Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда рассмотрела апелляционное представление старшего помощника прокурора г. Димитровграда Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 декабря 2020 года. Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области, выступающий в интересах П., обратился с иском в суд к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, отделу опеки и попечительства администрации г. Димитровграда Ульяновской области, Министерству семейной демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой г. Димитровграда по обращению П. проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что П., 1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. 12.03.2010 П. был помещен в детский дом, где находился на полном государственном обеспечении. С 01.09.2012 по 04.04.2014 П. обучался в Димитровградском механико-технологическом техникуме молочной промышленности и проживал в общежитии данной образовательной организации в г. Димитровграде Ульяновской области. 24.04.2019 П. обращался в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. 18.06.2019 П. было отказано во включении в Список, так как Ульяновская область не является его местом жительства. В настоящее время П. собственного жилого помещения не имеет, проживает в съемном жилом помещении на территории г. Москвы без регистрации. До достижения П. возраста 18 лет администрацией воспитательного учреждения и компетентным органом местного самоуправления, осуществляющим надзор за соблюдением прав детей-сирот на жилое помещение, не было предпринято мер по постановке его в очередь нуждающихся в предоставлении жилого помещения, ему не разъяснено право на обеспечение жилым помещением, у него отсутствовали документы, необходимые для обращения в уполномоченный орган для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указанное препятствовало своевременному обращению П. в Министерство с полным набором документов, необходимых для включения его в Список.
Истец просил суд обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, отдел опеки и попечительства администрации г. Димитровграда обеспечить П. специализированным благоустроенным жилым помещением на территории г. Димитровграда.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований прокурора г. Димитровграда Ульяновской области отказал.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора г. Димитровграда Ульяновской области просил решение суда отменить и принять новое решение. Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась по следующим основаниям. Учитывая, что П. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий своевременно, в несовершеннолетнем возрасте, был принят на учет, жилым помещением обеспечен не был, собственником жилья не является, в Список по вине уполномоченных на то органов включен не был, судебная коллегия пришла к выводу о наличии у П. права на включение в указанный Список для последующего обеспечения благоустроенным жилым помещением. Учитывая, что профессиональное образование П. получалось в г. Димитровграде, он имеет право на обеспечение специализированным жилым помещением на территории г. Димитровграда с соблюдением предусмотренной законом процедуры. Поскольку П. не был включен в Список при его обращении в 2019 году уполномоченным на то Министерством семейной демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении требования прокурора в части признания бездействия указанного органа исполнительной власти незаконным с возложением на Министерство обязанности по включению П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.
На основании изложенного, решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 декабря 2020 года отменено в части отказа в удовлетворении требований, заявленных прокурором г. Димитровграда Ульяновской области в интересах П., к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.
Принято в данной части новое решение.
Исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах П. к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области удовлетворены.
Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области обязано включить П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.