Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 18.05.2022, опубликован на сайте 08.06.2022 под номером 99754, 2-я гражданская, о возложении обязанности произвести перерасчет размера назначенной досрочной страховой пенсии, ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2021-010664-65

Судья Грачева Т.Л.                                                                         Дело № 33- 1486/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               18 мая  2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-5497/2021 по апелляционной жалобе Ечкова Вячеслава Сергеевича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 декабря 2021 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Ечкова Вячеслава Сергеевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российский Федерации по Ульяновской области о возложении  обязанности  произвести перерасчёт  размера  назначенной пенсии  с 15.02.2016 и выплате  разницы  в размере  пенсии отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ечков В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российский Федерации по Ульяновской области  произвести перерасчёт  размера  назначенной пенсии. 

Требования мотивировал тем, что с 15.02.2016 он  является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 18.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (работа на должностях Государственной противопожарной службы). Общая сумма пенсионных выплат на дату назначения пенсии составила 8611 руб. 55 коп., в дальнейшем размер назначенной ему пенсии увеличивался в соответствии с действующим законодательством. На его обращение в пенсионный фонд в июне 2018 года по вопросу  несоответствия   размера пенсии  его стажу, был дан ответ от 22.06.2018, что пенсия назначена правильно, оснований для её перерасчета не имеется. В июне 2021 года его пригласили в Тереньгульское подразделение пенсионного фонда и попросили написать заявление о перерасчете пенсии с учетом заработка за 60 месяцев работы с 01.10.1990 по 30.09.1995. В результате произведенного перерасчета общая сумма пенсии с 01.07.2021 составила 16 665 руб. 01 коп., в то время как на этот период времени он получал пенсию в сумме      11 633 руб. 53 коп. Он обратился  к  ответчику  о   перерасчёте    пенсии  с момента ее назначения,  на что  06.09.2021 ему был дан ответ, что пенсия была установлена правильно, перерасчеты производились своевременно, выплата осуществлялась в соответствии с нормами действующего законодательства, перерасчет пенсии был произведен с учетом заработка за 60 месяцев работы с 01.10.1990 по 30.09.1995. Он не представлял справки о заработке за указанный период. Пенсионный фонд сам запросил архивные документы, о чем свидетельствует их запрос в архив, после чего произвел перерасчет. Таким образом, при первичном начислении пенсии ее расчет был произведен на менее выгодных условиях, а именно с июня 1985 года по май 1990 года. Пенсионный фонд сам выбрал указанный период времени как наиболее выгодный  для подсчета среднемесячного заработка.

Просил  суд обязать ответчика произвести перерасчет размера назначенной  Ечкову  В.С.  пенсии  с момента ее   назначения с 15.02.2016 и выплатить  разницу  между  выплаченной и  вновь назначенной  пенсией за весь период.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Ечков В.С. не соглашается с решением суда, считает его незаконным, просит его отменить, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не дал надлежащей оценки его доводам, приведенным в судебном заседании. Считает, что пенсионный орган неправомерно определил период его деятельности с учетом заработка по наиболее выгодному варианту, а именно с июня 1985 года по май 1990 года. Полагает, что пенсионному органу надлежало по его обращению исправить допущенную ошибку и произвести перерасчет пенсии с 2018 года. Указывает на необоснованность вывода суда о том, что перерасчет пенсии с 01.07.2021 был произведен  по его заявлению, поскольку он сам в пенсионный орган не обращался, его туда вызвали и попросили написать нужное заявление 30.06.2021. Считает, что суд не принял во внимание данные обстоятельства по делу. Кроме того, судом было допущено нарушение норм процессуального права, объявление резолютивной части было отложено судом до 15 час. между тем в этот период суд рассматривал другие дела.

В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является отсутствие протокола судебного заседания.

Из материалов дела следует, что рассмотрение дела было назначено судом первой инстанции на 23 ноября 2021 года, затем в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 декабря 2021 года, как следует из протокола судебного заседания, после перерыва стороны в судебное заседание не явились, между тем по материалам дела установлено, что Ечков В.С. со своим представителем явились в суд 10 декабря 2021 года и принимали участие в судебном заседании, однако в протоколе не отражено их  участие в судебном заседании, их пояснения, заявленные ходатайства, участие в прениях.

На основании определения от 29 апреля 2022 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Допущенное судом грубое нарушение требований процессуального закона в силу пункта 6 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №  400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера пенсии за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 названной статьи (изменение группы инвалидности или причины инвалидности) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №  400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Закона.

Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии. При этом установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчет размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.

Как следует из материалов дела, Ечков В.С. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 (работа на должностях Государственной противопожарной службы) Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон №400-ФЗ)  с 15.02.2016 года.

В пенсионном деле Ечкова В.С., копия которого была представлена ответчиком в материалы настоящего гражданского дела имеется его заявление  о назначении пенсии от 15.02.2016 года  (л.д.171 оборот-172),  архивные  справки, выданные на имя Ечкова В.С. от 02.02.2016 года-  УМВД России по Ульяновской области  о   размере  заработной платы  с 1983 года по  1987 год включительно, от 02.02.2016 года - УМВД России по Ульяновской области  о  размере  заработной платы  с 1988 года по  1992 год включительно (л.д.180 оборот-181).

Ечковым В.С. при подаче заявления о назначении пенсии была предоставлена архивная справка о заработной плате №8\А-38 от 02.02.2016 за период работы с 01.01.1983 по сентябрь 1992 года в ***. По данным индивидуального лицевого счета истца содержались сведения о его заработной плате за период с 01.01.2000 по 31.12.2001 – период работы в ***. Ответчиком как наиболее выгодный вариант для подсчета среднемесячного заработка был учтен период по архивной справке, представленный в пенсионный фонд за период с 01.01.1983 по 31.12.1987 – за 60 месяцев работы, где соотношение между заработной платой истца и заработной платой по стране по данной справке составляло 0, 705. С учетом данной справки размер пенсии истца с 15.02.2016 составил – 8611, 55 руб.

30 июня 2021 года Ечков В.С. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, к данному заявлению были приложены архивные справки о заработной плате.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела, в котором имеется заявление истца от 30 июня 2021 года о перерасчете размера пенсии (л.д.197 оборот-200), из уведомления следует, что вместе с заявлением были представлены следующие документы: справка о заработной плате  (номер 521, дата 12.05.2021),  справка о заработной плате (номер 8\А\224 дата 29.04.2021), справка о заработной плате (номер522-Е, дата 12.05.2021) (л.д.200 оборот).

Указанные архивные справки выданы  Ечкову В.С. (л.д. 201, 202).

Распоряжением пенсионного органа от 01.07.2021 Ечкову В.С. был произведен перерасчет размера пенсии по заработной плате в сторону увеличения с 01.07.2021, учтена заработная плата за период с марта 1990 года по февраль 1995 года (60 месяцев, часть периода заработной платы – с марта 1990 года по сентябрь 1992 года – по ранее представленной справке.

Истец, полагая, что ответчик должен произвести перерасчет размера назначенной  ему пенсии  с момента ее назначения с 15.02.2016 и выплатить  разницу, обратился в суд с настоящим иском. 

Разрешая спор, судебная коллегия исходит из того, что  расчет пенсии  был   произведен истцу на основании поданного им заявления и представленных им  документов по заработной плате,  сведений  о том, что  пенсионный орган располагал указанными документами ранее, материалы пенсионного дела не содержат, учитывая заявительный  характер назначения и перерасчета пенсии, наличие у лица, претендующего на назначение пенсии, обязанности по предоставлению документов о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработной плате (п.6 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), сроков предоставления дополнительных сведений о заработке, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, поскольку не установлено нарушения прав истца действиями ответчика.

Ечков В.С., будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела в суд апелляционной инстанции не явился, доказательств в подтверждение своей позиции по иску не представил, его доводы, изложенные в суде первой инстанции  о том, что  именно  сотрудники  пенсионного фонда  сообщили ему о необходимости  оформить заявление  о перерасчете, не влияют на существо спора, поскольку заявление  Ечковым В.С. с приложением необходимых архивных справок о заработной плате оформлено  только  30.06.2021 года и  пенсионный орган исполнил возложенную на него обязанность, произвел перерасчет в  соответствии  с  действующим пенсионным законодательством, правовых оснований для перересчета пенсии с момента ее назначения с выплатой разницы в размере пенсии не имеется.

При установленных обстоятельствах, заявленные Ечковым В.С. требования к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российский Федерации по Ульяновской области о возложении  обязанности  произвести перерасчёт  размера  назначенной пенсии  с 15.02.2016 и выплате  разницы  в размере  пенсии удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 декабря 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ечкова Вячеслава Сергеевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российский Федерации по Ульяновской области о возложении  обязанности  произвести перерасчёт  размера  назначенной пенсии  с 15.02.2016 и выплате  разницы  в размере  пенсии отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 мая 2022 года.