Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Перерасчет назначенной пенсии
Документ от 22.01.2008, опубликован на сайте 26.02.2008 под номером 9736, 2-я гражданская, о перерасчете страх.части пенсии, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Камалова Е.Я.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

22 января 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска (государственное учреждение) на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 декабря 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования С*** Т*** А*** удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска произвести в установленном законом порядке перерасчет страховой части трудовой пенсии С*** Т*** А*** при ее назначении с 17 сентября 2007 года исходя из начисленных страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2002 в сумме 4300 руб. 89 коп., за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 в сумме 5229 руб. 73 коп., за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 в сумме 4617 руб. 13 коп., за период с 01.01.2005 по 31.12.2005 в сумме 5182 руб., за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 в сумме 5824 руб. 50 коп.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

С*** Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска о перерасчете пенсии.

В обоснование своих требований указала, что с 1978 года по настоящее время работает на У*** заводе (ныне – ОАО «***»). В период с 2002 по 2006 гг. работодатель начислял на ее заработок страховые взносы по пенсионному страхованию, но перечислил их в Пенсионный фонд РФ не в полном объеме. В связи с этим Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска назначило ей в сентябре 2007 года пенсию исходя из фактически уплаченных работодателем, а не из начисленных страховых взносов, что противоречит ст. 3 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 1 ст. 15 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Ее заявление к ответчику о перерасчете пенсии с учетом начисленных страховых взносов было оставлено без удовлетворения. Отказ считает незаконным, поскольку обязанность по взысканию недоимки по страховым взносам и пеней возложена на органы Пенсионного фонда РФ.

Просила обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ей пенсии, исходя из суммы начисленных страховых взносов за 2002-2006 гг., а не фактически уплаченных ее работодателем.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц ОАО «***», Министерство финансов РФ и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска (государственное учреждение) не соглашается с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что, поскольку средства из федерального бюджета на перерасчет пенсий не выделены, суд, по сути, обязал Пенсионный фонд РФ произвести перерасчет за счет собственных средств, что не может быть признано правильным и противоречит содержанию Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П.

Кроме того, предусмотренная п. 5 ст. 17 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ корректировка размера страховой части пенсии должна производиться по общему правилу, т.е. с 1 июля года, следующего за расчетным периодом, после осуществления территориальным органом ПФР сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах. Без сведений о фактическом зачислении на лицевой счет застрахованного лица средств (уплаченных самим страхователем или в порядке исполнения государством за страхователя указанной обязанности за счет федерального бюджета) не может быть правомерно определен размер трудовой пенсии.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения С*** Т.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно ч. 2 ст. 5 и ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости состоит из базовой, страховой и накопительной части.

Размер страховой части трудовой пенсии определяется в соответствии с ч. 5 ст. 14 закона исходя из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, т.е. зависит от размера страхового стажа застрахованного лица – периода, в течение которого его работодатель уплачивал за него страховые взносы.

В то же время Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Как установил суд в ходе рассмотрения дела, С*** Т.А. 17.09.2007 УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска назначена трудовая пенсия по старости без учета начисленных ОАО «***» страховых взносов за 2002-2006 гг., а с учетом лишь фактически поступивших взносов в ПФР.

При таких обстоятельствах, поскольку действия ответчика при назначении пенсии противоречили требованиям закона, суд обоснованно удовлетворил заявленные С*** Т.А. исковые требования и обязал ответчика произвести перерасчет страховой части назначенной ей трудовой пенсии исходя из начисленных в 2002-2006 гг. ее работодателем страховых взносов.

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В абзаце третьем пункта 2 резолютивной части приведенного выше Постановления от 10.07.2007 № 9-П Конституционный Суд РФ указал, что впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Однако указанное положение не означает, что перерасчет либо назначение пенсий производится лишь после перечисления соответствующих средств в Пенсионный фонд РФ из федерального бюджета, поэтому довод кассационной жалобы в этой части является необоснованным.

Отсутствие механизма, регулирующего перечисление средств федерального бюджета в порядке исполнения государством обязанностей страхователя, не может являться основанием для нарушения прав пенсионеров и отказа им в увеличении размера пенсии по основаниям, предусмотренным законом.

Ссылка в кассационной жалобе на п. 5 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как на основание для перерасчета размера пенсии с 1 июля года, следующего за расчетным периодом, не может быть принята во внимание. Названная норма применяется к ситуации, когда пенсионные органы не располагают сведениями о начисленных работодателем застрахованному лицу страховых взносах и при получении этих сведений производят корректировку размера пенсии.

По данному делу УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска изначально имело сведения о начисленных страховых взносах ОАО «***» за С*** Т.А. Поэтому то обстоятельство, что данные взносы не были перечислены в ПФР в полном объеме, не давало пенсионным органам права уменьшать размер назначаемой С*** Т.А. трудовой пенсии. Таким образом, названная норма пенсионного закона к правоотношениям, возникшим по настоящему делу, не применима.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 декабря 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска (государственное учреждение) – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: