Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда рассмотрела апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 июня 2021 года.
К. и С., действуя в интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с иском к администрации города Ульяновска о взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что 03.03.2021 на территории Ленинского района города Ульяновска на несовершеннолетних К.В. и С.Д. напала стая безнадзорных собак, причинив телесные повреждения в виде укушенных ссадин.
Пострадавшие дети были доставлены в травмпункт и осмотрены хирургом, укусы были зафиксированы.
В связи с укусами собак и в момент оказания медицинской помощи несовершеннолетние перенесли моральные и физические страдания, боль. Психологическое состояние детей ухудшилось, они были напуганы, получили стресс и психологическую травму, нарушился сон. В настоящее время дети испытывают страх при виде собак.
Родители пострадавших детей 03.03.2021 обратились с заявлением в ОМВД Ленинского района г. Ульяновска.
Собственники собак ни в ходе проведенной проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены.
Истцы просили взыскать с ответчика в свою пользу в интересах несовершеннолетних компенсацию морального вреда по 100 000 руб. в пользу каждого.
Суд первой инстанции исковые требования К. удовлетворил частично, взыскав с Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска за счет казны МО «Город Ульяновск» в пользу К., действующей в интересах несовершеннолетней К.В., компенсацию морального вреда в размере 70 000 руб.
Исковые требования С., действующей в интересах несовершеннолетнего С.Д., к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска удовлетворены. Взыскана компенсация морального вреда в размере 100 000 руб.
В апелляционной жалобе Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска не согласилось с решением суда, посчитало его незаконным и необоснованным, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Автор жалобы пояснил, что в целях соблюдения нового законодательства в сфере обращения с животными в 2021 году заключены муниципальные контракты на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев. Исполнителем контракта является Ульяновская региональная благотворительная общественная организация по защите животных «Подарок судьбы». Кроме того, было обращено внимание на то, что с января по март 2021 года заявок на отлов собак в Ленинском районе г. Ульяновска, где пострадали дети истцов, не поступало. При этом мероприятия по отлову и содержанию животных продолжаются.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Суд, дав надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришел к выводу о том, что установлен факт причинения вреда здоровью несовершеннолетних К.В. и С.Д. в результате укусов безнадзорными животными.
Судебная коллегия посчитала верным вывод суда о том, что лицом, в силу закона обязанным возместить вред, является МО «Город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска за счет средств казны МО «Город Ульяновск».
Правительством Ульяновской области приняты постановления от 19.12.2019 № 740-П «Об утверждении Положения о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ульяновской области» и от 03.04.2020 № 154-П «Об утверждении Правил организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ульяновской области».
Между Управлением ЖКХ и благоустройства администрации г. Ульяновска и Ульяновской региональной благотворительной общественной организацией по защите животных «Подарок судьбы» заключены муниципальные контракты на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев.
При этом вышеуказанные мероприятия не привели к достижению желаемого результата – обеспечение безопасности окружающей среды, отсутствие угрозы жизни или здоровью человека, угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, следовательно, являлись явно недостаточными, что привело к причинению вреда здоровью детей.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика в части того, что Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска заключило муниципальные контракты на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев, тем самым выполнило возложенные на него в силу закона обязанности по обращению с животными без владельцев на территории Ульяновской области в полном объеме, а, соответственно, не должно нести ответственность за нападение на К.В. и С.Д. безнадзорных животных и причинение вреда здоровью детям, признаны несостоятельными.
Как указывалось выше, обязанность по надлежащему обращению с безнадзорными животными в силу закона возложена на муниципальное образование, от имени которого действует Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска. Данная обязанность не может быть делегирована сторонней организации. Во исполнение возложенных на данный орган обязанностей последний заключает с исполнителем контракт на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев. Обязанность по контролю за надлежащим исполнением условий данного контракта, а соответственно, и ответственность перед третьими лицами за неисполнение контракта лежит именно на заказчике. В данном случае – Управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска.
Таким образом, имеется причинно-следственная связь между бездействием ответчика по надлежащему исполнению возложенных на него обязанностей по проведению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных и полученными несовершеннолетними травмами вследствие укусов безнадзорных животных.
При таких обстоятельствах суд правомерно возложил на МО «Город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска за счет казны МО «Город Ульяновск» обязанность компенсировать причиненный истцам вред.
При этом судом при определении размера компенсации морального вреда в полной мере были учтены как обстоятельства происшедшего, индивидуальные особенности каждого из детей, степень перенесенных ими нравственных и физических страданий, а также суд исходил из принципа разумности и справедливости.
Таким образом, решение суда признано правильным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 июня 2021 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска – без удовлетворения.