Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в предоставлении меры социальной поддержки
Документ от 07.06.2022, опубликован на сайте 10.06.2022 под номером 99893, 2-я гражданская, о возложении обязанности предоставить единовременную выплату денежной суммы за рождение четвертого ребенка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-011629-80

Судья Елистратов А.М.                                                                       Дело № 33-1951/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       7 июня 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Порядинской Лидии Григорьевны на решение Ленинского районного суда                         г. Ульяновска от 19 января 2022 года с учетом определения того же суда от 16 марта 2022 года об исправлении описки по делу № 2-197/2022, которым  постановлено:   

 

в удовлетворении исковых требований Порядинской Лидии Григорьевны к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о возложении обязанности предоставить единовременную выплату в сумме 1 000 000 в связи с рождением четвёртого ребёнка отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Порядинской Л.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области Сапожниковой Н.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

установила:

 

Порядинская Л.Г. обратилась в суд с иском к областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о возложении обязанности предоставить единовременную выплату в сумме 1 000 000 в связи с рождением четвёртого ребёнка. В обоснование иска указала, что она является одиноким родителем, ее семья признана многодетной. В связи с рождением четвёртого ребёнка и в соответствии с Законом Ульяновской области от 2 ноября 2011 года № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» она вправе получить меру социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1 000 000 рублей. Просила обязать ответчика предоставить ей единовременную выплату в сумме 1 000 000 в связи с рождением четвёртого ребёнка

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию города Ульяновска и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Порядинская Л.Г. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Не соглашается с выводом суда о том, что поскольку на момент обращения за предоставлением спорной меры социальной поддержки она не состояла в браке, то она не имеет права на выплату. Обращает внимание, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года власти в регионах сами определяют критерии многодетной семьи. Считает, что поскольку Закон Ульяновской области от 2 ноября 2011 года № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» ориентирован именно на поддержку многодетных семей, то она имеет полное право на получение данной меры социальной поддержки. Просит учесть, что на федеральном уровне льготы для многодетных семей определены названным Указом Президента и законы субъектов не могут противоречить федеральному законодательству.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей  Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, администрации города Ульяновска, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Порядинская Л.Г. является одинокой матерью несовершеннолетних детей: П*** Г*** И***, *** года рождения; П*** М*** И***, *** года рождения; П*** И*** А***, *** года рождения; П*** С*** А***, *** года рождения (л.д. 15-18).

Порядинская Л.Г. в браке не состоит.

12 декабря 2019 года на имя Порядинской Л.Г. выдано удостоверение многодетной семьи (л.д. 14).

Порядинская Л.Г. и ее несовершеннолетние дети П*** Г.И., *** года рождения, и П*** М.И., *** года рождения, являются собственниками в равных долях (по 1/3 доли в праве каждый) жилого помещения по адресу: ***, общей площадью 27,4 кв.м (л.д. 53-57).

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 3 декабря 2015 года семья Порядинской Л.Г. признана малоимущей, поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилье, в составе трех человек (истец, дети: П*** Г.И., *** года рождения, и П*** М.И., *** года рождения).

15 октября 2021 года Порядинская Л.Г. обратилась в областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в связи с рождением четвертого ребенка в соответствии со ст. 8.1 Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 года № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» (л.д. 69-74).

22 октября 2021 года на обращение Порядинской Л.Г. областным государственным казенным учреждением социальной защиты населения Ульяновской области был дан ответ с разъяснением, каким условиям должна соответствовать семья, претендующая на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 8.1 Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 года № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» (л.д. 83).

Полагая, что имеет право на предоставление меры социальной поддержки в соответствии со ст. 8.1 Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 года № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», Порядинская Л.Г. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворению иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Законом Ульяновской области от 2 ноября 2011 года № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 180-ЗО) установлены меры социальной поддержки, предоставляемые в том числе семьям в случае рождения в них четвертого ребенка или последующих детей (п.6 ст. ).

В ст. 2 Закона Ульяновской области № 180-ЗО установлено, что если иное не предусмотрено данной частью, действие Закона распространяется на семьи, указанные в статье 1 данного Закона (за исключением многодетных семей), в которых один или оба родителя (супруга) являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Ульяновской области. На многодетные семьи действие данного Закона распространяется в случаях, предусмотренных статьями 4 и 8.1 Закона.

Статьей 8.1. Закона Ульяновской области № 180-ЗО предусмотрено, что многодетным семьям в случае рождения в них четвертого ребенка или последующих детей предоставляется мера социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1 000 000 рублей (часть 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 8.1 Закона Ульяновской области № 180-ЗО мера социальной поддержки, установленная частью 1 данной статьи, предоставляется один раз при условии, если по состоянию на день обращения за ее получением многодетная семья, в которой родился четвертый или последующий ребенок, соответствует совокупности следующих требований: оба родителя детей, являющихся членами указанной семьи, состоят между собой в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния (пункт 1); хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, имеет постоянный источник дохода (пункт 2); хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 3); ребенок, в связи с рождением которого возникло право на данную меру социальной поддержки, находится в живых (пункт 4).

Согласно ст. 9 Закона Ульяновской области № 180-ЗО порядок предоставления установленных данным Законом мер социальной поддержки определяется Правительством Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 августа 2013 года №368-П утверждено Положение о порядке предоставления единовременных выплат, связанных с приобретением жилого помещения или погашением ипотечного кредита (займа) (далее – Положение № 368-П), которое устанавливает механизм предоставления единовременных выплат, предусмотренных частью 1.1 статьи 4 и частью 1 статьи 8.1 Закона Ульяновской области № 180-ЗО.

Как указано в подп. 2 п. 2 Положения № 368-П право на обращение за единовременной социальной выплатой имеют: один из родителей в многодетной семье, являющийся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Ульяновской области на момент рождения ребенка, соответствующий совокупности требований, указанных в пунктах 1 - 4 части 3 и части 4 статьи 4, а также частях 2 и 3 статьи 8.1 Закона № 180-ЗО, - для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренной частью 1.1 статьи 4 и частью 1 статьи 8.1 Закона № 180-ЗО.

Право на единовременную социальную выплату удостоверяется соответствующим свидетельством, срок действия которого составляет 6 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства (п. 3 ст. 368-П).

Согласно п. 7 Положения № 368-П решение о выдаче свидетельства принимается на основании заявления о выдаче свидетельства и сведений, содержащихся в том числе: в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния о рождении ребенка (детей), о заключении брака (подп. 3); в письменном согласии другого родителя на получение свидетельства, - для второго родителя, имеющего гражданство Российской Федерации, постоянно проживающего на территории Ульяновской области (подп. 4)

В соответствии с п. 10 Положения № 368-П основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства является в том числе отсутствие у заявителя на дату обращения права на получение единовременной социальной выплаты (подп. 1).

Руководствуясь приведенными выше нормами закона и, установив, что Порядинская Л.Г. в зарегистрированном браке не состоит, является одинокой матерью несовершеннолетних детей, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец не имеет права на меру социальной поддержки в соответствии со ст.8.1 Закона Ульяновской области № 180-ЗО, так как не соответствует совокупности установленных в нем условий.

Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что семья Порядинской Л.Г. признана многодетной, не является достаточным основанием для предоставления спорной меры социальной поддержки, так как в ст. 2  Закона  Ульяновской  области  № 180-ЗО прямо указано, что на многодетные семьи Закон распространяется в случаях предусмотренных статьями 4 и 8.1 Закона, то есть семья должна соответствовать установленным требованиям.

Установленные на федеральном уровне льготы для многодетных семей не исключают возможности у органов государственной власти субъекта Российской Федерации дифференциации круга лиц из числа многодетных семей, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 января 2022 года, с учетом определения того же суда от 16 марта 2022 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Порядинской Лидии Григорьевны – без удовлетворения.           

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  08.06.2022.