Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Стимулирующие выплаты
Документ от 18.05.2022, опубликован на сайте 31.05.2022 под номером 99680, 2-я гражданская, о взыскании выплаты, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2021-009740-24

Судья Кузнецова О.В.                                                                       Дело № 33-1477/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   18 мая 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-5181/2021 по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 ноября 2021 года, по которому постановлено:

исковые требования военного прокурора Ульяновского гарнизона, действующего в интересах Касушкиной Татьяны Геннадьевны,  к Федеральному государственному казенному учреждению «428 Военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании стимулирующий выплаты, удовлетворить.

Взыскать с Федерального государственного казённого учреждения «428 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Касушкиной Татьяны Геннадьевны стимулирующую выплату по программе «Дорожная карта» за апрель 2020 года в размере 9380 рублей 76 копеек.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

военный прокурор Ульяновского гарнизона, действуя в интересах Касушкиной Т.Г., обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «428 Военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании стимулирующий выплаты.

Требования мотивированы тем, что 01.01.2015 между филиалом № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России и Касушкиной Т.Г. заключен трудовой договор № 60, в соответствии с которым последняя принята на работу в названный филиал на должность ***. В соответствии с пунктами 2.1 и 3.2 вышеуказанного трудового договора работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Согласно пунктам 5.1,5.1.1 трудового договора работнику устанавливается должностной оклад (тарифная ставка) 5130 рублей в месяц, ежемесячная процентная надбавка от должностного оклада за работу во вредных условиях труда в размере 15% (769,50 руб.), процентная надбавка за выслугу лет. В соответствии с пунктами 5.2 и 5.3 вышеуказанного трудового договора, работодатель имеет право на выплату других стимулирующих выплат в соответствии с коллективным договором, размер заработной платы может быть пересмотрен по соглашению сторон, новые условия договора оформляются в письменном виде, подписываются сторонами и являются неотъемлемой частью трудового договора. 13.07.2018 между филиалом № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России и Касушкиной Т.Г. заключено дополнительное соглашение № 189, в соответствии с пунктом 5.1.3 которого работнику производятся выплаты стимулирующего характера, в том числе по Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в размере 100 % средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, в зависимости от выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности и выполнения плана мероприятий «Дорожная карта». В целях оценки эффективности деятельности каждого работника в апреле 2020 года составлен протокол расчета баллов для «Дорожной карты» гражданского персонала лабораторного отделения, согласно которым Касушкиной Т.Г. с учетом эффективности рабочей деятельности в апреле 2020 года начислено 10 баллов. В соответствии с Приказом начальника филиала № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России от 27.04.2020  № 774 Касушкина Т.Г. с 30.04.2020 уволена из лечебного учреждения по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ. Вместе с тем, вышеуказанная стимулирующая надбавка за эффективную работу в апреле 2020 года ей не выплачена, несмотря на набранные баллы по «Дорожной карте» в соответствии с Положением, а также фактическим исполнением должностных обязанностей и полной отработкой трудовых часов в апреле 2020 года. Согласно ответу филиала № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России от 08.02.2021 № 328, сумма стимулирующей выплаты, подлежащая перечислению Касушкиной Т.Г., должна была составить за апрель 2020 года 9380 руб.76 коп.

Истец просил суд взыскать с ответчика в пользу Касушкиной Т.Г. стимулирующую выплату по программе «Дорожная карта» за апрель 2020 года в размере 9380 руб.76 коп.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что решение районного суда принято с нарушением норм процессуального права, поскольку к участию в деле в качестве третьего лица не было привлечено Министерство обороны Российской Федерации, являющееся собственником денежных средств, взыскиваемых в пользу Касушкиной Т.Г. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя. Условия, размеры и порядок осуществления указанных выплат работникам организаций Министерства обороны Российской Федерации регламентируются специальными нормами права – п.1 Приложения №2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18.09.2019 №545, которые должны быть конкретизированы в соответствующих трудовых договорах. Указывает, что спорные стимулирующие выплаты не являются обязательной частью заработной платы истца, поскольку стимулирующие выплаты в силу вышеописанных норм права зависят от усмотрения работодателя. В обоснование доводов жалобы ссылается на судебную практику.

В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Ульяновского гарнизона считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определением Ульяновского областного суда от 26 апреля 2022 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В силу части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Согласно части 1 статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда.

Как следует из материалов дела, разрешая исковые требования Военного прокурора Ульяновского гарнизона, действующего в интересах Касушкиной Т.Г., к ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России о взыскании выплаты стимулирующего характера, как следует из протокола судебного заседания от 25 октября – 18 ноября 2021 года (л.д.157-159) вопрос о привлечении Министерства обороны РФ к участию в деле в качестве третьего лица судом не разрешался, в оспариваемом решении также не содержится сведений о привлечении Министерства обороны РФ к участию в деле, определение о подготовке дела к судебному разбирательству от 01.11.2021 (л.д.146) не свидетельствует о привлечении указанного лица к участию в деле. Таким образом, суд  не привлек к участию в деле Министерство обороны РФ.

Между тем, учитывая, что в силу статей 6, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минобороны России является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на стимулирующие выплаты в рамках выполнения плана мероприятий «Дорожная карта», постановленное по делу судебное решение затрагивает права и законные интересы указанного лица и может повлиять на его права и обязанности.

Следовательно, при рассмотрении настоящего дела судом допущено существенное нарушение норм процессуального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, приходит к следующему.

В статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пп. «е» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительство Российской Федерации должно обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг, имеющего высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» целью «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников. Результатом успешной реализации «дорожной карты» является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В соответствии с. п. 1 приказа Министра обороны РФ от 02.06.2014 № 380 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан» целью Плана мероприятий «дорожной карты» «Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих, отдельных категорий граждан» является укрепление здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, в том числе снижение показателей заболеваемости, путем повышения качества предоставляемых им медицинских услуг на основе повышения эффективности деятельности военно-медицинских организаций Министерства обороны, в штате которых состоят работники, занимающие должности младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), врачи, а также работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг).

Реализация «дорожной карты» позволяет установить действенные механизмы зависимости уровня оплаты труда медицинских работников ВМО от объема и качества предоставляемых военнослужащим и отдельным категориям граждан медицинских услуг.

Повышение качества оказываемых военнослужащим и отдельным категориям граждан медицинских услуг невозможно обеспечить без привлечения высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых услуг.

«Дорожной картой» устанавливаются показатели деятельности, направленной на повышение эффективности работы ВМО в целом, ее филиалов и структурных подразделений, а также руководителей и медицинских работников. При этом в отношении неэффективно функционирующих ВМО принимаются решения по их реорганизации, реорганизации их филиалов и структурных подразделений или реорганизации программ, в соответствии с которыми функционируют ВМО.

Результатом успешной реализации «дорожной карты» является повышение эффективности деятельности ВМО путем достижения ими целевых показателей, включая основные показатели (индикаторы) состояния здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, и повышение оплаты труда медицинских работников по результатам деятельности ВМО.

Условиями доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и субсидий до ВМО в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 являются: наличие собственных «дорожных карт» у ВМО, ее филиалов и территориально обособленных структурных подразделений; наличие в положении об оплате труда медицинских работников ВМО и в коллективных договорах показателей эффективности деятельности медицинских работников, утвержденных соответствующими руководителями; наличие в положении об оплате труда медицинских работников ВМО норм оплаты труда медицинских работников, определенных положениями Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, и норм по использованию дополнительных средств на стимулирующие выплаты медицинским работникам в соответствии с показателями и критериями эффективности их деятельности; заключение дополнительного соглашения к трудовому договору руководителя (начальника), в котором устанавливаются его обязанности по достижении в 2014 и последующих годах показателей соотношения средней заработной платы медицинских работников и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, или заключение трудового договора в соответствии со статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации; наличие положительной динамики в достижении целевых показателей деятельности ВМО (выполнение целевых показателей, установленных «дорожными картами»).

Как следует из материалов дела, 01.01.2015 Касушкина Т.Г. была принята на работу в филиал № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России на должность *** между сторонами заключен трудовой договор от 01.01.2015 № 60 (л.д. 19-24).

В соответствии с пунктами 2.1 и 3.2 вышеуказанного трудового договора работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Работодатель обязан обеспечивать работнику своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

Согласно пунктам 5.1,5.1.1 трудового договора работнику устанавливается должностной оклад (тарифная ставка) 5130 руб. в месяц, ежемесячная процентная надбавка от должностного оклада за работу во вредных условиях труда в размере 15 процентов (769 руб. 50 коп.), процентная надбавка за выслугу лет.

В соответствии с пунктами 5.2 и 5.3 вышеуказанного трудового договора, работодатель имеет право на выплату других стимулирующих выплат в соответствии с коллективным договором, размер заработной платы может быть пересмотрен по соглашению сторон, новые условия договора оформляются в письменном виде, подписываются сторонами и являются неотъемлемой частью трудового договора.

29.12.2017 между филиалом № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России и Касушкиной Т.Г. заключено дополнительное соглашение № 472, в соответствии с которым с 01.01.2018 работнику установлен должностной оклад 6552 руб. в месяц, ежемесячная  процентная надбавка от должностного оклада за работу во вредных условиях труда в сумме 15% (982 руб. 80 коп.) (л.д.33).

Дополнительным соглашением №293 от 10.12.2019 Касушкиной Т.Г. установлен должностной оклад 6840 рублей в месяц с 01.12.2019 (л.д.43).

13.07.2018 между филиалом № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России и Касушкиной Т.Г. заключено дополнительное соглашение № 172, в соответствии с пунктом 5.1.3 которого работнику производятся выплаты стимулирующего характера, в том числе по Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в размере 100 % средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, в зависимости от выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности и выполнения плана мероприятий «Дорожная карта» (л.д. 34-36).

В соответствии с Приказом начальника филиала № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России от 27.04.2020 № 77, Касушкина Т.Г. 30.04.2020 уволена из лечебного учреждения на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ (по инициативе работника в  связи с выходом на пенсию) (л.д.45).

В целях реализации системы начисления и выплаты медицинским работникам филиала № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России стимулирующих выплат по программе «дорожная карта» приказом от 13.12.2019 в данном учреждении здравоохранения утверждено Положение о расчете премии по результатам оценки деятельности сотрудников лечебного учреждения согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (л.д. 54-56).

Указанным Положением предусмотрено, что с целью установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда лиц гражданского персонала филиала госпиталя от объема и качества представляемых медицинских услуг в филиале госпиталя создана двухуровневая оценка эффективности деятельности гражданского персонала. Первый уровень – структурные подразделения госпиталя, второй уровень – госпитальная комиссия. При выполнении целевых показателей «дорожной карты» медицинские подразделения распределяются в четырехуровневом рейтинге. Коечные отделения, выполнившие плановые показатели, распределяются в соответствии с достигнутыми результатами с первое по третье место, остальным подразделениям присваивается четвертое место. Премия выплачивается при выделении бюджетных средств вышестоящим довольствующим органом из сумм, распределенных целенаправленно по существующим должностным категориям.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в филиале № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России были созданы все необходимые условия доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и субсидий, предусмотренные приказом Министра обороны РФ от 02.06.2014 № 380.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Минобороны РФ о том, что стимулирующие выплаты зависят от усмотрения работодателя, а их виды, условия, размеры и порядок осуществления утверждены приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545, указанный приказ Министра обороны РФ к спорным правоотношениям применению не подлежит, поскольку условия, размер и порядок выплаты стимулирующих выплат по программе «дорожная карта» регламентированы приказом Министра обороны РФ от 02.06.2014 № 380.

Как установлено судебной коллегией, в целях оценки эффективности деятельности работников Учреждения ответчика в апреле 2020 года составлены протоколы расчета баллов для «Дорожной карты» гражданского персонала лабораторного отделения, согласно которым Касушкиной Т.Г. с учетом эффективности ее рабочей деятельности в апреле 2020 года подлежали начислению 10 баллов.

Как следует из ответа филиала №4 ФГКУ  «428 военный госпиталь» Минобороны России от 08.02.2021 №328, сумма стимулирующей выплаты Касушкиной Т.Г. составила за апрель 2020 года – 9380, 76 руб., которая ей не выплачена. Денежные средства на стимулирующие выплаты по программе «дорожной карты» за апрель 2020 года поступили в филиал.

Таким образом, полагающаяся Касушкиной Т.Г. стимулирующая выплата за апрель 2020 года в сумме  9380, 76 руб. выплачена ей не была, при этом оснований для отказа в причитающейся истице выплате по делу не установлено.

С учетом изложенного, исковые требования военного прокурора Ульяновского гарнизона подлежат  удовлетворению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 ноября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования военного прокурора Ульяновского гарнизона, действующего в интересах Касушкиной Татьяны Геннадьевны, удовлетворить.

Взыскать с Федерального государственного казённого учреждения «428 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Касушкиной Татьяны Геннадьевны  стимулирующую выплату по программе «Дорожная карта» за апрель 2020 года в размере 9 380 руб. 76 коп.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 мая 2022 года.