УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0025-02-2022-000331-76
Судья Калянова
Л.А.
Дело № 33-3496/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
13 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой Ю.В.,
Васильевой Е.В.
при секретаре
Насыбулловой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2201/2022
по апелляционной жалобе муниципального учреждения администрации муниципального
образования «Старомайнский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 26 мая 2022 года, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Старомайнского района
Ульяновской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования
«Старомайнский район» предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по
обеспечению Русскоюрткульского сельского клуба по адресу: *** оборудовании
системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий)
о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации
в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать бюджетное учреждение культуры «Старомайнский межпоселенческий
культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район» им.
А.К. Новопольцева в течении трех месяцев со дня поступления финансирования из
администрации муниципального образования «Старомайнский район» оборудовать
Русскоюрткульский сельский клуб по адресу: *** системами экстренного оповещения
работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе
возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В удовлетворении остальной части исковых требований
прокурора Старомайнского района и в удовлетворении исковых требований к
Русскоюрткульскому сельскому клубу, муниципальному учреждению администрация
муниципального образования «Матвеевское сельское поселение» отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
установила:
прокурор Старомайнского района Ульяновской области
обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в
интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению
культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр»
муниципального образования «Старомайнский район» им. А.К. Новопольцева,
Русскоюрткульскому сельскому клубу, администрации муниципального образования
«Старомайнский район» об обязании предусмотреть и обеспечить финансирование
мероприятий по обеспечению системами экстренного оповещения, размещению
наглядных пособий с информацией.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района
с участием сотрудника Чердаклинского ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по
Ульяновской области» проведена проверка исполнения законодательства в сфере
антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что в здании Русскоюрткульского сельского клуба,
расположенного по адресу*** которому
присвоена третья категория опасности, допускаются нарушения обязательных требований антитеррористической
защищенности объектов.
Просил обязать администрацию МО «Старомайнский
район» предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по
обеспечению охраны объекта Русскоюрткульского сельского клуба,
расположенного по адресу: *** по
оборудованию объекта системами экстренного оповещения работников и посетителей
объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайной ситуации. Обязать бюджетное учреждение культуры «Старомайнский
межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования
«Старомайнский район» им.А.К. Новопольцева, Русскоюрткульский сельский клуб в
течении двух месяцев со дня поступления финансирования из администрации
муниципального образования «Старомайнский район» обеспечить вышеназванный клуб
системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий)
о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено
муниципальное учреждение администрация МО «Матвеевское сельское поселение».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе муниципальное учреждение
администрация муниципального образования «Старомайнский район»
Ульяновской области считает решение незаконным и подлежащим отмене.
Финансирование администрацией муниципального образования «Старомайнский район»
мероприятий, указанных в решении суда, не представляется возможным, поскольку
это приведет к нецелевому использованию бюджетных средств муниципального
образования «Старомайнский район».
Кроме прокурора в
заседание суда апелляционной инстанции, другие лица, участвующие в деле, не
явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В
силу п.4 ст.27,
п.3 ст.35
Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав
граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены
права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств
нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с Федеральным законом
от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные
принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы
профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации
последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается
деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему
устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов
(профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и
(или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О
противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих
полномочий.
В силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», ст.6 Устава
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области к вопросам
местного значения района относится участие в профилактике терроризма и
экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений
терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том числе
обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов,
находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного
самоуправления муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской
области.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5
Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории
объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их
выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов
(территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных
средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры
утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №
176.
Согласно п.1
названных Требований они устанавливают комплекс мероприятий, направленных на
обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере
культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов
(территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований
и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Для целей настоящих Требований под объектами (территориями)
понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий
(строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения,
сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются
Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные
организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы
государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или
органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся
в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие
деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности (далее -
органы (организации) в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов
(территорий) (пункт 2 Требований).
Ответственность за обеспечение антитеррористической
защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов
(организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов
(территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное
руководство деятельностью работников объектов (территорий) (пункт 3
Требований).
Пунктами 20
– 25 (1)
Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической
деятельности.
В
частности, пунктом 25
Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической
защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории
осуществляются, в том числе, мероприятия по оборудованию системами экстренного
оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как установлено
судом, в здании по адресу: ***, находится
Русскоюрткульский сельский клуб, который является структурным подразделением
бюджетного учреждения культуры «Старомайнский межпоселенческий
культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район» им.
А.К.Новопольцева».
Учредителем и
собственником имущества данного учреждения является муниципальное образование
«Старомайнский район» Ульяновской области. Функции и полномочия учредителя
осуществляет администрация муниципального образования «Старомайнский район»
Ульяновской области.
В отношении
помещения, занимаемого Русскоюрткульским сельским клубом, проведено категорирование объекта в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017
№ 176 «Об утверждении требований к антитеррористической оснащенности объектов
(территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов
(территорий)». Объект отнесен к третьей категории опасности.
Администрацией
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области 12.04.2022
утвержден План обеспечения антитеррористической защищенности учреждений
культуры муниципального образования «Страромайнский район», который согласован
с бюджетным учреждением культуры «Старомайнский межпоселенческий
культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район»
им.А.К. Новопольцева» и который предусматривает необходимость соблюдения в
отношении помещения, занимаемого Грибовским сельским клубом, Требований
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017
№176, в том числе, оборудование системами экстренного оповещения
работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе
возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В силу приведенных
норм права, поскольку спорный объект культуры в нарушение требований
федерального законодательства не оборудован системами экстренного
оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, суд первой инстанции правомерно возложил на
администрацию муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской
области обязанность по организации финансирования названных
антитеррористических мероприятий, а на само бюджетное учреждение культуры
«Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального
образования «Старомайнский район» им.А.К. Новопольцева» - по оборудованию объекта системами
экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о
потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
При этом суд пришел к правильному выводу, что отсутствие в
клубе системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов
(территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайной ситуации свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиками
законодательства в области антитеррористической защищенности и может повлечь
неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью
граждан, а также имуществу.
Вопреки доводам
жалобы возложение на ответчика
обязанности по соблюдению требований антитеррористического законодательства в
отношении спорного объекта культуры
не может повлечь нецелевое использование денежных средств.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 мая 2022 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального
образования «Старомайнский район» Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение в окончательной форме
изготовлено 14.09.2022.