Судебный акт
Об обязании выписать льготные рецепты
Документ от 28.06.2022, опубликован на сайте 06.07.2022 под номером 100288, 2-я гражданская, об обязании выписать льготные рецепты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2022-001746-98

Судья Высоцкая А.В.                                                                      Дело № 33-2471/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                   28 июня 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Смирновой Ю.В.,

судей Васильевой Е.В.,  Жаднова Ю.М.

при секретаре  Каминской  Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-851/2022 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2022 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах несовершеннолетнего К*** М*** А*** к Государственному учреждению здравоохранения «Центральная городская клиническая больница города Ульяновска», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности разработать в отношении ребенка-инвалида необходимой терапии, обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиническая больница города Ульяновска» разработать в отношении ребенка-инвалида К*** М*** А***, *** года рождения, адекватную терапию препарату «***» имеющимися в наличии препаратами аналогичного действия.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** М*** А***, *** года рождения, лекарственным препаратом «***» дозировкой 250 мг № 100 в количестве 2-х упаковок по рецептам серии *** № *** от 11.08.2021, серии *** № *** от 07.09.2021.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Царапкиной Ларисы Николаевны, действующей в интересах К*** М*** А***, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение суда в части возложения обязанности на Государственное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиническая больница города Ульяновска» разработать в отношении ребенка-инвалида К*** М*** А***, *** года рождения, адекватную терапию препарату «***» имеющимися в наличии препаратами аналогичного действия, в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** М*** А***, *** года рождения, лекарственным препаратом «***» дозировкой 250 мг № 100 в количестве 2-х упаковок по рецептам серии *** № *** от 11.08.2021, серии *** № *** от 07.09.2021 обратить к немедленному исполнению.

Заслушав доклад председательствующего Смирновой Ю.В., пояснения прокурора Данилова Е.В.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

установила:

прокурор Заволжского района города Ульяновска в интересах несовершеннолетнего К*** М.А. обратился в суд с иском к ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности разработать в отношении ребенка-инвалида необходимой терапии, обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что К*** М.А., *** года рождения, является ребенком инвалидом, по месту жительства состоит на учете в поликлинике при ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска».

Лечащим врачом  11.08.2021 и 07.09.2021  К*** М.А.  выписаны  льготные рецепты  на  получение лекарственного препарата «***» (***, ***).

При обращении в аптечный пункт ГУ «Ульяновская государственная аптека»,  осуществляющий  льготный отпуск лекарственных препаратов, в выдаче  препарата  было отказано   по причине его отсутствия.

За период с октября 2021 года по настоящее время К*** М.А. льготные рецепты на указанный препарат ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска» не выписываются.

До настоящего времени адекватная терапия имеющимися в наличии препаратами аналогичного действия в отношении ребенка-инвалида К*** М.А. не разработана.

Просил обязать ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска» разработать в отношении ребенка-инвалида К*** М.А., *** года рождения, адекватную терапию препарату «***» имеющимися в наличии препаратами аналогичного действия; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** М.А. лекарственным препаратом «***» дозировкой 250 мг № 100 в количестве 2 упаковок по рецептам серии ***                 № *** от 11.08.2021, серии *** № *** от 07.09.2021; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя Царапкиной Л.Н., действующей в интересах К*** М.А., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда в части взыскания компенсации морального вреда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие причинно-следственной связи между причинением морального вреда К*** М.А. и нарушениями, допущенными медицинским персоналом.

Кроме прокурора, в заседание суда апелляционной  инстанции, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, К***  М.А., *** года рождения, является ребенком – инвалидом, наблюдается в поликлинике по обслуживанию детского населения  ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска» с диагнозом ***, в связи с чем нуждается в постоянном приеме лекарственного препарата «***» (***, ***).

11.08.2021 и  07.09.2021 лечащим врачом  К*** М.А.  были выписаны рецепты на приобретение лекарственного препарата «***» (***, ***), который истцом получен не был по причине отсутствия препарата в аптечной сети.

По информации Министерства здравоохранения Ульяновской области в целях  оказания лекарственной помощи гражданам, имеющих назначение к препарату «***», который отсутствует на фармацевтическом рынке Российской Федерации, Министерством в мае 2021 г., были направлены письма главным врачам медицинских организаций, а также  главным внештатным специалистам Министерства (неврологам, психиатрам детского и взрослого профилей) о необходимости подбора адекватной терапии препаратами аналогичного действия, имеющимся на территории региона.

Поскольку выписанные на имя К*** М.А.  рецепты  обслужены не были,  адекватная терапия имеющимися в наличии  препаратами аналогичного действия в отношении него не разработана, прокурор  Заволжского района  г.Ульяновска обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу  о частичном удовлетворении требований прокурора.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст.3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10.12.1948  Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.41  Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абз. 3 ч.2 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998  № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей                                (ст.10  Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу п.5 ч.1 ст.29  Федерального  закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 5 ст. 37 данного Закона установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №  178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов Российской Федерации  в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной государственной помощи.

В соответствии с Положением, утвержденным Правительством Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П  Министерство  здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

В  сфере управления здравоохранением Министерство  здравоохранения Ульяновской области разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует государственные программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области (п.2.1 Положения).

Оценив представленные доказательства и доводы сторон суд, пришел к правомерному выводу о том, что К*** М.А., являясь ребенком-инвалидом имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «***» (***, ***), правомерно возложили на Министерство здравоохранения Ульяновской области, как на исполнительный орган государственной власти, осуществляющий государственное регулирование в сфере здравоохранения на территории Ульяновской области, обязанность по обеспечению данным лекарственным средством в необходимом количестве и взыскал компенсацию морального вреда.

В связи  с тем, что до настоящего времени  ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска» адекватная терапия имеющимися в наличии препаратами аналогичного действия в отношении  ребенка-инвалида К*** М.А. не разработана, суд обоснованно  возложил на  ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска»  обязанность  адекватную терапию.

Правильным является решение суда и в части взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области  в пользу истца, являющегося инвалидом, денежной компенсации морального вреда.

Пунктом 1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п.1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п.2).

Учитывая, наличие у несовершеннолетнего  К*** М.А.  заболевания и его нуждаемость в применении препарата «***» (***, ***), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие Минздрава Ульяновской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении Колесова М.В. указанным лекарственным препаратом, является незаконным.

Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения лекарственными препаратами может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Установив факт нарушения Министерством здравоохранения Ульяновской области гарантированного Конституцией Российской Федерации права истца на охрану здоровья, суд  первой инстанции посчитал необходимым удовлетворить требования истца о компенсации морального вреда, размер которой, с учетом степени вины ответчика, а также исходя из принципов разумности и справедливости, определил в сумме 10 000 руб.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 марта                   2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 29.06.2022.