Печать
Закрыть окно
03.04.2015

На заседании коллегии по гражданским делам областного суда (31. 03., 02.-03.04.2015 г.) по апелляционным и частным жалобам рассмотрены  123 гражданских дела (отменены: полностью с разрешением вопроса по существу -  1 определение, полностью  с вынесением нового решения 4 решения. в части - 3 решения; изменены 2 решения, поступавшие из  районных и городских судов).
В числе рассмотренных:
- гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 декабря 2014 года, по которому Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее Минприроды Ульяновской области) обязано  в течение одного года со дня вступления в силу решения суда установить и описать границы особо охраняемой природной территории – памятника природы «Лесные кварталы с 13 по 21 Барышского лесничества» с указанием координат и отображением границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Лесные кварталы с 13 по 21 Барышского лесничества».
Прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Минприроды Ульяновской области о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемой природной территории – памятника природы «Лесные кварталы с 13 по 21 Барышского лесничества» с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ вышеупомянутого памятника природы.
Требования мотивировал тем, что распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 21.11.1994 № 1190-р образован памятник природы «Лесные кварталы с 13 по 21 Барышского лесничества», расположенный в Барышском районе, севернее сёл Старая и Новая Ханинеевка. Границы памятника природы совпадают с границами 13-21 кварталов Барышского участкового лесничества, территория имеет общую площадь 1001,0 га.
Проведенной проверкой установлено, что  в нарушение статей 26, 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и статей 56, 94 Земельного кодекса РФ, сведения о нем, как об особо охраняемой природной территории, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
В  соответствии Законом Ульяновской области «Об особо охраняемых природных территориях областного значения в Ульяновской области» и Положением о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 №452-П, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Минприроды Ульяновской области.
Несмотря на внесенное ранее представление от 20.11.2013, установление границы особо охраняемой территории памятника природы «Лесные кварталы с 13 по 21 Барышского лесничества» ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, вследствие чего не обеспечивается защита гарантированного статьей 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
В апелляционной жалобе Минприроды Ульяновской области просило изменить решение в части срока исполнения возложенных на него обязанностей по определению и описанию границ особо охраняемой природной территории, увеличив его до двадцати четырех месяцев. При этом ссылалось на необходимость установления для указанных мероприятий расходных обязательств, определения источника их финансирования и урегулирования данных расходов программными методами. Ибо перечисленные в решении действия подлежат выполнению в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и требуют значительных временных затрат.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не  усмотрела оснований к изменению решения суда.
В силу статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Из информации Управления Росреестра по Ульяновской области следует, что в государственном кадастре недвижимости сведения об указанном памятнике природы, как об особо охраняемой природной территории регионального значения, отсутствуют.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что обязанность, возложенная на Минприроды Ульяновской области, не исполнена, что  может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях. И  суд в полном объеме удовлетворил требования Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Законность решения суда первой инстанции в указанной части Минприроды Ульяновской области не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к необходимости увеличения срока исполнения возложенных на ответчика обязанностей до 24 месяцев, отклонены.
Установленный судом двенадцатимесячный срок является достаточным для установления и описания границ особо охраняемой природной территории, в том числе с учетом необходимости выполнения установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедур.
Отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона и основанием для столь длительного срока, как просило Минприроды Ульяновской области: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека не могут ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызвала.
Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.
Определением коллегии №33-1173/2014 от 31  марта  2015 года решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 декабря 2014 года оставлено без изменения,  апелляционная жалоба Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области – без удовлетворения*.
* Аналогично рассмотрены гражданские дела: по апелляционной жалобе Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (Минприроды Ульяновской области)  на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 декабря 2014 года, по которому Минприроды Ульяновской области обязано в двенадцатимесячный срок со дня вступления в силу настоящего решения суда установить и описать границы особо охраняемой природной территории – памятника природы «Болото «Моховое-IX» с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Болото «Моховое-IX», расположенного в Сурском районе в междуречье Суры и Барыша в 5 км к юго-востоку от с. Барышская Слобода, в 25, 26, 37, 38 кварталах Лавинского участкового лесничества Сурского лесничества с общей площадью 17,00 га (определение коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда  №33-1185/2014 от 31  марта  2015 года); по апелляционной жалобе Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (Минприроды Ульяновской области) на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от  25 декабря 2014 года, по которому Минприроды Ульяновской области обязано в двенадцатимесячный срок со дня вступления в силу настоящего решения суда установить и описать границы особо охраняемой природной территории – памятника природы «Брехово болото» с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Брехово болото», расположенного в  Ульяновском районе в 1,5 км к западу от р.п. Ишеевка в левобережной пойме р. Свияга с общей площадью 112,0 га (определение коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда  №33-1172/2014 от 31  марта  2015 года);
- дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 декабря 2014 года, которым в срок до 01 июня 2015 года на Комитет по управлению  городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры  и градостроительства  администрации города Ульяновска возложена обязанность установить на объектах культурного наследия  регионального значения «Могила Жукова Александра Захаровича, участника   установления Советской  власти в  Симбирске, 1938г.», «Могила Кашкадамовой Веры  Васильевны, деятеля народного просвещения, 1931 г.», «Могила Минаева Дмитрия Дмитриевича, поэта-сатирика и его отца Дмитрия  Ивановича  -  поэта и переводчика, 1876-1889 гг.», расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 54, городское кладбище, информационные доски со сведениями  об объекте  культурного  наследия, соответствующие  установленным требованиям.
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области обратилось в суд с иском к Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города  Ульяновска о возложении обязанности установить информационные доски со сведениями об объекте  культурного наследия.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на Министерство возложен контроль за состоянием объектов культурного наследия.
По результатам осмотра  названных объектов культурного наследия регионального значения установлено, что  на  них  отсутствуют установлены  и информацией об объекте культурного наследия.
Министерство в адрес Комитета направляло письма, в которых указывало на необходимость установки информационных надписей и обозначений на вышеуказанных объектах культурного наследия регионального значения, однако   этого ответчик не  сделал.
Истец просил обязать Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска установить  названные информационные доски со сведениями об объекте культурного наследия, соответствующие установленным требованиям.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города  Ульяновска просил отменить принятое по делу решение и в удовлетворении исковых требований  отказать в связи с тем, что в материалы дела не представлены доказательства внесения объектов, о которых шла речь, в реестр объектов культурного наследия. Таким образом, распространение по отношении к спорным объектам положений статьи 27 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», необоснованно. В реестре муниципальной собственности числятся надгробие Кашкадамовой, надгробие Д.Д. Минаева и надгробие А.З. Жукова.
По мнению автора жалобы, надгробия не являются недвижимым имуществом, и они не могут быть отнесены в силу названного Федерального закона к объектам культурного наследия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что «Могила Жукова Александра Захаровича, участника установления Советской власти в Симбирске, 1938г.» и «Могила Кашкадамовой Веры Васильевны, деятеля народного просвещения, 1931г.» поставлены на государственную охрану в соответствии с решением исполкома  Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 06.12.1973 № 834 и распоряжением Главы администрации Ульяновской области  от  29.07.199 №  959-р.
«Могила Минаева Дмитрия Дмитриевича, поэта-сатирика и его отца Дмитрия Ивановича - поэта и переводчика, 1876-1889гг.» поставлена  на государственную  охрану  в соответствии с  постановлением Совета  Министров  РСФСР от  30.08.1960 № 1327 и распоряжением  Главы  администрации  Ульяновской  области  от  29.07.1999 № 959-р.
Данные объекты культурного наследия регионального значения расположены на городском кладбище по адресу: г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 54.  Их собственником является Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
В силу Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» спорные объекты включены в единый государственный  реестр объектов культурного наследия  (памятников  истории  и культуры) народов Российской Федерации.
Полно и объективно оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неисполнении ответчиком предусмотренной законом обязанности по установке на принадлежащих ему объектах культурного наследия информационных надписей со  сведениями об объекте культурного наследия.
На основании  действующих норм права суд обоснованно удовлетворил требования Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области к ответчику как  собственнику названных памятников.
Довод жалобы о неправомерности возложения на КУГИГ администрации города Ульяновска указанной обязанности со ссылкой на то, что памятники не включены в реестр объектов культурного наследия, признан несостоятельным, поскольку опровергается установленными судом обстоятельствами.
Довод жалобы о том, что спорные объекты не относятся к объектам культурного наследия, поскольку не являются недвижимым имуществом, основан на ошибочном толковании закона.
В статье 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обозначены виды объектов культурного наследия: памятники, ансамбли,  достопримечательные места. К памятникам, наряду с отдельными постройками, зданиями и сооружениями, закон относит и отдельные захоронения. Соответственно, надгробие на отдельном историческом захоронении является его неотъемлемой частью.
Принятое по делу решение отвечает требованиям материального и процессуального законодательства.

Определением коллегии №33-1131/2014 от 31  марта  2015 года решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 декабря 2014 года оставлено без изменения,  апелляционная жалоба Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
(подробнее – см. раздел «Судебные акты»)