УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Надршина Т.И. 73RS0003-01-2021-007974-75
Дело № 33-2451/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
12 июля 2022 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Карабанова А.С.
при секретаре Воронковой
И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело № 2-248/2022 по апелляционной
жалобе Боброва Виктора Владимировича на решение Железнодорожного районного суда
города Ульяновска от 10 марта 2022 года, по которому постановлено:
в удовлетворении
исковых требований Боброва Виктора Владимировича к Федеральному казенному
учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании
незаконным решения об отказе в установлении инвалидности, о возложении
обязанности установить инвалидность, отказать в полном объеме.
Заслушав доклад
председательствующего, пояснения Боброва В.В., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Бобров В.В.
обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской
области» Минтруда России) о признании незаконным решения об отказе в
установлении инвалидности, о возложении обязанности установить инвалидность.
В обоснование
исковых требований указал, что 20.04.2020 специалистами Бюро № 3 ему была
проведена заочная медико-социальная экспертиза. В результате по итогам изучения
специалистами МСЭ представленных медико-экспертных документов у истца были
выявлены ***, что явилось основанием для установления ему *** группы
инвалидности с причиной «***» на срок до 01.05.2021.
22.11.2021 в его адрес поступило уведомление от
04.05.2021 из которого стало известно,
что 30.04.2020 проведена заочная медико-социальная экспертиза, в результате
которой у него выявлены ***, приводящие к ограничению основных категорий
жизнедеятельности в виде способности к самообслуживанию - *** степени, к
трудовой деятельности - *** степени, что явилось основанием для установления
истцу *** группы инвалидности с причиной «***» сроком на 1 год. С указанным решением в части установления *** группы инвалидности и периода, на который она
установлена, не согласен. Считает, что имеются достаточные основания для установления ему *** группы
инвалидности бессрочно.
Бобров В.В. просил
признать незаконным решение Бюро №11 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»
Минтруда России в части установления ему *** группы инвалидности, а также в
части сроков ее установления на 1 год, обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской
области» Минтруда России установить ему инвалидность *** группы бессрочно.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора привлечены ФГБУ «Федеральное бюро МСЭ», Департамент
Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области,
ГУ-Ульяновское региональное отделение фонда социального страхования РФ,
Министерство труда и социальной защиты РФ.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Бобров В.В. просит решение суда отменить и направить на новое
рассмотрение. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что
имеющиеся у него заболевания соответствуют *** группе инвалидности, подлежащей
установлению бессрочно. Отмечает, что судебная медико-социальная экспертиза
имеет противоречия между проведенным обследованием и сделанными выводами. В
адрес суда им было направлено ходатайство об истребовании аудио и видео записи
его обследования в ходе проведения экспертизы, поскольку в экспертном
заключении речь идет исключительно о заболевании ***, сведения о заболевании ***
отсутствуют. Ни судом, ни экспертами не дана оценка степени заболевания ***,
наличия и степени выраженности общего заболевания, существующего наряду с
нарушениями функций ***, которые ранее являлись самостоятельным основанием для
установления ему *** группы инвалидности.
В возражениях на
апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Министерства труда и
социальной защиты РФ просит решение суда оставить без изменения, а
апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
По результатам проведения заочной медико-социальной
экспертизы специалистами бюро № 11 -филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»
Минтруда России Боброву В.В. был установлен клинико-функциональны диагноз: Основной
диагноз: ***.
***.
После изучения представленных медицинских и медико-экспертных
документов, комплексного анализа клинико-функциональных, социально бытовых,
профессионально-трудовых и психологических данных, представленных в
медицинских, медико-экспертных документах, в результате проводимого лечения, в
том числе оперативного, - МКШ от 03.06.2015 прогрессирование *** отсутствует,
что подтверждено] результатами инструментальных методов обследования и
динамического] клинического наблюдения, отсутствие ***, выявлены ***
(максимальная количественная оценка нарушенных функций составляет 40% в
соответствии в п. 9.4.2 приложения № 1 к приказу Минтруда России от 27.08.2019
№ 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении
медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы», которые приводят к ограничению основных категорий
жизнедеятельности: к самообслуживанию - 1 ст., к передвижению -1ст., трудовой
деятельности -1 ст., требуют мер социальной защиты, МСЭ
пришло к выводу о том, что имеются
основания для признания Боброва Виктора Владимировича инвалидом *** группы
сроком на 1 год (до 01.05.2022).
Истец, не согласившись с данным заключением
МСЭ, обратился в суд с вышеуказанным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции ссылаясь
на положения постановления
Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке
и условиях признания лица инвалидом"(действовавшего в спорный период), приказа
Минздравсоцразвития России от 27.08.2019 N 585н "Об утверждении
классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы, а также принимая во внимание заключение судебной медико-социальной
экспертизы, пришел к выводу об
отсутствии оснований у ответчика для установления Боброву В.В. *** группы
инвалидности бессрочно.
Судебная коллегия находит приведенные выводы
суда первой инстанции основанными на правильном применении к спорным отношениям
норм материального и процессуального права.
Статьей 60
Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная
экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица
в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями
медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности,
вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза
проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной
защите инвалидов.
Статьей 1
Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября
1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение
жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или
возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,
ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и
заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства
функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа
инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория
"ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным
учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица
инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный
закон
от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как
признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей
освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на
основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством
функций организма (часть 1
статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная
экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на
основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых,
профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с
использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в
порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2
статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно
статье 8
Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная
экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти,
определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок
организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы
определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере социальной защиты населения.
Решение
учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения
соответствующими органами исполнительной власти, органами местного
самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности (часть 4
статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры
по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ
реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной
защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются
в судебном порядке (статья 32
Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке
и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила
признания лица инвалидом (действовавшие в спорный период) (далее - Правила).
Согласно
пункту 1
Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной
экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро
медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных
бюро.
Признание
гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы
исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа
его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и
психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2
Правил).
Пунктом 3
Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для
установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в
том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его
реабилитационного потенциала.
В
соответствии с пунктом 5
Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а)
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б)
ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином
способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно
передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение,
обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в)
необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Пунктом 25
Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами
бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения
представленных им документов, анализа социально-бытовых,
профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств
функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или
дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III
группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория
"ребенок-инвалид".(п.7 Правил).
Инвалидность
I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п.9).
Группа
инвалидности без указания срока переосвидетельствования устанавливается на
основании перечня согласно приложению,
а также по основаниям, указанным в пункте 13
настоящих Правил.
Согласно
п.13 Правил гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока
переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория
"ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет:
не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом
(установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего
заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций
органов и систем организма, предусмотренные разделом I
приложения к настоящим Правилам;
не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом
(установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления
невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных
или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности
гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями,
дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением
указанных в приложении
к настоящим Правилам);
Установление
группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории
"ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может
быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении
категории "ребенок-инвалид") по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта,
при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных
мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную
экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную
экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему
медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в
медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную
экспертизу в соответствии с пунктом 17
настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов
таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Гражданам,
имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения
функций органов и систем организма, предусмотренные разделом III
приложения к настоящим Правилам, при первичном признании гражданина инвалидом
устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования,
а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до
достижения гражданином возраста 18 лет.
Проведенная по делу судебная медико-социальная экспертиза
пришла к выводу о том, что на момент проведения медико-социальной
экспертизы в федеральном казенном
учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 19 апреля 2021 с
учетом имеющихся у Боброва В.В.
заболеваний, оснований для назначения ему инвалидности *** группы и бессрочно, не имелось.
Экспертиза проводилась по представленным медицинским
документам истца и очного освидетельствования Боброва В.В. в экспертном составе.
Доводы
апелляционной жалобы о несогласии с выводами экспертизы, не могут служить
основанием для отмены решения суда. Судебная медико-социальная экспертиза
проведена уполномоченным на проведение подобного рода экспертиз экспертным
учреждением, квалифицированными экспертами в полном соответствии с требованиями
гражданского процессуального законодательства и Федерального закона
от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной
деятельности". Данное заключение получено в соответствии с требованиями
Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, его содержание обосновано, выводы ясны, конкретны,
однозначны и не противоречивы, согласуются между собой и с другими материалами
дела. Заключение экспертов содержит подробное описание проведенного
исследования, в результате даны ответы на поставленные судом вопросы.
Исследования отвечают требованиям объективности, в пределах соответствующей
специальности, всесторонне и в полном объеме. Эксперты, проводившие судебную медико-социальную
экспертизу, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного
заключения, и каких-либо доказательств, дающих основание сомневаться в
результатах оценки, в деле не имеется, в том числе и потому, что результаты
освидетельствований, проведенных различными бюро, согласуются между собой, а
потому доводы заявителя о том, что судебная экспертиза является недопустимым
доказательством, не состоятельны.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что истцу была установлена *** группа инвалидности
в связи с заболеваниями ***, не состоятельны. Данное обстоятельство
опровергается проведенными
освидетельствованиями в БМСЭ №1 03.09.2019, в БМСЭ №3 20.04.2020, в БМСЭ №11 19.04.2021. Освидетельствования МСЭ
проводились при основном диагнозе,
установленным истцу: ***. Ссылка истца на уведомление от 04.05.2021 (л.д.14),
при наличии медицинских документов и заключений МСЭ, согласно которых у истца
выявлены заболевания ***, не может являться основанием для установления истцу
инвалидности по иному заболеванию. Кроме того,
в дополнительных пояснениях ответчика к возражению на апелляционную
жалобу Боброва В.В., указано, что в тексте уведомления от 04.05.2021 за подписью
руководителя бюро №11 Кошкиной И.Н. допущена описка, ошибочно было указано в
данном уведомлении, что истцу установлена инвалидность в связи с нарушениями
функций ***, тогда как ему установлена инвалидность в связи со стойкими умеренными нарушениями
функций ***. О том, что в данном уведомлении содержится описка, подтверждается так
же тем, что истец был направлен ГУЗ ЦК МСЧ ИМ ЗВР В.А. Егорова на
медико-социальную экспертизу с основным заболеванием – ***.
Обстоятельства
по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального
права, влекущих отмену судебного постановления в апелляционном порядке, судом
не допущено.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного
районного суда города Ульяновска от 10 марта 2022 года оставить без изменения,
а апелляционную жалобу Боброва Виктора Владимировича – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.07.2022