Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Присуждение компенсации
Документ от 10.06.2022, опубликован на сайте 05.07.2022 под номером 99973, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-190/2022

73OS0000-01-2022-000164-37

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

10 июня 2022 года                                                                           г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Валеевой  Юлии Васильевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Валеева Ю.В. (до регистрации брака Кондратьева)  обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 5 августа 2020 года  по делу № 2-2811/2020 на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области была возложена обязанность  предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

После вступления решения суда в законную силу исполнительный лист был предъявлен ею в службу судебных приставов, где 31 марта 2021 года возбуждено исполнительное производство.

Вместе с тем до настоящего времени решение суда ответчиком не исполнено, чем нарушаются её права.

Учитывая длительное неисполнение решения суда, Валеева Ю.В. просила присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 руб. 

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена  Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебное заседание участники процесса не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области  в письменных отзывах на иск  указал на то, что Валеева Ю.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, с правом предоставления жилого помещения м МО «город Ульяновск». До 1 апреля 2022 года функции по обеспечению жильем из специализированного жилищного фонда были возложены на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, которое являлось исполнительным органом государственной власти, и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имели целевой характер и использовались в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». 

Минстроем систематически проводилась работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской  области благоустроенного жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством проведения электронных торгов. Ежегодно граждане указанной категории обеспечивались жильем в размере доводимых до Ульяновской области лимитов, что привело к образованию очередности среди данной категории граждан.

С 1 апреля 2022 года в соответствии с п. 2.2 Указа Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» образовано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, которому переданы функции  Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области  по приобретению и предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Министерством принимаются все возможные меры для обеспечения жильем граждан указанной категории, вместе с тем для этого требуются значительные временные затраты.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч руб.

Считает надлежащим ответчиком по делу финансовый орган Ульяновской области.

Указывает  на то, что заявленный истцом размер компенсации является завышенным,  не отвечающим требованиям разумности и справедливости.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в письменном отзыве на иск не считает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку решение суда не предусматривает обращение взыскания на средства бюджета Ульяновской области, а возлагает на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (в настоящее время его правопреемником является Министерство  жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области) обязанность по предоставлению истцу жилья.

Кроме того указывает, что нарушение установленных законодательством РФ сроков исполнения  судебного акта само по себе не означает нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Необходимо учитывать действия и бездействие исполнителя решения суда.

Указывает на то, что Министерство систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч руб.

В Законе Ульяновской области от 8 декабря 2021 года № 146-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.

Кроме того, указывает, что согласно части 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменении в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Считает заявленный истцом размер компенсации завышенным.

Исследовав  материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Ленинского районного суда г.Ульяновска  № 2-2811/2020, исполнительное производство № 31081/21/73017-ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом  установлено,  что  решением  Ленинского районного суда г.Ульяновска  от  5 августа 2020   года   по   гражданскому   делу № 2-2811/2020 удовлетворены исковые требования Кондратьевой Ю.В. (после регистрации брака – Валеевой) - на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность предоставить Кондратьевой Ю.В.  благоустроенное специализированное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилищного помещения на территории МО «город Ульяновск».

Решение суда участниками процесса не оспаривалось и вступило в законную силу 15 сентября 2020 года.

10 марта 2021 года Кондратьева Ю.В. (Валеева) направила исполнительный лист по решению суда в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, где 31 марта 2021 года  было возбуждено исполнительное производство.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения.

До настоящего времени решение  Ленинского районного суда г.Ульяновска  от  5 августа 2020 года    не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением Валеева Ю.В. обратилась в суд 18 мая 2022 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Период неисполнения судебного решения с даты возбуждения исполнительного производства по день рассмотрения настоящего дела составляет 1 год 2 месяца 10 дней.

С 1 апреля 2022 года на основании Указа Губернатора Ульяновской области № 118 от 10 декабря 2021 года (с учетом изменений, внесенных в него Указами Губернатора Ульяновской области № 121 от 17 декабря 2021 года и № 12 от 7 февраля 2022 года)   Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области упразднено, создано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, которому переданы функции по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приведенные Министерством финансов Ульяновской области и Министерством  жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства не являются основанием к отказу административному истцу в удовлетворении исковых требований.

В силу изложенного и, учитывая, что доказательств наличия чрезвычайных либо непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, не представлено, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, а действия административного ответчика не являются достаточными и эффективными для исполнения решения Ленинского районного суда г.Ульяновска  от  5 августа 2020   года.

При таких обстоятельствах  Валеева Ю.В. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить Валеевой Ю.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Валеевой Юлии Васильевны удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Валеевой Юлии Васильевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Валеевой Юлии Васильевне отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                              Трифонова Т.П.