УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0004-01-2022-001746-98
Судья Высоцкая А.В.
Дело № 33-2471/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
28 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Смирновой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В.,
Жаднова Ю.М.
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-851/2022
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2022 года,
которым постановлено:
исковые требования прокурора Заволжского района города
Ульяновска в интересах несовершеннолетнего К*** М*** А*** к Государственному
учреждению здравоохранения «Центральная городская клиническая больница города
Ульяновска», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении
обязанности разработать в отношении ребенка-инвалида необходимой терапии,
обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить
частично.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения
«Центральная городская клиническая больница города Ульяновска» разработать в
отношении ребенка-инвалида К*** М*** А***, *** года рождения, адекватную
терапию препарату «***» имеющимися в наличии препаратами аналогичного действия.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечить К*** М*** А***, *** года рождения, лекарственным препаратом «***»
дозировкой 250 мг № 100 в количестве 2-х упаковок по рецептам серии *** № ***
от 11.08.2021, серии *** № *** от 07.09.2021.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области
в пользу Царапкиной Ларисы Николаевны, действующей в интересах К*** М*** А***,
компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда в части возложения обязанности на
Государственное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиническая
больница города Ульяновска» разработать в отношении ребенка-инвалида К*** М***
А***, *** года рождения, адекватную терапию препарату «***» имеющимися в наличии
препаратами аналогичного действия, в части возложения обязанности на
Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** М*** А***, ***
года рождения, лекарственным препаратом «***» дозировкой 250 мг № 100 в
количестве 2-х упаковок по рецептам серии *** № *** от 11.08.2021, серии *** № ***
от 07.09.2021 обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад председательствующего Смирновой Ю.В.,
пояснения прокурора Данилова Е.В.,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Заволжского района города Ульяновска в интересах
несовершеннолетнего К*** М.А. обратился в суд с иском к ГУЗ «ЦГКБ
г.Ульяновска», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении
обязанности разработать в отношении ребенка-инвалида необходимой терапии,
обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что К*** М.А., *** года
рождения, является ребенком инвалидом, по месту жительства состоит на учете в
поликлинике при ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска».
Лечащим врачом
11.08.2021 и 07.09.2021 К***
М.А. выписаны льготные рецепты на
получение лекарственного препарата «***» (***, ***).
При обращении в аптечный пункт ГУ «Ульяновская
государственная аптека»,
осуществляющий льготный отпуск
лекарственных препаратов, в выдаче
препарата было отказано по причине его отсутствия.
За период с октября 2021 года по настоящее время К*** М.А.
льготные рецепты на указанный препарат ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска» не выписываются.
До настоящего времени адекватная терапия имеющимися в
наличии препаратами аналогичного действия в отношении ребенка-инвалида К***
М.А. не разработана.
Просил обязать ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска» разработать в
отношении ребенка-инвалида К*** М.А., *** года рождения, адекватную терапию
препарату «***» имеющимися в наличии препаратами аналогичного действия; обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** М.А.
лекарственным препаратом «***» дозировкой
250 мг № 100 в количестве 2 упаковок по рецептам серии *** № *** от 11.08.2021, серии ***
№ *** от 07.09.2021; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской
области в пользу законного представителя Царапкиной Л.Н., действующей в
интересах К*** М.А., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не
соглашается с решением суда в части взыскания компенсации морального вреда,
просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие
причинно-следственной связи между причинением морального вреда К*** М.А. и
нарушениями, допущенными медицинским персоналом.
Кроме прокурора, в заседание суда апелляционной инстанции, другие лица, участвующие в деле,
не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К*** М.А., *** года рождения, является ребенком –
инвалидом, наблюдается в поликлинике по обслуживанию детского населения ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска» с диагнозом ***, в
связи с чем нуждается в постоянном приеме лекарственного препарата «***» (***, ***).
11.08.2021 и
07.09.2021 лечащим врачом К***
М.А. были выписаны рецепты на
приобретение лекарственного препарата «***»
(***, ***), который истцом получен не был по причине отсутствия
препарата в аптечной сети.
По информации Министерства здравоохранения Ульяновской
области в целях оказания лекарственной
помощи гражданам, имеющих назначение к препарату «***», который отсутствует на
фармацевтическом рынке Российской Федерации, Министерством в мае 2021 г., были
направлены письма главным врачам медицинских организаций, а также главным внештатным специалистам Министерства
(неврологам, психиатрам детского и взрослого профилей) о необходимости подбора
адекватной терапии препаратами аналогичного действия, имеющимся на территории
региона.
Поскольку выписанные на имя К***
М.А. рецепты обслужены не были, адекватная терапия имеющимися в наличии препаратами аналогичного действия в отношении
него не разработана, прокурор
Заволжского района г.Ульяновска
обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции суд первой инстанции
правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий
применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении требований
прокурора.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную
неприкосновенность (ст.3 Всеобщей декларации прав человека; принята
10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН).
Конституцией Российской Федерации определено, что
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской
Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20 Конституции
Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской
Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской
Федерации).
Государственная политика в интересах детей является
приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях
обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав,
подготовки их к полноценной жизни в обществе (абз. 3 ч.2 ст.4 Федерального
закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских
организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы
здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной
медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику,
диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение,
медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими
заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст.10
Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»).
Из приведенных норм международного
права, Конституции Российской Федерации,
Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану
здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и
свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской
Федерации как социального государства направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав,
в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права
ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам
системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие норм международного права и
положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные
акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской
Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере
является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу п.5 ч.1 ст.29
Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том
числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации
лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными
продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Частью 5 ст. 37 данного Закона установлено исключение из
общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является
основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны
использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае
наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным
показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных
лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от
17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг
включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская
помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам
врача (п. 6.2).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи
инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации в рамках программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной государственной помощи.
В
соответствии с Положением, утвержденным Правительством Ульяновской области от
16.11.2018 № 25/565-П Министерство здравоохранения Ульяновской области является
исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в
сфере охраны здоровья.
В сфере управления здравоохранением
Министерство здравоохранения Ульяновской
области разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение
Правительства Ульяновской области и реализует государственные программы развития
здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан
лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в
санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области (п.2.1 Положения).
Оценив представленные доказательства и доводы сторон суд,
пришел к правомерному выводу о том, что К*** М.А., являясь ребенком-инвалидом
имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «***» (***, ***), правомерно
возложили на Министерство здравоохранения Ульяновской области, как на
исполнительный орган государственной власти, осуществляющий государственное
регулирование в сфере здравоохранения на территории Ульяновской области,
обязанность по обеспечению данным лекарственным средством в необходимом
количестве и взыскал компенсацию морального вреда.
В связи с тем, что до
настоящего времени ГУЗ «ЦГКБ
г.Ульяновска» адекватная терапия имеющимися в наличии препаратами аналогичного
действия в отношении ребенка-инвалида К***
М.А. не разработана, суд обоснованно
возложил на ГУЗ «ЦГКБ
г.Ульяновска» обязанность адекватную терапию.
Правильным является решение суда и в части взыскания с
Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца, являющегося инвалидом,
денежной компенсации морального вреда.
Пунктом 1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как указано в ст.151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность
денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие
внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и
нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина,
которому причинен вред.
В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса Российской
Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п.1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается
судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный
вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п.2).
Учитывая,
наличие у несовершеннолетнего К***
М.А. заболевания и его нуждаемость в
применении препарата «***» (***,
***), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие Минздрава
Ульяновской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении Колесова М.В.
указанным лекарственным препаратом, является незаконным.
Несоблюдение
государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами
права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством
бесплатного обеспечения лекарственными препаратами может порождать право таких
граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное
обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными
неимущественными правами.
Установив
факт нарушения Министерством здравоохранения Ульяновской области
гарантированного Конституцией
Российской Федерации права истца на охрану здоровья, суд первой инстанции посчитал необходимым
удовлетворить требования истца о компенсации морального вреда, размер которой,
с учетом степени вины ответчика, а также исходя из принципов разумности и
справедливости, определил в сумме 10 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть
приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2022 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в
окончательной форме 29.06.2022.