Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О прекращении права пожизненного наследуемого владения
Документ от 26.05.2022, опубликован на сайте 01.07.2022 под номером 99992, 2-я гражданская, о прекращении права пожизненного наследуемго владения в связи со смертью правообладателя, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-011525-04

Судья Бахарева Н.Н.                                                         Дело № 33-1748/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           26 мая 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Парфеновой И.А., Костенко А.П.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-110/2022 по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 января 2022 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 22 февраля 2022 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области к администрации города Ульяновска, Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о прекращении права пожизненного наследуемого владения на земельные участки № ***, № ***, № ***, № ***, № ***, № ***, № ***, № ***, расположенные в садоводческом товариществе «***» в ***, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Парфеновой И.А., объяснения представителя Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (ранее - Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области) Плашенковой К.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (в настоящее время - Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновкой области) обратилось в суд с иском к администрации города Ульяновска, Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ульяновска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о прекращении права пожизненного наследуемого владения на земельные участки.

В обоснование исковых требований указано на то, что на основании постановления мэра города Ульяновска № *** от 3 февраля 1994 г. земельные участки, расположенные в границах садоводческого товарищества «***» (далее – СТ «***»), принадлежат на праве пожизненного наследуемого владения  *** (участок № ***, кадастровый номер ***), *** (участок № ***, кадастровый номер ***), *** (участок № ***, кадастровый номер ***), *** (участок № ***, кадастровый номер ***), *** (участок № ***, кадастровый номер ***), *** (участок № ***, кадастровый номер ***), *** (участок № ***, кадастровый номер ***), *** (участок № ***, кадастровый номер ***).

Указанные граждане умерли, сведений о принятии наследниками открывшегося с их смертью наследства на земельные участки не имеется.

Истец просил прекратить право пожизненного наследуемого владения ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** на вышеуказанные земельные участки в СТ «***».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (в настоящее время - Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновкой области) просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования.

Не соглашается с выводом суда о том, что у Министерства отсутствуют полномочия по разрешению вопросов, касающихся выморочного имущества, поскольку указанные в иске земельные участки выморочным имуществом не являются. Земельный участок до переоформления права пожизненного наследуемого владения на него является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. При прекращении у землепользователя права пожизненного наследуемого владения земельный участок остается в государственной собственности и может быть предоставлен другим лицам.

Отмечает, что материалами гражданского дела подтверждено, что наследники  к имуществу умерших *** *** ***, ***., ***, ***, *** отсутствуют, а земельный участок с кадастровым номером ***, предоставленный ***., в состав наследственного имущества, принятого его наследниками, не вошел. Учитывая изложенное, считает, что фактически имущество в виде земельных участков наследниками не принято, земельные участки не используются, не обрабатываются, являются брошенными, в связи с чем права пожизненного наследуемого владения вышеуказанных лиц  прекратились.

Также не соглашается с выводом суда о том, что Министерство не лишено права при установлении лиц, в пользование и владение которых перешли права на земельный участок, предоставленный ***, предъявить к данным лицам требование о принудительном прекращении права пожизненного наследуемого владения. Указывает, что в Едином государственном реестре недвижимости до настоящего времени содержатся сведения, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером *** является ***, и данное зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

От Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области поступило заявление об уточнении наименования истца.

Ссылаясь на указ Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 г. и данные ЕГРЮЛ (выписка от 28 апреля 2022 г.) представитель истца указал, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области в настоящее время упразднено и образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с передачей всех прав последнему.

С учетом изложенного, судебная коллегия в дальнейшем учитывает надлежащее наименование истца - Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 2 Закона Ульяновской области от 3 июля 2015 г. №85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» уполномоченный орган в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Днем начала осуществления уполномоченным органом указанных в части 1 данной статьи полномочий органов местного самоуправления является 1 января 2016 г., если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи.

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (ныне Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области) является уполномоченным лицом в части разрешения вопросов по распоряжению в пределах муниципального образования «город Ульяновск» земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена, однако не имеет полномочий по разрешению от имени муниципального образования «город Ульяновск» вопросов, касающихся выморочного имущества.

Как указал истец в исковом заявлении, в ходе проведения инвентаризации земельных участков, предоставленных садоводческим некоммерческим товариществам для ведения садоводства, отделом управления и контроля за земельными ресурсами ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр» выявлены земельные участки в СТ «***», правообладателями которых на праве пожизненного наследуемого владения значатся умершие граждане, а именно: участок с кадастровым номером ***, принадлежащий ***, участок с кадастровым номером ***, принадлежащий ***, участок с кадастровым номером ***, принадлежащий ***, участок с кадастровым номером ***, принадлежащий ***, участок с кадастровым номером ***, принадлежащий ***, участок с кадастровым номером ***, принадлежащий ***, участок с кадастровым номером ***, принадлежащий ***, участок с кадастровым номером ***, принадлежащий ***

Указанные земельные участки были предоставлены на основании постановления Мэра города Ульяновска № *** от 3 февраля 1994 г. в пожизненное наследуемое владение для садоводства, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Согласно имеющимся в материалах дела записям акта о смерти, *** умер ***, *** умерла ***, *** умер ***, *** умер ***, *** – ***, *** – ***, *** – ***, *** – ***

Обращаясь в суд с настоящим иском, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (ныне Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области) просило прекратить право пожизненного наследуемого владения указанными выше участками в связи со смертью их владельцев.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии у землепользователя наследников, земельный участок, предоставленный гражданину в пожизненное наследуемое владение, не выбывает из государственной и муниципальной собственности, право пожизненного наследуемого владения прекращается, при этом земельный участок остается в государственной или муниципальной собственности и не может быть отведен другим лицам, в связи с чем права и законные интересы истца заявленными ответчиками не нарушены.

Судебная  коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество имеется актуальная запись о праве пожизненного наследуемого владения указанных лиц на спорные земельные участки.

Согласно статье 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

В отличие от других вещей, которые наследуются только в том случае, если они принадлежали наследодателю на праве собственности, земельные участки могут также наследоваться, если они принадлежали ему на основании особого права - пожизненного наследуемого владения (статья 265 Гражданского кодекса Российской Федерации), которое согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» сохраняется на земельные участки, предоставленные до введения в действие данного кодекса, и может переходить только в порядке наследования.

При этом для права пожизненного наследуемого владения характерен особый субъектный состав. Субъектами этого права могут быть только граждане, что вытекает из природы этого права: переход его может быть осуществлен только после смерти граждан, которым предоставляются земельные участки безвозмездно и только из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, в случае смерти наследодателя, при отсутствии наследников, входящее в состав наследства право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается, поскольку это право может принадлежать только гражданину, при этом соответствующее имущество не признается выморочным, так как в указанной ситуации земельный участок остается в муниципальной или государственной собственности ввиду того, что предоставленное гражданину право пожизненного наследуемого владения само по себе изначально не влечет утрату государством или муниципальным образованием права собственности на соответствующий объект недвижимости.

В случае отсутствия у землепользователя наследников земельный участок, предоставленный гражданам в пожизненное наследуемое владение, не выбывает из государственной и муниципальной собственности, право пожизненного наследуемого владения прекращается, при этом земельный участок остается в государственной или муниципальной собственности и может быть отведен другим лицам.

Изложенное указывает на то, что к наследникам после смерти наследодателя право пожизненно наследуемого владения может перейти только в случае принятия ими наследства.

Из материалов дела следует, что наследственные дела к имуществу ***, умершего ***, ***, умершей ***, ***, умершего ***, не заводились. Соответственно право пожизненного наследуемого владения к кому-либо из наследников вышеуказанных лиц не перешло, сведений о фактическом принятии наследства кем-либо судом не добыто.

При этом по состоянию на день рассмотрения дела в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество имеется актуальная запись о праве пожизненного наследуемого владения указанных лиц на спорные земельные участки.

При таких обстоятельствах и наличии сведений об отсутствии открытого наследственного дела после смерти вышеприведенных лиц входящее в состав наследства право пожизненного наследуемого владения земельным участком подлежит прекращению.

Следовательно, принятое по делу решение на основании пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о прекращении права пожизненного наследуемого владения *** (участок № ***, кадастровый номер ***), *** (участок №***, кадастровый номер ***), *** (участок № ***, кадастровый номер ***) с вынесением в данной части нового решения об удовлетворении исковых требований Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области (ныне Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области) и прекращении права пожизненно наследуемого владения ***. на земельный участок № *** с кадастровым номером ***, *** на земельный участок № *** с кадастровым номером ***, *** на земельный участок № *** с кадастровым номером *** с исключением соответствующих записей из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что лица, заинтересованные в использовании указанных земельных участков, установлены не были, о своих правах на земельные участки такие лица в течение длительного времени не заявляли, земельные участки длительное время никем не обрабатывались и не обрабатываются.

В силу положений пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.

Неиспользование владельцами земельных участков или их преемниками садового участка по назначению без уважительных причин нельзя признать добросовестным осуществлением своих прав.

К тому же, принятие решения о прекращении права пожизненного наследуемого владения ***, ***, *** на предоставленные им земельные участки в СТ «***», как и последующее выделение участков иным лицам для использования по целевому назначению.

Относительно требований истца к имуществу *** и *** судебная коллегия отмечает следующее.

Как следует из материалов дела, нотариусами заведены наследственные дела к их имуществу. Следовательно, право пожизненного наследуемого владения на земельные участки не было прекращено в момент смерти наследодателей и перешло к их наследникам.

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Из материалов дела следует, что наследником умершего *** *** является его жена ***

Также из материалов настоящего дела следует, что наследником умершего ***. *** является его жена ***

С учетом изложенного, в случае смерти наследодателя и при наличии наследников, входящее в состав наследства право пожизненного наследуемого владения земельным участком не может быть прекращено на основании заявленных истцом требований.

При указанных обстоятельствах истец не лишен права предъявить к данным лицам требования о принудительном прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, предусмотренным статьёй 45 Земельного кодекса Российской Федерации или иным нормам закона.

Что касается земельных участков: с кадастровым номером ***, переданного ***., с кадастровым номером ***, переданного ***, с кадастровым номером ***, переданного ***, судебная коллегия считает, что истцом не доказано, что правообладатели данных земельных участков умерли.

Так, согласно имеющимся в материалах дела записям акта о смерти, ***, *** года рождения, умер ***, ***, *** года рождения, умерла ***, ***, *** года рождения, умер ***

Таким образом, указанные лица умерли до издания Мэром города Ульяновска постановления № *** от 3 февраля 1994 г. о предоставлении земельных участков в пожизненное наследуемое владение для садоводства.

Доказательств, бесспорно свидетельствующих, что именно указанным выше лицам были предоставлены земельные участки в СТ «***», в материалах дела не имеется. При установленных обстоятельствах имеются основания для вывода, что перечисленные умершие лица являются лишь полными тезками лиц, которым выделялись земельные участки с СТ «***».

При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для прекращения за указанными лицами права пожизненного наследуемого владения на земельные участки с кадастровыми номерами ***, *** и ***, находящиеся в СТ «***».

При этом судебная коллегия отмечает, что в случае установления лиц, которым были предоставлены указанные выше земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, истец не лишен права обратиться к ним с соответствующими требованиями.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 января 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о прекращении права пожизненного наследуемого владения *** (участок №***, кадастровый номер ***), *** (участок № ***, кадастровый номер ***), *** (участок № ***, кадастровый номер ***). Принять в этой части новое решение.

Прекратить право пожизненного наследуемого владения *** на земельный участок № *** с кадастровым номером *** в садоводческом товариществе «***», *** на земельный участок № *** с кадастровым номером *** в садоводческом товариществе «***», *** на земельный участок №*** с кадастровым номером *** в садоводческом товариществе «***».

Настоящее решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве пожизненного наследуемого владения *** на земельный участок с кадастровым номером ***, *** на земельный участок с кадастровым номером ***, *** на земельный участок с кадастровым номером ***.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 июня 2022 года.