Судебный акт
Об отказе в назначении пенсии
Документ от 30.08.2022, опубликован на сайте 07.09.2022 под номером 101474, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Николаева Н.Д.                                               73RS0011-01-2022-000388-18

Дело № 33-3482/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               30 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-178/2022 по апелляционной жалобе Русимовой Светланы Александровны на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 16 мая 2022 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Русимовой Светланы Александровны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения № 17944/22 от 03.02.2022 года об отказе в назначении пенсии и возложении обязанности назначить страховую пенсию в связи с достижением пенсионного возраста с 09.02.2022 года отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Русимовой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Русимова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и возложении обязанности назначить страховую пенсию в связи с достижением пенсионного возраста.

В обоснование исковых требований Русимова С.А. указала, что в связи с достижением пенсионного возраста 26.01.2022 она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области № 17944/22 от 03.02.2022 в назначении страховой пенсии по старости ей было отказано ввиду недостаточности индивидуального пенсионного коэффициента. Полагает факт отказа в назначении страховой пенсии незаконным. С учетом включения периодов ее работы в стаж, продолжительность страхового стажа Русимовой С.А. составляет 19 лет 1 месяц 21 день, в связи с чем оснований для отказа в назначении страховой пенсии не имелось.

С учетом изложенного, Русимова С.А. просила признать решение ГУ-ОПФР по Ульяновской области № 17944/22 от 03 февраля 2022 года об отказе в назначении пенсии незаконным, Обязать ГУ-ОПФР по Ульяновской области назначить ей страховую пенсию с 09 февраля 2022 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Русимова С.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование  жалобы указывает доводы, изложенные в иске. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что имеет право на назначение ей страховой пенсии в связи с достижением пенсионного возраста. Продолжительность ее страхового стажа составляет 20 лет 3 месяца 14 дней. При расчете величины индивидуального пенсионного коэффициента ее ввели в заблуждение.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.01.2022 Русимова С.А., 09.08.1965 года рождения, обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 03.02.2022 № 17944/2022 в страховой стаж Русимовой С.А. включены периоды ее работы с 12.07.1984 по 01.03.1996, с 14.04.2001 по 26.07.2001, с 27.07.2001 по 30.01.2003, с 01.05.2003 по 12.10.2003, с 01.09.2005 по 28.09.2005, с 19.04.2008 по 31.05.2020, с 01.06.2010 по 31.08.2011, с 01.09.2011 по 21.05.2012, с 20.02.2015 по 04.03.2015, с 18.05.2015 по 17.09.2015, с 19.02.2019 по 17.05.2019, с 16.04.2020 по 30.09.2020 (страховой стаж составил 19 лет 1 месяц 21 день).

Вместе с тем, истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, так как с учетом страхового стажа и уплаченных страховых взносов, величина индивидуального пенсионного коэффициента Русимовой С.А. на 26.01.2022 составила 21,670, при требуемой не менее 23,4.

Не согласившись с данным отказом, Русимова С.А. обжаловала его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Русимовой С.А., суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ).

Частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Закона № 400-ФЗ, в соответствии с которой при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

В трудовой книжке Русимовой С.А. содержатся сведения о ее трудовой деятельности с 12.07.1984 по 01.03.1996 в совхозе «***»; с 14.04.2001 по 26.07.2001 в к/п «***»; с 27.07.2001 по 30.01.2003 в ООО «Уржумское»; с 01.05.2003 по 12.10.2003 в ООО «***»; с 01.09.2005 по 28.09.2005 в ООО «***»; с 19.04.2008 по 31.05.2010 в ООО «***»; с 01.06.2010 по 31.08.2011 у ИП ***.; с 01.09.2011 по 21.05.2012 у ИП ***.; с 20.02.2015 по 04.03.2015 в МУ ***; с 18.05.2015 по 17.09.2015 в МОУ ***; с 19.02.2019 по 17.05.2019 в ООО «***».

Таким образом, все вышеуказанные периоды были включены в страховой стаж истицы, который составил 19 лет 1 месяц 21 день, что является достаточным для назначения страховой пенсии по старости при наличии необходимого индивидуального пенсионного коэффициента.

Согласно части 3 статьи 3 Закона № 400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Закона № 400-ФЗ).

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10 статьи 15 Закона № 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Между тем, исходя из сведений индивидуального лицевого счета Русимовой С.А. о произведенных работодателями страховых взносах, величина ее индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 26.01.022 составила 21,670 при требуемой не менее 23,4.

Таким образом, учитывая, что у истца отсутствует необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента, основания для назначения ей страховой пенсии отсутствуют.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, были исследованы судом и им дана надлежащая правовая оценка, а потому основанием к от мене судебного решения не являются.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 16 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Русимовой Светланы Александровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Майнский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.09.2022