Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание действий СПИ
Документ от 18.10.2022, опубликован на сайте 26.10.2022 под номером 102385, 2-я гражданская, об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании мсполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2022-005719-13                                                                                        

Судья Савелова А.Л.                                                                     Дело № 33а-4162/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                              18 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Смирновой Ю.В.,                      

судей Васильевой Е.В., Сычёвой О.А.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной жалобе Ибрагимли Эльвина Расула Оглы на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 июля 2022 года по делу № 2а-2474/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Ибрагимли Эльвина Расула оглы к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Алякину Сергею Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконными и отмене постановлений о взыскании исполнительского сбора от 24.05.2022, от 20.06.2022 по исполнительным производствам № ***,  *** отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., возражения судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 по Заволжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Алякина С.С. и представителя УФССП России по Ульяновской области -  Штырловой С.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия

 

установила:

Ибрагимли Э.Р. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов № 1 по Заволжскому району                    г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Алякину С.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области  (далее УФССП России по Ульяновской области) о признании незаконными и отмене постановлений  от 24.05.2022 и от 20.06.2022 о взыскании исполнительского сбора, восстановлении срока на подачу административного искового заявления.

В обоснование административного иска указал, что в производстве судебного пристава-исполнителя Алякина С.С. находилось исполнительное производство  № *** от 12.05.2022 о взыскании с него  в пользу   Кочеткова В.В. денежных средств в размере 73 764 руб. 41 коп.  Данная задолженность была погашена  27.05.2022.

24.05.2022 ему в личный кабинет официального интернет-портала государственных услуг (далее ЕПГУ) поступило постановление о взыскании исполнительского сбора.

Считает данное постановление незаконным, поскольку копия  постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес не поступала, срок для добровольной  уплаты ему не предоставлен, а он  незамедлительно произвел  оплату задолженности в кратчайшие сроки.

30.05.2022 он обращался к административному ответчику с жалобой, в которой просил отменить исполнительского сбор, однако в установленный законом срок ответ не поступил.

20.06.2022 в личный кабинет ЕГПУ поступило постановление о возбуждении исполнительного производства № *** о взыскании исполнительского сбора в размере 5163 руб. 50 коп.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федерального казначейства по Ульяновской области.   

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Ибрагимли Э.Р. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о соблюдении процедуры направления ему постановления о возбуждении исполнительного производства, а также его прочтения в личном кабинете на Едином портале госуслуг. Судом необоснованно в качестве доказательства направления и размещения постановления о возбуждении исполнительного производства от 12.05.2022 используется карточка исполнительного производства АИС ФССП России. Также не соглашается с выводом суда о прочтении указанного постановления. Согласно ответу  Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о представлении по его запросу информации по осуществлению им входа в личный кабинет на Едином портале госуслуг в оспариваемый период  за указанный период авторизаций в ЕСИА не зафиксировано. Датой вручения письма будет считаться первая дата авторизации в личном кабинете на ЕГПУ после получения письма, в связи  с чем полагает, что он не может считаться надлежащим образом извещенным о вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства от 12.05.2022.

В судебное заседание кроме представителя УФССП России по Ульяновской области другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия  определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которым предусмотрено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (статьи 3 и 4 данного Федерального закона).

Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с                     ч.2.1 ст.14 данного федерального закона, если иное не установлено этим федеральным законом.

В силу ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (ч.3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительский сбор имеет свойства административной штрафной санкции и является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, п.78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

В соответствии с положениями ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

Согласно п.4 ч.2 ст.29 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании п.2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 08.07.2014 № 0001/16, постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства.

Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора (п.2.4.1 Методических рекомендаций).

Частью 17 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 606 «О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб» утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным.

Согласно данным Правилам извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное п.4 ч.2 ст.29 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.

Следовательно, должник должен быть информирован о возбуждении исполнительного производства либо путем направления постановления, либо путем информирования в электронном виде.

Судом установлено, что 12.05.2022 судебный пристав-исполнитель ОСП № 1 по Заволжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Алякин С.С. возбудил исполнительное производство № *** о взыскании с Ибрагимли Э.Р. в пользу Кочеткова В.В. денежных средств в размере 73 764 руб. 41 коп., должнику установлен пятидневный срок исполнения решения суда.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 12.05.2022 было направлено посредством электронного документооборота (АИС ФССП России) в личный кабинет Ибрагимли Э.Р.  в Едином портале госуслуг 12.05.2022, доставлено  и прочитано  Ибрагимли Э.Р. оглы  12.05.2021 в 19 ч. 49  мин.

Установив, что в установленный законом срок решение суда                    Ибрагимли Э.Р. не исполнено, 24.05.2022  судебным приставом-исполнителем      ОСП № 1 по Заволжскому району г.Ульяновска   УФССП России по Ульяновской области Алякиным С.С. было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5163 руб. 50 коп.

27.05.2022 должником произведена оплата задолженности по исполнительному производству.

30.05.2022  административный истец обратился с заявлением  об отмене исполнительского сбора в связи с тем, что он не был  уведомлен о возбуждении исполнительного производства.

14.06.2022 вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), так как обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не обоснованны, поскольку он был надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства.

16.06.2022 исполнительное производство окончено фактическим исполнением.

Постановлением  судебного пристава-исполнителя от 20.06.2022 возбуждено исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, постановления о возбуждении исполнительного производства  в части взыскания исполнительского сбора  отвечают требованиям Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с чем оснований для удовлетворения судом заявленных административным истцом требований не имелось.

Судебная  коллегия соглашается с указанными выводами суда.

Учитывая наличие в материалах дела доказательства, подтверждающего доставку должнику текста постановления о возбуждении в отношении него исполнительного производства 12.05.2022, неисполнение Ибрагимли Э.Р.   требований исполнительного документа в установленный срок, необращение должника с ходатайством об отсрочке исполнения, непредставление  должником доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие обстоятельств непреодолимой силы, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения 24.05.2022 постановления о взыскании с Ибрагимли Э.Р. оглы  исполнительского сбора по исполнительному производству.

Обстоятельств, свидетельствующих о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания  по делу не установлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в период с 27.04.2022 по 23.05.2022  он не  осуществлял  вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, следовательно извещение  считается недоставленным  являются несостоятельными.

Приходя к такому выводу, судебная коллегия также принимает во внимание ответ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.10.2022 № П13-1-03-109-70472 поступивший по запросу судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда, в котором  указано, что  учетная запись пользователя Ибрагимли Э.Р.  зарегистрирована в ЕСИА с 12.03.2019. Статус учетной записи - подтвержденная. Пользователь Ибрагимли  Э.Р. подписан на получение электронных уведомлений от ФССП России посредством ЕПГУ с 23.12.2020. Согласно данным Единого портала госуслуг постановление о возбуждении исполнительного производства от 12.05.2022 доставлено Ибрагимли Э.Р. 12.05.2022 в 19 час. 42 мин.,  в этот же день  в 19 час. 49 мин.  прочитано пользователем, а также  просмотрено пользователем в личном кабинете (подтверждена доставка) 12.05.2022 в 19 час. 51 мин. Приложенный административным истцом к апелляционной  жалобе  ответ  Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации  на его обращение от 13.02.2022 не опровергает указанную выше информацию.

В соответствии с ч.2 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила принять данные ответы в качестве доказательств по делу, поскольку изложенные в них данные согласуются с имеющимися в деле доказательствами (сведениями АИС УФССП России) и полно и объективно отражают обстоятельства, имеющие значение для дела.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 июля                       2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ибрагимли Эльвина Расула Оглы – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи 

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме  20.10.2022.