УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-***2008
Судья: Елистратов А.М.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 февраля 2008 года
г.Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским
делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр
Л.Л.,
судей Булгакова Г.М., Николаевой
Р.И.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе Департамента социальной защиты населения Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 06 декабря 2007 года, которым
постановлено:
Исковые требования С***
И*** Ш*** удовлетворить частично.
Признать отказ
Департамента социальной защиты населения Ульяновской области в выплате субсидии на приобретение в собственность С*** Р*** И***
60/100 долей квартиры по адресу г.Ульяновск ул. *** д. ***, кв. ***, мотивированный
невозможностью использования субсидии на приобретение жилого помещения
площадью менее 36 кв.м, незаконным.
Обязать Департамент социальной защиты населения Ульяновской
области при предоставлении предусмотренных законодательством документов
предоставить С*** Р*** И*** меру социальной
поддержки в виде субсидии на приобретение жилого помещения, в том числе жилого помещения, площадь которого -более
18 кв.м, но менее 36 кв.м, исходя из
размера субсидии, установленного законодательством на момент обращения с
учётом права на дополнительную площадь.
В
остальном в удовлетворении исковых требований С*** И*** Ш*** к Департаменту
социальной защиты населения Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М.
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С***
И.Ш., действующий в интересах недееспособной С*** Р.И., обратился в суд с иском,
изменённым в ходе рассмотрения дела, к Департаменту социальной защиты
населения Ульяновской области о признании отказа в выдаче субсидии для улучшения жилищных
условий незаконным, признании требования
о приобретении жилого помещения исходя из 36 кв.м, а не 18 кв.м незаконным,
возложении обязанности по оформлению
документов, необходимых для предоставления меры социальной поддержки, в виде
предоставления субсидии С*** Р.И. и направлении их в Министерство финансов Ульяновской области,
возложении обязанности по предоставлению С*** Р.И. меры социальной
поддержки в виде субсидии для приобретения жилого помещения.
Кроме
того, истцом предъявлены требования к Министерству финансов Ульяновской области о
возложении обязанности перечислить на счёт Департамента социальной защиты населения Ульяновской
области денежные средства в размере,
необходимом для оказания
субсидии.
Требования мотивированы тем, что он является опекуном своей матери С*** Р.И., 1937 года рождения. С 1980 года
она состоит в очереди на улучшение
жилищных условий. В 1991 году она признана
инвалидом и отнесена к группе социально незащищенных лиц. 21.02.2007 Департаментом социальной защиты
населения области выдано свидетельство о предоставлении субсидии в размере
448 200 руб. на приобретение жилья для С*** Р.И.
В
июне 2007г. в Департамент социальной
защиты населения Ульяновской области был представлен договор купли-продажи
квартиры,
по условиям которого 60/100 долей квартиры приобретались в собственность С*** Р.И. Департамент отказал в перечислении денежной
суммы, в результате чего сделка не состоялась. По мнению Департамента, средства,
предоставляемые в виде субсидии, можно использовать только на приобретение жилого помещения
площадью 36 кв.м, тогда как
средств, выделенных в качестве субсидии, на приобретение такого жилья недостаточно.
Рассмотрев спор по существу, суд постановил решение, приведенное выше.
В кассационной
жалобе Департамент социальной защиты
населения Ульяновской области просит решение суда отменить, в
удовлетворении иска отказать. По мнению
автора жалобы, суд неправильно разрешил
спор, поскольку неверно истолковал закон. В
соответствии с Федеральным
законом «О социальной
защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24.11.1995
субсидия выделяется гражданам для приобретения жилья площадью не менее 18 кв.м. Поскольку С*** Р.И. с
учетом состояния здоровья выделена субсидия в 2 раза больше положенного, то она
должна приобрести жилое помещение
площадью не 18 кв.м, а – 36 кв.м.
Изучив материалы дела,
обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав
пояснения истца, его представителя, представителя Департамента социальной защиты населения Ульяновской
области – Д*** И.С., судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что С*** Р.И. является
инвалидом 2 группы и с 01.07.1986
состоит на учете в муниципальном образовании Засвияжского района, как
нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Департаментом социальной защиты
населения Ульяновской области на имя С*** Р.И. выдано свидетельство от
21.02.2007 о праве на получение субсидии
в двукратном размере - 448 200 руб.
на приобретение жилья.
С*** И.Ш., представляя интересы С***
Р.И. (мать), предварительно заключил в ее интересах договор купли-продажи
квартиры *** в доме *** по ул. *** г. Ульяновска общей площадью 23,23 кв.м за
850 000 руб. Квартира приобретена в
долевую собственность на имя С*** Р.И. – 60/100 долей и на имя С*** И.Ш. - 40/100, который внес за
квартиру личных средств 401 800 руб. Доля С*** Р.И. в квартире соответствует размеру
выделенной ей субсидии.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О
социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система
гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной
поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения
(компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им
равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 28-2 ФЗ «О
социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 N 181-ФЗ Российская
Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской
Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по
оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов
и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
вставших на учет до 01 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых
полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки
предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в
федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном
фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по
обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа
лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья
18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей
площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской
Федерации.
Порядок расходования и учета средств на
предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной
поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 (в редакции Постановления от 07.07.2006 № 216 )
определена мера государственной
социальной поддержки по
обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих
детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до
01.01.2005 года, в форме субсидий на
приобретение жилья в собственность. Полномочия по обеспечению жильем ветеранов,
инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на
учет до 01.01.2005 года, возложены на
Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Как предусматривает ст. 6 Бюджетного Кодекса
РФ, субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня
бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на
условиях долевого финансирования целевых расходов.
Как предусматривает ст. 78 указанного выше
Кодекса, выделение субсидий предполагает
долевое участие Российской Федерации в целом и ее субъекта в финансировании государственных
мероприятий.
Исходя из смысла и правового содержания
приведенных выше норм законов, следует, что государство путем предоставления
гражданам субсидий не возлагает на себя обязательства по обеспечению их жильем
в необходимом размере, а лишь оказывает материальную помощь в приобретении ими
жилья.
Указанные в ФЗ «О социальной защите инвалидов
в РФ» и в изданных в соответствии с ним
Постановлениях Правительства РФ размеры общей площади приобретаемого жилья,
стоимость квадратного метра жилой площади по регионам служат лишь исходными
данными для расчета размера предоставляемых гражданам субсидий.
Субсидия выделяется гражданам в размере, пропорциональном средней рыночной
стоимости жилья в субъекте Федерации, и на полученную денежную сумму с привлечением собственных
средств или полученных в виде кредитов гражданин вправе приобрести любое жилье
или более дорогое, расположенное в престижных районах, или более дешевое - в
населенных пунктах субъекта.
Гражданин, соглашаясь на получение субсидии,
самостоятельно избирает способ реализации своего права на жилье путем
приобретения жилья за собственные
средства, но с учетом предоставления ему материальной помощи в виде
субсидии, отказываясь при этом от получения бесплатного жилья на условиях социального
найма.
Действующее законодательство не ограничивает
гражданина, получившего субсидию, на приобретение жилья в праве свободного
выбора качественных характеристик и месторасположения жилья. Он имеет
возможность приобрести готовое жилье как
на первоначальном, так и на вторичном рынке с использованием собственных средств.
Исходя из изложенного, суд первой
инстанции правильно определил значимые
для дела обстоятельства, с достаточной полнотой исследовал их и по делу постановил законное и обоснованное
решение.
В кассационной жалобе указываются доводы о
том, что суд при рассмотрении дела неправильно истолковал закон и указал в
решении, что на выделенную С*** Р.И. субсидию она может приобрести жилое
помещение площадью менее 36 кв.м.
Указанный довод не может быть признан
убедительным, поскольку не согласовывается со смыслом и духом действующего
законодательства, регулирующего возникшие
правоотношения.
Суд первой инстанции дал указанным обстоятельствам правовую оценку
и пришел к правильному выводу о том, что
при той позиции, которую занимает Департамент социальной защиты населений Ульяновской
области, права граждан
на получение субсидий для решения жилищных проблем не смогут быть ими реализованы.
Стоимость квадратного метра жилья, заложенная в расчет субсидии для
предоставления жилья, не соответствует фактической рыночной его стоимости, и на
выделенные гражданам деньги не имеется реальной возможности купить жилье в
требуемых Департаментом размерах.
Тогда как согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и
применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каких-либо нарушений норм процессуального
законодательства, допущенных судом и являющихся основанием для отмены
состоявшегося решения, не усматривается. Материальный закон применен правильно.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 06 декабря 2007 года
оставить без изменения, кассационную жалобу
Департамента социальной защиты населения – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: