Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении в список участников программы на получение жилищной субсидии
Документ от 31.05.2022, опубликован на сайте 06.06.2022 под номером 99767, 2-я гражданская, о признании незаконным заключения главы города Ульяновская об исключении из списка участников программы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                        73RS0001-01-2021-012338-87

Дело №33-1965/2022                

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    31 мая 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-437/2022 по апелляционной жалобе Горбатовой Светланы Сергеевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 января 2022 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Горбатовой Светланы Сергеевны, Горбатова Николая Вячеславовича к администрации города Ульяновска о признании незаконным решения от 30.11.2021г. №73-КОМСУ- 24.06/3438/ОГ об исключении из программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг», возложении обязанности включить в список участников указанной программы, а также о возмещении судебных расходов и возложении обязанности выдать свидетельство на перечисление денежных средств в сумме 1 895 947 руб. 20 коп. отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения Горбатовой С.С., Горбатова Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Горбатова С.С. и Горбатов Н.В. обратились в суд с иском к администрации                 г. Ульяновска о признании незаконным решения об исключении из программы обеспечения жильем, возложении обязанности включить в список участников программы и возложении обязанности выдать свидетельство на перечисление денежных средств.

Требования мотивированы тем, что истцы являлись участниками программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг». 19.05.2021 ответчик выдал истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты на сумму 1 895 947 руб. 20 коп.  В ноябре 2021 года ответчик уведомил об исключении из числа участников программы и о невозможности предоставления социальной выплаты на сумму 1 895 947 руб. 20 коп. В результате отказа в предоставлении выплаты семья истицы не смогла приобрести сделку по покупке нового жилья.

Истцы просят суд признать незаконным решение от 30.11.2021 №73-КОМСУ- 24.06/3438/ОГ об исключении из программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг», возложить на ответчика обязанность включить в список участников указанной программы, и выдать свидетельство на перечисление денежных средств в сумме 1 895 947 руб. 20 коп, взыскать судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб.

Судом к участию по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Горбатова С.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не учел, что ранее она участвовала в другой программе. Выплату, которая она получила в 2014 году, ей выплачивалась по другой программе на семью из 4 человек. Заявление для участия в настоящей программе было подано с учетом нового состава семьи и на момент выдачи сертификата семья состояла из 8 человек. Сертификат ей был выдан и она продала жилой дом для приобретения новой жилой площади, но ответчик уведомил о невозможности предоставления социальной выплаты. В настоящее время им сложно погасить образовавшуюся задолженность. Считает, что поскольку сертификат был выдан и ее право на получение выплаты подтверждено, то ответчик не имел право исключать ее из списка участников указанной программы.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, Горбатову Н.В. 25 января 2016 года было выдано свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного кредита (займа) при рождении четвертого ребенка или последующих детей в сумме 1 млн. рублей (л.д.102), что подтверждается реестром (л.д.103) и не оспаривается  истцами.

Согласно договора купли-продажи от 22.06.2016  (л.д.104-107) один миллион рублей перечислены продавцу доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенные по адресу : ***, который был приобретен истцами.

Данная выплата истцам произведена на основании статьи  ст. 8.1 Закона Ульяновской области от 02.11.2011 N 180-ЗО (ред. от 03.10.2014) "О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области" (принят ЗС Ульяновской области 27.10.2011), согласно которой, семьям в случае рождения у них четвертого ребенка или последующих детей предоставляется мера социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1000000 рублей. 

Решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей администрации города Ульяновска от 30.11.2021 отменены ранее состоявшиеся решения комиссии от 27.04.2021 и от 28.05.2021, которыми истцам в составе семьи 8 человек выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1 895 947,20 руб. Указанная денежная сумма истцам не перечислена.

Основанием для исключения семьи Горбатовых из списка участников Программы и отмены состоявшихся решений о выдаче свидетельства на социальную выплату явилось ранее полученная истцами на улучшение жилищных условий денежная выплата в размере 1 млн. рублей.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции сослался на абзац 9 пункта 12 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списка молодых семей - участников мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2020 N 84-П, где одним из оснований  для исключения молодой семьи из списка является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета либо средств областного бюджета Ульяновской области и (или) бюджетов муниципальных образований.

Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов судов первой инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в решении.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28.03.2017 г. N 647-О, закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть условия предоставления указанной социальной выплаты.

Взаимосвязанные положения пунктов 9 и 22 (подпункт "г") Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающие предоставление молодой семье права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты только один раз и устанавливающие в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции действовавшей в период включения истцов в участников программы), а в настоящее время Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в подпункте "г" пункта 22 Правил, указано, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Таким образом, и на момент включения истцов в список и исключения из него, как федеральное, так и региональное (Ульяновской области) законодательство предусматривало, что меры социальной поддержки на приобретение жилья предоставляются один раз. Изменение состава семьи не влечет повторное получение мер социальной поддержки на жилье.

Следовательно, то обстоятельство, что сертификат был выдан на руки истцам, не может служить основанием, при установлении отсутствии у истцов право на его получения, безусловного перечисления по данному сертификату денежных средств.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того обстоятельства, что общим правилом законодательства Российской Федерации о предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджетов различных уровней является право каждого гражданина на получение социальной выплаты только один раз.

Суд первой инстанции разрешил спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 января 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Горбатовой Светланы Сергеевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.06.2022