УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-02-2022-000361-58
Судья Мельникова О.В.
Дело №33-3432/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
30 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-2-119/2022 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение
Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области
на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 11 мая 2022
года, по которому постановлено:
исковые требования Тябиной Ольги Ивановны к Государственному учреждению
Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области о
признании незаконным решения об отказе в
выплате компенсации расходов,
связанных с переездом и взыскании компенсации расходов, связанных
с переездом удовлетворить в полном
объеме.
Признать
незаконным решение Государственного
учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное)
№26 от 19.11.2021 об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам,
являющимся получателями
страховых пенсий и (или) пенсий по
государственному пенсионному обеспечению, и членам их
семей.
Взыскать
с Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской
области в пользу Тябиной Ольги
Ивановны компенсацию расходов,
связанных с переездом из
районов Крайнего Севера и приравненных
к ним местностей, лицам,
являющимся получателями
страховых пенсий и (или) пенсий по
государственному пенсионному обеспечению, и членам их
семей в размере 37 600 руб. и расходы
по оплате государственной пошлины в размере 1328 руб.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Тябина О.И. обратилась в суд с иском к Государственному
учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области о признании
незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с
переездом и взыскании компенсации расходов, связанных с переездом.
Требования мотивировала тем, что
с 03.02.2014 она является пенсионеркой. До 31.12.2019 она работала в ООО «***».
Ее муж - Тябин М.В. является пенсионером с мая 2019 года, до 30.07.2021 работал
в АО «***». В сентябре 2021 года они с семьей переехали из п.*** Мурманской
области в р.п.*** Ульяновской области на постоянное место жительства, где она
17.09.2021 зарегистрировалась. Учитывая, что по последнему месту работы
компенсация расходов на переезд им не производилась, она обратилась в ГУ УПФ РФ
в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением, на которое 19.11.2021 получено
решение об отказе по основанию, предусмотренному пп. «а» п.15 Правил,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1351,
которое считает незаконным,
поскольку при подаче заявления о компенсации ею были подтверждены
фактические расходы на оплату услуг по провозу багажа.
Просила суд признать незаконным
решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ в
Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) № 26 от 19.11.2021 об отказе
в выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями
страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и
членам их семей; взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию расходов, связанных с переездом в
размере 37 600 руб. и расходы по
оплате государственной пошлины в размере 1328 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой
инстанции принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение -
Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять новое
решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на нормы
действующего законодательства, считает, что Тябиной О.И. не было представлено
кассового чека, подтверждающего оплату расходов на перевозку багажа. Указывает,
что представленная истицей в подтверждение данных расходов квитанция к приходному
кассовому ордеру, не предусмотрена Перечнем документов, необходимых для выплаты
компенсации. Начиная с 01.06.2019 при расчете физического лица с индивидуальным
предпринимателем, последним за оказанную услугу по перевозке грузов в любом
случае должен выдаваться кассовый чек. Полагает, что у суда отсутствовали
основания для удовлетворения иска.
В возражениях на апелляционную жалобу Тябина О.И. считает
решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а
апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении
дела своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии
с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Согласно
ст. 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и
компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской
Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых
из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и
образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по
возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в
части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской
Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию
по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда
Российской Федерации и федерального бюджета.
Компенсация
расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей, гражданам, указанным в части шестой статьи 35 настоящего Закона,
осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального
бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской
Федерации.
В силу
ч. 6 ст. 35 приведенного Закона лицам, являющимся получателями трудовых пенсий
и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по
трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по
гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ,
оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении
исключительного права на произведения науки, литературы, искусства,
издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении
права использования произведений науки, литературы, искусства и не
осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному
пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской
Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту
жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным
районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости
проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.
Размер,
условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части
шестой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации
(ч. 7 ст. 35).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1351 «О порядке
компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и
(или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей»,
утверждены Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями
трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и
членам их семей.
Пунктом
3 названных Правил определено, что компенсация производится в размере: а)
фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и
переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не
превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному
маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том
числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других
категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с
2-хместными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по
оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных
принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных
линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных
линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату
услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного
сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью
проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего
пользования в междугородном сообщении; б) фактически произведенных расходов на
оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не
более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи
пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным,
морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше
установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
На
основании пункта 4 Правил при отсутствии в населенном пункте по прежнему месту
жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним
местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту
жительства видов транспорта, указанных в подпункте «б» пункта 3 настоящих
Правил, пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100
процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными
средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту
жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного
порта, открытого для навигации в это время.
Компенсация
производится на основании документов, подтверждающих стоимость и категорию
проезда, выданных транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее
уполномоченным агентом (далее - транспортная организация), в пределах,
установленных пунктом 3 настоящих Правил (пункт 5 Правил).
Как
следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тябина О.И. с
03.02.2014 является получателем пенсии
по старости (л.д. 20), до 17.09.2021 года была зарегистрирована по адресу: Мурманская область ***.
10.09.2021 между Тябиной
О.И. и ИП *** А.В. заключен
договор на перевозку груза автомобильным
транспортом по территории РФ, по
которому последний обязался предоставить
груз весом 2 тонны по маршруту п. *** Мурманской области – р.п. *** Ульяновской области.
Полная стоимость оказанных услуг за грузоперевозку домашних вещей по указанному
маршруту составляет 150 000 руб. (п. 1 договора) (л.д. 47-48).
Оплату
по договору в размере 150 000 руб. истец
произвела в полном объеме, что подтверждается: заказом-квитанцией от 09.09.2021,
справками от 10.09.2021 актом № 15
от 15.09.2021, квитанцией к
приходно-кассовому ордеру № 9 от 15.09.2021 (л.д. 49, 50, 54, 22).
25.10.2021
Тябина О.И. обратилась в ГУ- ОПФ РФ по Ульяновской области с заявлением о
компенсации расходов, связанных с переездом из района Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и
(или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их
семей. При обращении в Пенсионный
фонд истцом были предоставлены: договор
№ 1 от 10.09.2021 на перевозку груза
автомобильным транспортом, заказ-квитанция от 09.09.2021 на перевозку груза,
справки ИП *** А.В. о получении 75000 руб., 18000 руб. за перевозку груза, акт
выполненных работ № 15 от 15.09.2021, квитанция к приходному кассовому ордеру №
9 от 15.09.2021, подтверждающая оплату за перевозку груза в сумме 150000 руб.,
справка АО «***» о стоимости перевозки багажа железнодорожным транспортом,
справка ООО «***» о не получении
истцом компенсации за проезд.
Решением
ГУ- ОПФ РФ по Ульяновской области
от 19.11.2021 № 26 Тябиной
О.И. было отказано в компенсации расходов ввиду
непредставления кассового чека, подтверждающего оплату расходов на
перевозку багажа.
Не
согласившись с данным отказом, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений,
закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу
об удовлетворении требований Тябиной
О.И.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
Справками
АО «***» от 22.10.2021 №290, 291 подтверждается, что стоимость перевозки багажа
весом 1 тонна в сентябре 2021 года от ст.
Кандалакша до ст.
Ульяновск составляет 18 800 руб.,
железнодорожное сообщение п.*** отсутствует (л.д.16, 17, 55).
С
20.02.1988 истица находится в браке с Тябиным
М.В. Из копии трудовой книжки ***
Тябиной О.И. следует, что она занимала должность *** ООО «***» (п.***
Мурманской области) (л.д.42-46).
Справками
ООО «***» от 04.10.2021 и АО «***» от 19.08.2021 подтверждается, что Тябиной О.И. и
Тябину М.В., компенсация расходов за счет средств работодателя за
переезд и провоз багажа к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним не производилась
(л.д.23, 24).
Постановлением
Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, действующим на дату
переезда, Мурманская область включена в Перечень районов Крайнего Севера и
местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким
образом, нормами действующего законодательства, регулирующего спорные
правоотношения предусмотрена компенсация расходов, связанных с переездом и
провозом багажа из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и
такие расходы истцом понесены, что подтверждается материалами дела, с
соответствующим заявлением истец обратилась к ответчику, при таких
обстоятельствах суд пришел к
обоснованному выводу об удовлетворении исковых
требований.
Установив,
что стоимость перевозки багажа
весом 1000 кг. Тябиной О.И. и
ее супруга - Тябина М.В. железнодорожным транспортом по маршруту
ст. Кандалакша – ст. Ульяновск составила по 18 800 руб. на каждого, что
подтверждено надлежащими справками, суд взыскал с ответчика 37 600 руб.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального
права, регулирующего спорные правоотношения, руководствуясь положениями Закона
Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях», Гражданского кодекса Российской Федерации,
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от
11 декабря 2014 года № 1351.
Суд первой инстанции
при разрешении спора с учетом вышеизложенного правового регулирования, пришел к
правомерному выводу о том, что поскольку истцом понесены расходы в связи с
переездом из района Крайнего Севера, что подтверждается совокупностью
допустимых и относимых доказательства, размер не превышает тарифов на перевозку
багажа железнодорожным транспортом, исковые требования о взыскании компенсации
расходов, связанных с переездом и провозом багажа из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей, подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с
выводами суда первой инстанции, поскольку истец своевременно реализовал свое
право на обращение с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом и
перевозкой багажа к новому постоянному месту жительства, реально осуществил выезд
из района, приравненного к районам Крайнего Севера, понес фактические затраты
при переезде к новому постоянному месту жительства.
Поскольку в соответствии с законом истец обладает правом на
компенсацию фактически произведенных им расходов по оплате проезда к месту
постоянного жительства, то реализация ее права не может быть поставлена в
зависимость от способа осуществления проезда к месту жительства, в ином случае
нарушается конституционное равенство прав и свобод человека и гражданина.
Доводы апелляционной жалобы фактически
повторяют правовую позицию стороны ответчика, изложенную в отзыве на исковое
заявление, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на
обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции
при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по
существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо
опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на переоценке установленных
судом обстоятельств, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого решения
суда.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд неправомерно
признал незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного
Фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской
области (межрайонное) №26 от 19.11.2021
не влечет отмену решения суда, поскольку судом к участию в деле в качестве
надлежащего ответчика привлечено ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р
Е Д Е Л И Л А:
решение
Карсунского районного суда Ульяновской области от 11 мая 2022 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение
Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 31 августа 2022 года.