Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация сирота
Документ от 31.05.2022, опубликован на сайте 10.06.2022 под номером 99753, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-174/2022

73OS0000-01-2022-000149-82

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

31 мая 2022 года                                                                          г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Завырылиной Юлии Сергеевны к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Завырылина Ю.С.  обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 ноября 2017 года по делу № 2-4752/2017 на Министерство промышленности, строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области была возложена обязанность  предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г.Ульяновске. Исполнительный лист по данному решению был сдан ею в службу судебных приставов-исполнителей, где 13 февраля 2018 года возбуждено исполнительное производство. Вместе с тем до настоящего времени решение суда ответчиком исполнено не было, чем нарушаются её права.

В связи с  этим Завырылина Ю.С. просила присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 300 000 руб., а также расходы по госпошлине в сумме 300 руб. 

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены  Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области.

Участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела. Завырылина Ю.С. и представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель Министерства жилищно-коммунального комплекса и строительства Ульяновской области в письменном отзыве на иск указал на то, что Министерством систематически проводится работа по приобретению в собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов. Вместе с тем недостаточное финансирование указанных мероприятий привело к образованию большой очередности среди данной категории граждан.  Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить решение суда. Министерством  проводится системная работа по повышению качества реализации установленных федеральным законодательством дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот, а также по увеличению бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч руб.

Считает завышенным указанный истцом размер компенсации.

Просит учесть комплекс мер, принятых Министерством для исполнения решения суда, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта.

Полагает, что компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Исследовав  материалы настоящего дела, обозрев материалы гражданского дела Ленинского районного суда г.Ульяновска № 2-4752/2017, материалы административных дел Ульяновского областного суда № 3а-155/2019 и № 3а-43/2021,  исполнительное производство № 3762/18/73017-ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 ноября 2017 года по гражданскому делу № 2-4752/2017 удовлетворены исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска,  действовавшего в интересах Завырылиной Ю.С. - на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность обеспечить      Завырылину Ю.С.  специализированным  благоустроенным жилым  помещением специализированного  жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск».

Решение суда вступило в законную силу 23 января 2018 года.

12 февраля 2018 года Завырылиной Ю.С. был выдан исполнительный лист по данному судебному решению, который она предъявила для исполнения в МОСП по исполнению особых исполнительных производств, где 13 февраля 2018 года было возбуждено исполнительное производство.  

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор, должник неоднократно привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании Постановления Правительства Ульяновской области № 25/557-П от 16 ноября 2018 года полномочия в рамках обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения с 1 января 2019 года осуществляет Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 5 июня 2019 года произведена замена должника в исполнительном производстве с Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на Министерство  строительства и архитектуры Ульяновской области.

До настоящего времени решение суда должником не исполнено.

Ранее Завырылина Ю.С. уже обращалась в Ульяновский областной суд с исками о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Решениями Ульяновского областного суда от 1 июля 2019 года (дело № 3а-155/2019) и от 11 марта 2021 года (дело № 3а-43/2021) ей была присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 руб. и 20 000 руб. соответственно. 

Период неисполнения решения районного суда с даты, следующей за днем принятия последнего решения Ульяновского областного суда о присуждении компенсации по день рассмотрения настоящего иска включительно (12 марта 2021 года – 31 мая 2022 года) составляет 1 год 19 дней.

С административным исковым заявлением о присуждении компенсации Завырылина Ю.С.  обратилась в суд 25 апреля 2022 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ и частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства  Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах Завырылина Ю.С. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить Завырылиной Ю.С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10 000 руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., подлежащая взысканию в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Завырылиной Юлии Сергеевны удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Завырылиной Юлии Сергеевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10 000 рублей, в счет возмещения судебных расходов 300 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Завырылиной Юлии Сергеевне отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                   Трифонова Т.П.