Судебный акт
Об оспаривании заключения МСЭ
Документ от 12.07.2022, опубликован на сайте 22.07.2022 под номером 100571, 2-я гражданская, о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы, об обязании установить группу инвалидности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Надршина Т.И.                                                   73RS0003-01-2021-007974-75

Дело № 33-2451/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   12 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-248/2022 по апелляционной жалобе Боброва Виктора Владимировича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 10 марта 2022 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Боброва Виктора Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности, о возложении обязанности установить инвалидность, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения Боброва В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Бобров В.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России) о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности, о возложении обязанности установить инвалидность.

В обоснование исковых требований указал, что 20.04.2020 специалистами Бюро № 3 ему была проведена заочная медико-социальная экспертиза. В результате по итогам изучения специалистами МСЭ представленных медико-экспертных документов у истца были выявлены ***, что явилось основанием для установления ему *** группы инвалидности с причиной «***» на срок до 01.05.2021.

22.11.2021 в его адрес поступило уведомление от 04.05.2021  из которого стало известно, что 30.04.2020  проведена заочная медико-социальная экспертиза, в результате которой у него выявлены ***, приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности в виде способности к самообслуживанию - *** степени, к трудовой деятельности - *** степени, что явилось основанием для установления истцу *** группы инвалидности с причиной «***» сроком на 1 год. С указанным решением в части установления ***  группы инвалидности и периода, на который она установлена, не согласен. Считает, что имеются достаточные основания для установления ему ***  группы инвалидности бессрочно.

Бобров В.В. просил признать незаконным решение Бюро №11 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России в части установления ему *** группы инвалидности, а также в части сроков ее установления на 1 год, обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России установить ему инвалидность *** группы бессрочно.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФГБУ «Федеральное бюро МСЭ», Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУ-Ульяновское региональное отделение фонда социального страхования РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Бобров В.В. просит решение суда отменить и направить на новое рассмотрение. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что имеющиеся у него заболевания соответствуют *** группе инвалидности, подлежащей установлению бессрочно. Отмечает, что судебная медико-социальная экспертиза имеет противоречия между проведенным обследованием и сделанными выводами. В адрес суда им было направлено ходатайство об истребовании аудио и видео записи его обследования в ходе проведения экспертизы, поскольку в экспертном заключении речь идет исключительно о заболевании ***, сведения о заболевании *** отсутствуют. Ни судом, ни экспертами не дана оценка степени заболевания ***, наличия и степени выраженности общего заболевания, существующего наряду с нарушениями функций ***, которые ранее являлись самостоятельным основанием для установления ему *** группы инвалидности.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты РФ просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

По результатам проведения заочной медико-социальной экспертизы специалистами бюро № 11 -филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России Боброву В.В. был установлен клинико-функциональны диагноз: Основной диагноз: ***.

***.

После изучения представленных медицинских и медико-экспертных документов, комплексного анализа клинико-функциональных, социально бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, представленных в медицинских, медико-экспертных документах, в результате проводимого лечения, в том числе оперативного, - МКШ от 03.06.2015 прогрессирование *** отсутствует, что подтверждено] результатами инструментальных методов обследования и динамического] клинического наблюдения, отсутствие ***, выявлены *** (максимальная количественная оценка нарушенных функций составляет 40% в соответствии в п. 9.4.2 приложения № 1 к приказу Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», которые приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности: к самообслуживанию - 1 ст., к передвижению -1ст., трудовой деятельности -1 ст., требуют мер социальной защиты,  МСЭ  пришло к выводу о том, что имеются  основания для признания Боброва Виктора Владимировича инвалидом *** группы сроком на 1 год (до 01.05.2022).

Истец, не согласившись с данным заключением МСЭ, обратился в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции ссылаясь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"(действовавшего в спорный период), приказа Минздравсоцразвития России от 27.08.2019 N 585н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также принимая во внимание заключение судебной медико-социальной экспертизы, пришел к выводу  об отсутствии оснований у ответчика для установления Боброву В.В. *** группы инвалидности бессрочно.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции основанными на правильном применении к спорным отношениям норм материального и процессуального права.

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке  (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (действовавшие в спорный период) (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".(п.7 Правил).

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п.9).

Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования устанавливается на основании перечня согласно приложению, а также по основаниям, указанным в пункте 13 настоящих Правил.

Согласно п.13 Правил гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет:

не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к настоящим Правилам;

не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам);

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом III приложения к настоящим Правилам, при первичном признании гражданина инвалидом устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет.

Проведенная по делу судебная медико-социальная экспертиза пришла к выводу о том, что на момент проведения медико-социальной экспертизы  в федеральном казенном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 19 апреля 2021 с учетом имеющихся  у Боброва В.В. заболеваний, оснований для назначения ему инвалидности *** группы  и бессрочно, не имелось.

Экспертиза проводилась по представленным медицинским документам истца и очного освидетельствования Боброва В.В. в экспертном составе.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами экспертизы, не могут служить основанием для отмены решения суда. Судебная медико-социальная экспертиза проведена уполномоченным на проведение подобного рода экспертиз экспертным учреждением, квалифицированными экспертами в полном соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности". Данное заключение получено в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, его содержание обосновано, выводы ясны, конкретны, однозначны и не противоречивы, согласуются между собой и с другими материалами дела. Заключение экспертов содержит подробное описание проведенного исследования, в результате даны ответы на поставленные судом вопросы. Исследования отвечают требованиям объективности, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Эксперты, проводившие судебную медико-социальную экспертизу, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и каких-либо доказательств, дающих основание сомневаться в результатах оценки, в деле не имеется, в том числе и потому, что результаты освидетельствований, проведенных различными бюро, согласуются между собой, а потому доводы заявителя о том, что судебная экспертиза является недопустимым доказательством, не состоятельны.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцу была установлена *** группа инвалидности в связи с заболеваниями ***, не состоятельны. Данное обстоятельство опровергается  проведенными освидетельствованиями в БМСЭ №1 03.09.2019, в БМСЭ №3 20.04.2020, в  БМСЭ №11 19.04.2021. Освидетельствования МСЭ проводились при  основном диагнозе, установленным истцу: ***. Ссылка истца на уведомление от 04.05.2021 (л.д.14), при наличии медицинских документов и заключений МСЭ, согласно которых у истца выявлены заболевания ***, не может являться основанием для установления истцу инвалидности по иному заболеванию. Кроме того,  в дополнительных пояснениях ответчика к возражению на апелляционную жалобу Боброва В.В., указано, что в тексте уведомления от 04.05.2021 за подписью руководителя бюро №11 Кошкиной И.Н. допущена описка, ошибочно было указано в данном уведомлении, что истцу установлена инвалидность в связи с нарушениями функций ***, тогда как ему установлена инвалидность   в связи со стойкими умеренными нарушениями функций ***. О том, что в данном уведомлении содержится описка, подтверждается так же тем, что истец был направлен ГУЗ ЦК МСЧ ИМ ЗВР В.А. Егорова на медико-социальную экспертизу с основным заболеванием – ***.

Обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления в апелляционном порядке, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 10 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Боброва Виктора Владимировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.07.2022