У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2022-005719-13
Судья Савелова А.Л.
Дело № 33а-4162/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
18
октября 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Ю.В.,
судей Васильевой
Е.В., Сычёвой О.А.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционной жалобе Ибрагимли Эльвина Расула Оглы
на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 июля 2022 года по
делу № 2а-2474/2022, по которому постановлено:
в удовлетворении
административного иска Ибрагимли Эльвина Расула оглы к судебному приставу-исполнителю
отдела судебных приставов № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска Управления
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Алякину Сергею
Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской
области о признании незаконными и отмене постановлений о взыскании
исполнительского сбора от 24.05.2022, от 20.06.2022 по исполнительным
производствам № ***, *** отказать.
Заслушав доклад
судьи Смирновой Ю.В., возражения судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 по
Заволжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Алякина С.С.
и представителя УФССП России по Ульяновской области - Штырловой С.И., полагавшей решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Ибрагимли Э.Р.
обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю
отдела судебных приставов № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы
судебных приставов по Ульяновской области Алякину С.С., Управлению Федеральной
службы судебных приставов по Ульяновской области (далее УФССП России по Ульяновской области) о
признании незаконными и отмене постановлений
от 24.05.2022 и от 20.06.2022 о взыскании исполнительского сбора, восстановлении
срока на подачу административного искового заявления.
В обоснование
административного иска указал, что в производстве судебного
пристава-исполнителя Алякина С.С. находилось исполнительное производство № *** от 12.05.2022 о взыскании с него в пользу
Кочеткова В.В. денежных средств в размере 73 764 руб. 41 коп. Данная задолженность была погашена 27.05.2022.
24.05.2022 ему в
личный кабинет официального интернет-портала государственных услуг (далее ЕПГУ)
поступило постановление о взыскании исполнительского сбора.
Считает данное
постановление незаконным, поскольку копия
постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес не
поступала, срок для добровольной уплаты ему
не предоставлен, а он незамедлительно
произвел оплату задолженности в
кратчайшие сроки.
30.05.2022 он
обращался к административному ответчику с жалобой, в которой просил отменить исполнительского
сбор, однако в установленный законом срок ответ не поступил.
20.06.2022 в личный
кабинет ЕГПУ поступило постановление о возбуждении исполнительного производства
№ *** о взыскании исполнительского сбора в размере 5163 руб. 50 коп.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федерального
казначейства по Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Ибрагимли Э.Р. не соглашается с решением суда, просит его отменить как
незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает на несогласие с
выводом суда о соблюдении процедуры направления ему постановления о возбуждении
исполнительного производства, а также его прочтения в личном кабинете на Едином
портале госуслуг. Судом необоснованно в качестве доказательства направления и
размещения постановления о возбуждении исполнительного производства от
12.05.2022 используется карточка исполнительного производства АИС ФССП России.
Также не соглашается с выводом суда о прочтении указанного постановления. Согласно
ответу Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о представлении по его
запросу информации по осуществлению им входа в личный кабинет на Едином портале
госуслуг в оспариваемый период за
указанный период авторизаций в ЕСИА не зафиксировано. Датой вручения письма
будет считаться первая дата авторизации в личном кабинете на ЕГПУ после
получения письма, в связи с чем
полагает, что он не может считаться надлежащим образом извещенным о вынесении
постановления о возбуждении исполнительного производства от 12.05.2022.
В судебное заседание
кроме представителя УФССП России по Ульяновской области другие лица,
участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве» постановления
судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных
приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа
могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами,
чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке
подчиненности и оспорены в суде.
Условия и порядок
принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном
производстве», которым предусмотрено, что исполнительное производство
осуществляется на принципах законности, своевременности совершения
исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения
чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества,
необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи,
соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения
(статьи 3 и 4 данного Федерального закона).
Согласно ч.1 ст.30
Федерального закона от 02.10.2007 №
229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель
возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа
по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным
законом.
В соответствии с
ч.11 ст.30 Федерального закона от
02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если
исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то
судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного
производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником
содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о
принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для
добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов
по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116
настоящего Федерального закона.
Согласно ч.12 ст.30
Федерального закона от 02.10.2007 №
229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного
исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о
возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о
размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке
данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по
сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о
возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного
документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на
Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч.2.1 ст.14 данного
федерального закона, если иное не установлено этим федеральным законом.
В силу ст.112
Федерального закона от 02.10.2007 №
229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является
денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им
исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения
исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным
приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного
исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил
судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было
невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не
предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в
размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости
взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина
или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации
(ч.3 ст.112
Федерального закона от 02.10.2007 №
229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор
имеет свойства административной штрафной санкции и является мерой
публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным
им правонарушением в процессе исполнительного производства (Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, п.78
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50
«О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов,
возникающих в ходе исполнительного производства»).
В соответствии с
положениями ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» лица,
участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте
совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения
либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о
вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных
видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный
пристав-исполнитель поручает их доставить.
Согласно п.4 ч.2
ст.29 Федерального закона от 02.10.2007
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в
исполнительном производстве, считаются извещенными, если: извещение в форме
электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной
квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
На основании п.2.1
Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора,
утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации
08.07.2014 № 0001/16, постановление о взыскании исполнительского сбора
выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа
в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного
исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного
документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента
получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении
исполнительного производства.
При этом
обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о
возбуждении в отношении него исполнительного производства.
Уведомление должника
о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным
доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного
документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения
штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора (п.2.4.1 Методических
рекомендаций).
Частью 17 ст.30
Федерального закона от 02.10.2007 №
229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что копия
постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного
производства или постановление в форме электронного документа, подписанного
усиленной квалифицированной электронной подписью судебного
пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня,
следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю,
должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим
исполнительный документ.
Указанное
постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном
производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной
информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг
(функций)».
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 606 «О порядке направления с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного
документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной
квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной
государственной информационной системы «Единый портал государственных и
муниципальных услуг (функций)» для подачи ходатайств, объяснений, отводов и
жалоб» утверждены Правила направления с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного
документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной
квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо,
участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным.
Согласно данным
Правилам извещение в форме электронного документа, подписанного судебным
приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью,
предусмотренное п.4 ч.2 ст.29 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», может
быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством
федеральной государственной информационной системы «Единый портал
государственных и муниципальных услуг (функций)».
Условием направления
извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в
исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной
государственной информационной системе «Единая система идентификации и
аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое
взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления
государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Извещение считается
доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве,
входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и
аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу
судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по
исполнительному производству.
Следовательно,
должник должен быть информирован о возбуждении исполнительного производства
либо путем направления постановления, либо путем информирования в электронном
виде.
Судом установлено,
что 12.05.2022 судебный пристав-исполнитель ОСП № 1 по Заволжскому району
г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Алякин С.С. возбудил
исполнительное производство № *** о взыскании с Ибрагимли Э.Р. в пользу
Кочеткова В.В. денежных средств в размере 73 764 руб. 41 коп., должнику
установлен пятидневный срок исполнения решения суда.
Постановление о
возбуждении исполнительного производства от 12.05.2022 было направлено
посредством электронного документооборота (АИС ФССП России) в личный кабинет
Ибрагимли Э.Р. в Едином портале госуслуг
12.05.2022, доставлено и прочитано Ибрагимли Э.Р. оглы 12.05.2021 в 19 ч. 49 мин.
Установив, что в
установленный законом срок решение суда Ибрагимли Э.Р. не исполнено,
24.05.2022 судебным
приставом-исполнителем ОСП № 1 по Заволжскому району
г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Алякиным
С.С. было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора
в размере 5163 руб. 50 коп.
27.05.2022 должником
произведена оплата задолженности по исполнительному производству.
30.05.2022 административный истец обратился с
заявлением об отмене исполнительского
сбора в связи с тем, что он не был
уведомлен о возбуждении исполнительного производства.
14.06.2022 вынесено
постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), так как
обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не обоснованны, поскольку он
был надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства.
16.06.2022 исполнительное
производство окончено фактическим исполнением.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 20.06.2022
возбуждено исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора.
Отказывая в
удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел
к выводу о том, что действия судебного пристава-исполнителя по вынесению
постановления о взыскании исполнительского сбора, постановления о возбуждении
исполнительного производства в части
взыскания исполнительского сбора
отвечают требованиям Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с
чем оснований для удовлетворения судом заявленных административным истцом
требований не имелось.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами
суда.
Учитывая наличие в
материалах дела доказательства, подтверждающего доставку должнику текста
постановления о возбуждении в отношении него исполнительного производства
12.05.2022, неисполнение Ибрагимли Э.Р.
требований исполнительного документа в установленный срок, необращение
должника с ходатайством об отсрочке исполнения, непредставление должником доказательств невозможности
исполнения требований исполнительного документа вследствие обстоятельств
непреодолимой силы, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для
вынесения 24.05.2022 постановления о взыскании с Ибрагимли Э.Р. оглы исполнительского сбора по исполнительному
производству.
Обстоятельств, свидетельствующих о
необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от
его взыскания по делу не установлено.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что в период с 27.04.2022 по 23.05.2022 он не
осуществлял вход на единый портал
с использованием единой системы идентификации и аутентификации, следовательно
извещение считается недоставленным являются несостоятельными.
Приходя к такому
выводу, судебная коллегия также принимает во внимание ответ Министерства
цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.10.2022
№ П13-1-03-109-70472 поступивший по запросу судебной коллегии по
административным делам Ульяновского областного суда, в котором указано, что
учетная запись пользователя Ибрагимли Э.Р. зарегистрирована в ЕСИА с 12.03.2019. Статус
учетной записи - подтвержденная. Пользователь Ибрагимли Э.Р. подписан на получение электронных
уведомлений от ФССП России посредством ЕПГУ с 23.12.2020. Согласно данным
Единого портала госуслуг постановление о возбуждении исполнительного
производства от 12.05.2022 доставлено Ибрагимли Э.Р. 12.05.2022 в 19 час. 42
мин., в этот же день в 19 час. 49 мин. прочитано пользователем, а также просмотрено пользователем в личном кабинете
(подтверждена доставка) 12.05.2022 в 19 час. 51 мин. Приложенный
административным истцом к апелляционной
жалобе ответ Министерства цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации
на его обращение от 13.02.2022 не опровергает указанную выше информацию.
В соответствии с ч.2
ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная
коллегия определила принять данные ответы в качестве доказательств по делу,
поскольку изложенные в них данные согласуются с имеющимися в деле
доказательствами (сведениями АИС УФССП России) и полно и объективно отражают
обстоятельства, имеющие значение для дела.
Принятое по делу решение является правильным.
Оснований, влекущих в силу ст.310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 13 июля 2022 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Ибрагимли Эльвина Расула Оглы – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в
окончательной форме 20.10.2022.