
обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
В
статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на
возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или
бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статьей
7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация -
социальное государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской
Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный
минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается
система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и
иные гарантии социальной защиты.
Исходя
из предназначения социального государства механизм социальной защиты,
предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым
категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и
обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство
личности условия для реализации ими своих прав
Пунктом 2 статьи 2
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права
и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским
законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Подлежит отклонению
как не основанный на законе довод апелляционной жалобы о том, что требования
истца не направлены на защиту неимущественных прав, вытекая из имущественных
отношений.
Пунктом 1 статьи
150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье,
достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая
репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная
и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и
жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие
гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным
способом.
Согласно части 1
статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен
моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими
его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Отсутствие в
законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных
нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда
означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац
третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о
компенсации морального вреда»).
Из приведенных
нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской
Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или
физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на
принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага,
перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда
без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
В силу пункта 1
статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер
компенсации гражданину морального вреда определяются правилами,
предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской
Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1,
2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие
основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред,
причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный
имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом,
причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда,
если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть
предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий
оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен
моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По смыслу
приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями
наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального
вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и
причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ГУ-УРО ФСС, выразившееся в не обеспечении ***-инвалида
Л*** ***. полагающимися ему ***, существенно нарушает его личные
неимущественные права, поскольку с учетом индивидуальных особенностей,
состояния здоровья, в отсутствие специально подобранной *** ***-инвалид лишен
возможности свободно передвигаться, испытывает затруднения с мобильностью.
Учитывая все установленные по делу обстоятельства, возраст ***-инвалида,
его состояние здоровья, иные данные о его личности, а также принцип разумности
и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу взыскании в пользу истца
компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
То обстоятельство, что прокурор просил о взыскании
компенсации морального вреда в пользу законного представителя
несовершеннолетнего Л*** ***. – Л*** ***., а судом указанная компенсация
взыскана в пользу Л*** ***., не влияет на правильность решения суда.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что истцом не
представлены доказательства причинения ***-инвалиду нравственных и физических
страданий, несостоятельны. Сам факт не обеспечения ***-инвалида ТСР является доказательством
того, что ***-инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку
отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение
жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для
его социальной адаптации.
Не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной
жалобы в части того, что денежные средства, которые ответчик обязан выплатить
по настоящему решению суда, будут взяты
из средств, предназначенных для обеспечения инвалидов ТСР, что приведет к ущемлению прав иных лиц,
имеющих право на обеспечение
техническими средствами реабилитации.
Так, компенсация морального вреда, причиненного
несвоевременным обеспечением инвалида ТСР, фактически является восстановлением
нарушенного права. Соответственно,
отсутствие у ответчика денежных средств на выплату компенсации морального вреда не является основанием к
отказу в удовлетворении данных исковых требований.
В остальной части
доводы апелляционной жалобы сводятся к
несогласию с принятым судом решением. Фактов, которые не были бы проверены и
учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое
значение для рассмотрения спора, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не содержат, в
связи с чем являются несостоятельными и
не влекут отмену судебного решения.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Материальный
и процессуальный закон применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 июля 2022 года, с учетом
определения того же суда об исправлении описки от 11 августа 2022 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения -
Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской
Федерации – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 16 ноября 2022 года