Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда рассмотрела дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Барышский район» на решение Барышского городского суда Ульяновской области.
В мае 2017 года в ходе проведения государственным инспектором Ульяновской области в области охраны окружающей среды рейдового задания Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в г. Барыше была выявлена свалка твердых коммунальных отходов площадью около 300 кв.м.
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Барышский район» о возложении обязанности ликвидировать указанную несанкционированную свалку. Истец указал, что в марте 2017 г. направил обращение ответчику о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, однако до настоящего времени свалка не ликвидирована. Он просил возложить на администрацию МО «Барышский район» обязанность ликвидировать указанную несанкционированную свалку и произвести рекультивацию загрязненной территории.
Барышский городской суд Ульяновской области принял решение обязать ответчика ликвидировать указанную несанкционированную свалку, а в остальной части отказал в удовлетворении административного иска.
Администрация МО «Барышский район» обратилась в Ульяновский областной суд с апелляционной жалобой, в которой указала, что в соответствии с действующим законодательством организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов относится к полномочиям субъектов РФ. Автор жалобы указал, что полностью выполнил свои обязательства: организовал процесс сбора и вывоза ТБО с территории поселений, разработал соответствующие нормативные правовые акты, подготовил инвестиционную площадку с целью строительства предприятия глубокой автоматической сортировки ТБО с межмуниципальным полигоном. Он также утверждал, что рейдовое мероприятие не является основанием для применения санкции, поскольку предписание об устранении выявленных в ходе государственного экологического надзора нарушений может быть выдано только по результатам проверки, которая не назначалась.
Судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Несанкционированная свалка расположена на территории Барышского района, в связи с этим суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о возложении обязанности по ее ликвидации на администрацию МО «Барышский район». Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что администрация МО «Барышский район» является ненадлежащим ответчиком по делу, ликвидация несанкционированной свалки относится к полномочиям субъекта РФ, судебная коллегия признала несостоятельными, поскольку они противоречат действующему законодательству.
Вопреки позиции ответчика Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области имело право обратиться в суд с требованием о возложении на администрацию МО «Барышский район» обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, поскольку является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, в полномочия которого входит выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Судебная коллегия указала, что довод апелляционной жалобы о том, что рейдовое мероприятие не является основанием для применения санкции, является несостоятельным, поскольку предписаний в адрес административного ответчика истцом не выносилось.