Судебный акт
Компенсационная выплата
Документ от 30.08.2022, опубликован на сайте 14.09.2022 под номером 101615, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с переездом и взыскании компенсации расходов, связанных с переездом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0009-02-2022-000361-58                                                            

Судья Мельникова О.В.                                                                Дело №33-3432/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           30 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2-119/2022 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области  на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 11 мая 2022 года, по которому постановлено:

исковые требования Тябиной Ольги  Ивановны к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области  о  признании незаконным  решения об  отказе в  выплате компенсации расходов,  связанных с  переездом и взыскании  компенсации расходов,  связанных  с  переездом удовлетворить в  полном  объеме.

Признать незаконным  решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Инзенском  районе Ульяновской области (межрайонное) №26  от 19.11.2021 об отказе в  выплате компенсации расходов,  связанных с переездом из  районов Крайнего Севера и приравненных  к ним местностей,  лицам,  являющимся  получателями страховых  пенсий и (или)  пенсий по  государственному  пенсионному  обеспечению, и членам  их  семей.

Взыскать с Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области  в пользу  Тябиной Ольги  Ивановны компенсацию расходов,  связанных  с  переездом из  районов Крайнего Севера и приравненных  к ним местностей, лицам,  являющимся  получателями страховых  пенсий и (или)  пенсий по  государственному  пенсионному  обеспечению, и членам  их  семей  в размере   37 600 руб. и  расходы  по  оплате государственной  пошлины в размере  1328 руб.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тябина О.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с переездом и взыскании компенсации расходов, связанных с переездом.

Требования мотивировала тем, что с 03.02.2014 она является пенсионеркой. До 31.12.2019 она работала в ООО «***». Ее муж - Тябин М.В. является пенсионером с мая 2019 года, до 30.07.2021 работал в АО «***». В сентябре 2021 года они с семьей переехали из п.*** Мурманской области в р.п.*** Ульяновской области на постоянное место жительства, где она 17.09.2021 зарегистрировалась. Учитывая, что по последнему месту работы компенсация расходов на переезд им не производилась, она обратилась в ГУ УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) с  заявлением, на которое 19.11.2021 получено решение об отказе по основанию, предусмотренному пп. «а» п.15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014  № 1351,  которое  считает   незаконным,   поскольку при подаче заявления о компенсации ею были подтверждены фактические расходы на оплату услуг по провозу багажа.

Просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) № 26 от 19.11.2021 об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей; взыскать с ответчика в ее пользу  компенсацию расходов, связанных с переездом в размере        37 600 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1328 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что Тябиной О.И. не было представлено кассового чека, подтверждающего оплату расходов на перевозку багажа. Указывает, что представленная истицей в подтверждение данных расходов квитанция к приходному кассовому ордеру, не предусмотрена Перечнем документов, необходимых для выплаты компенсации. Начиная с 01.06.2019 при расчете физического лица с индивидуальным предпринимателем, последним за оказанную услугу по перевозке грузов в любом случае должен выдаваться кассовый чек. Полагает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.

В возражениях на апелляционную жалобу Тябина О.И. считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в части шестой статьи 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 35 приведенного Закона лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 35).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей», утверждены Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей.

Пунктом 3 названных Правил определено, что компенсация производится в размере: а) фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-хместными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении; б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

На основании пункта 4 Правил при отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства видов транспорта, указанных в подпункте «б» пункта 3 настоящих Правил, пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.

Компенсация производится на основании документов, подтверждающих стоимость и категорию проезда, выданных транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом (далее - транспортная организация), в пределах, установленных пунктом 3 настоящих Правил (пункт 5 Правил).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тябина О.И. с 03.02.2014  является получателем пенсии по старости (л.д. 20), до 17.09.2021 года была зарегистрирована по  адресу: Мурманская  область ***.

10.09.2021  между Тябиной  О.И. и ИП ***  А.В. заключен договор на перевозку груза  автомобильным транспортом по  территории РФ, по которому последний обязался предоставить   груз весом 2  тонны  по маршруту п. *** Мурманской  области – р.п. *** Ульяновской области. Полная стоимость оказанных услуг за грузоперевозку домашних вещей по указанному маршруту составляет 150 000 руб. (п. 1 договора) (л.д. 47-48).

Оплату по договору в размере 150 000  руб. истец произвела в полном объеме, что подтверждается: заказом-квитанцией от 09.09.2021, справками от  10.09.2021 актом № 15 от  15.09.2021,  квитанцией к  приходно-кассовому ордеру № 9 от 15.09.2021 (л.д. 49, 50, 54, 22).

25.10.2021 Тябина О.И. обратилась в ГУ- ОПФ РФ по Ульяновской области с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей.  При обращении в Пенсионный фонд  истцом были предоставлены: договор № 1 от 10.09.2021  на перевозку груза автомобильным транспортом, заказ-квитанция от 09.09.2021 на перевозку груза, справки ИП *** А.В. о получении 75000 руб., 18000 руб. за перевозку груза, акт выполненных работ № 15 от 15.09.2021, квитанция к приходному кассовому ордеру № 9 от 15.09.2021, подтверждающая оплату за перевозку груза в сумме 150000 руб., справка АО «***» о стоимости перевозки багажа железнодорожным транспортом, справка ООО «***» о  не  получении  истцом  компенсации за  проезд.

Решением ГУ- ОПФ РФ по Ульяновской области  от  19.11.2021 №  26 Тябиной  О.И.  было  отказано в компенсации расходов ввиду непредставления  кассового  чека, подтверждающего оплату  расходов на  перевозку  багажа.

Не согласившись с данным отказом, истица обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об  удовлетворении требований Тябиной О.И.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Справками АО «***» от 22.10.2021 №290, 291 подтверждается, что стоимость перевозки багажа весом 1 тонна  в сентябре 2021 года  от  ст. Кандалакша  до  ст.  Ульяновск  составляет 18 800 руб., железнодорожное сообщение п.*** отсутствует (л.д.16, 17, 55).

С 20.02.1988 истица находится в браке с Тябиным  М.В.  Из копии трудовой книжки *** Тябиной О.И. следует, что она занимала должность *** ООО «***» (п.*** Мурманской области) (л.д.42-46).

Справками ООО «***» от  04.10.2021 и  АО «***» от 19.08.2021  подтверждается, что Тябиной  О.И. и  Тябину М.В., компенсация расходов за счет средств работодателя за переезд и провоз багажа к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним   не производилась (л.д.23, 24).

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, действующим на дату переезда, Мурманская область включена в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения предусмотрена компенсация расходов, связанных с переездом и провозом багажа из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и такие расходы истцом понесены, что подтверждается материалами дела, с соответствующим заявлением истец обратилась к ответчику, при таких обстоятельствах  суд пришел к обоснованному выводу  об удовлетворении  исковых  требований.

Установив, что стоимость перевозки  багажа весом  1000 кг. Тябиной  О.И. и   ее супруга -  Тябина  М.В. железнодорожным транспортом по маршруту ст. Кандалакша – ст. Ульяновск составила по 18 800 руб. на каждого, что подтверждено надлежащими справками, суд взыскал с ответчика  37 600 руб.

Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1351.

Суд первой  инстанции при разрешении спора с учетом вышеизложенного правового регулирования, пришел к правомерному выводу о том, что поскольку истцом понесены расходы в связи с переездом из района Крайнего Севера, что подтверждается совокупностью допустимых и относимых доказательства, размер не превышает тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом, исковые требования о взыскании компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку истец своевременно реализовал свое право на обращение с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом и перевозкой багажа к новому постоянному месту жительства, реально осуществил выезд из района, приравненного к районам Крайнего Севера, понес фактические затраты при переезде к новому постоянному месту жительства.

Поскольку в соответствии с законом истец обладает правом на компенсацию фактически произведенных им расходов по оплате проезда к месту постоянного жительства, то реализация ее права не может быть поставлена в зависимость от способа осуществления проезда к месту жительства, в ином случае нарушается конституционное равенство прав и свобод человека и гражданина.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию стороны ответчика, изложенную в отзыве на исковое заявление, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на переоценке установленных судом обстоятельств, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд неправомерно признал незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Инзенском  районе Ульяновской области (межрайонное) №26  от 19.11.2021 не влечет отмену решения суда, поскольку судом к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 11 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 августа 2022 года.