Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении в Список детей-сирот
Документ от 07.06.2022, опубликован на сайте 10.06.2022 под номером 99892, 2-я гражданская, о признании незаконным распоряжения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-012502-80

Судья Елистратов А.М.                                                                       Дело № 33-1938/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          7 июня 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-511/2022 по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 февраля 2022 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Семкиной Валентины Андреевны, действующей в интересах опекаемого Семкина Геннадия Денисовича, к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области включить Семкина Геннадия Денисовича, *** года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением с учётом права на обеспечение жилым помещением на территории Сурского района Ульяновской области.

Взыскать с Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в пользу Семкиной Валентины Андреевны в возмещение расходов на оплату услуг представителя 7000 руб.

Возвратить Семкиной Валентине Андреевне госпошлину в сумме 300 руб. (чек-ордер от 17 декабря 2021 года).    

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Гнусаревой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Семкина В.А., действуя в интересах Семкина Г.Д., обратилась в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности включить Семкина Г.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. В обоснование иска указала, что отец несовершеннолетнего умер *** года, мать, К*** Е.А., лишена родительских прав решением суда от 20 апреля 2021 года. 19 августа 2021 года Министерством установлен факт невозможности проживания Семкина Г.Д. в принадлежащем ему на праве общей долевой собственности (размер доли ¼) жилом доме по адресу: ***, однако необоснованно отказал во включении в указанный выше Список. Просила признать за Семкиным Г.Д. право на обеспечение специализированным жилым помещением в Сурском районе Ульяновской области и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; взыскать с ответчика 300 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины и 10 000 руб. на оплату услуг представителя.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство образования Республики Мордовии, администрацию Дубенского муниципального района Республики Мордовия и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывают, что Семкин Г.Д. находится под опекой Семкиной В.А., проживающей в Республике Мордовия, состоит на учете в отделе опеки и попечительства Дубенского муниципального района Республики Мордовия, с шестилетнего возраста проживает и обучается в Республике Мордовия. В Ульяновскую область он не убывал, следовательно, его местом жительства является Республика Мордовия. Правилами формирования списка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, предусмотрено, что формирование списка осуществляется уполномоченным органом, на территории которого находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место представления жилого помещения детям-сиротам, служит место жительства этих лиц.  Полагает, что у суда не было оснований для взыскания с Министерства расходов на оплату услуг представителя в размере 7000 руб., поскольку Министерство не нарушало права истца, а действовало в пределах предоставленных ему полномочий.

В возражениях на апелляционную жалобу Семкина В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Семкин Г.Д. в представленном в суд апелляционной инстанции заявлении указывает, что является истцом по настоящему делу, в настоящее время достиг возраста совершеннолетия, решение суда считает законным и обоснованным, планирует проживать на территории Ульяновской области.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями Семкина Г.Д., *** года рождения, являются С*** Д.Г. и А*** Е.А. (л.д. 15).

Отец истца – С*** Д.Г. умер *** года (л.д. 17).

Семкин Г.Д., *** года рождения, зарегистрирован по адресу: *** (л.д. 14, 16).

Согласно свидетельству № 118 о регистрации по месту пребывания Семкин Г.Д. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ***, на срок с 15 декабря 2018 года по 14 декабря 2023 года (л.д. 27).

Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 20 апреля 2021 года удовлетворены исковые требования отдела опеки и попечительства управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия к К*** Е.А. о лишении родительских прав и взыскании алиментов; К*** (А***) Е.А., *** года рождения, лишена родительских прав в отношении сына Семкина Г.Д., *** года рождения (л.д. 21-25).

Постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 9 июня 2021 года № 298 над Семкиным Г.Д., *** года рождения, была установлена опека (попечительство); Семкина В.А, *** года рождения, назначена опекуном (попечителем) над несовершеннолетним Семкиным Г.Д. (л.д. 71).

Постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовии от 28 июня 2021 года № 349 Семкину Г.Д., *** года рождения, отказано во включении в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений ввиду наличия у Семкина Г.Д. постоянной регистрации в р.п. *** (л.д. 19, 20).

Истец Семкин Г.Д. является собственником жилого помещения по адресу: ***, в размере ¼ доли в праве общей долевой собственности (л.д. 29).

Решением комиссии Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от 19 августа 2021 года (протокол № 11) установлен факт невозможности проживания Семкина Г.Д., *** года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ***, так как принадлежащая ему на праве собственности доля в указанном жилом помещении менее учетной нормы (л.д. 26).

7 сентября 2021 года Семкина В.А. обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о включении Семкина Г.Д., *** года рождения, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) (л.д. 52-54).

Распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 5 октября 2021 года № 1494-р Семкину Г.Д., *** года, отказано во включении в указанный выше Список, со ссылкой на то, что Ульяновская область не является его местом жительства (л.д.28).

Полагая отказ Министерства во включении Семкина Г.Д. в соответствующий Список незаконным, Семкина В.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. 

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя закрепляет Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ).

В ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ определено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.

Как указано в ст. 2 Федерального закона № 159-ФЗ, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 данной статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ  проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подпункт 3).

Отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области  по договорам найма специализированных жилых помещений, регулирует Закон Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО).

Пунктом 5 части 2 ст. 4 Закона Ульяновской области № 200-ЗО установлено, что дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору, в том числе по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

В соответствии со ст. 6 Закона Ульяновской области № 200-ЗО формирование списка детей-сирот, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым статьи 2 данного Закона, осуществляется органом опеки и попечительства в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 1).

Специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в соответствии с Законом Ульяновской области от 6 мая 2006 года № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» (пункт 7 ст. 6).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2012 года №644-П утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, который, как указано в его пункте 1, определяет механизм предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок № 644-П).

Специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки и попечительства), на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области (п. 3 Порядка № 644-П).

Гражданам из числа лиц, указанных в пункте 2 данного Порядка, специализированные жилые помещения предоставляются по их выбору в соответствии с законодательством Ульяновской области (п. 4 Порядка № 644-П).

Установив в ходе судебного разбирательства, что Семкин Г.Д.  с 14 августа 2010 года и до настоящего времени зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: ***, собственником ¼ доли которого является, и в отношении которого Министерством в установленном порядке установлен факт невозможности проживания истца, так как принадлежащая ему на праве собственности доля в указанном жилом помещении менее учетной нормы, и Семкин Г.Д. выразил желание на обеспечение жилым помещением на территории Ульяновской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для включения Семкина Г.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения Семкина Г.Д. в соответствующий список на территории Ульяновской области в связи с тем, что Ульяновская область не является местом его жительства, не основаны на законе и материалах дела.

Из приведенных выше положений закона следует, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот, каковым для Семкина Г.Д. является Ульяновская область.

В Республике Мордовия Семкин Г.Д. зарегистрирован по месту пребывания на определенный срок, его проживание там в настоящее время обусловлено проживанием с попечителем и обучением в ГБПОУ Республики Мордовия «***» (л.д. 70).

Позиция о том, что жилые помещения специализированного жилищного фонда должны предоставляться по месту жительства детей-сирот, также отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания с Министерства расходов на оплату услуг представителя несостоятельны, так как данный спор возник в результате отказа Министерством во включении Семкина Г.Д. в соответствующий Список, вопреки приведенным выше положениям действующего законодательства.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  08.06.2022.