Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда
Документ от 25.12.2007, опубликован на сайте 22.01.2008 под номером 9705, 2-я гражданская, о назначении пенсии, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2007 г.                                              Судья Маслюкова А.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

25 декабря 2007 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Булгакова Г.М. и Королевой А.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 ноября 2007 года, по которому постановлено:

Иск К*** А*** А*** удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска включить в специальный стаж К*** А*** А*** для назначения пенсии период работы с 12.08.1982 по 29.12.1996 и назначить К*** А*** А*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 21 декабря 2006 года.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

К*** А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска о зачете периодов работы в льготный стаж и назначении пенсии.

В обоснование своих требований указал, что 20.12.2006 обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, т.к. он работал газоэлектросварщиком, занятым на резке и ручной сварке на Е*** маслодельном заводе Павлодарской области Республики Казахстан с 12.08.1982 по 29.12.1996 (13 лет 5 месяцев 18 дней). Решением комиссии по назначению пенсий в марте 2007 года ему было отказано в назначении пенсии со ссылкой на то, что данная работа не может быть засчитана в специальный стаж, так как отсутствует запись о ручной сварке. С данным решением он не согласен, поскольку работал всегда только на ручной сварке.

Просил обязать ответчика засчитать в специальный трудовой стаж период работы с 12.08.1982 по 29.12.1996 газоэлектросварщиком Е*** маслодельного завода и назначить ему трудовую пенсию досрочно с момента обращения – 20.12.2006.

В ходе рассмотрения дела К*** А.А. уточнил свои исковые требования и просил назначить пенсию с даты исполнения ему 55 лет – 21.12.2006.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, как незаконное, и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что списки «льготных профессий» являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. В Список № *** включены электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, и электросварщики ручной сварки. Суд не получил достаточных доказательств занятости истца именно на ручной сварке. Суд обосновал свое решение на свидетельских показаниях и не принял во внимание документы о трудовой деятельности истца, в частности, записи в трудовой книжке. В рамках искового производства суд установил юридический факт наличия дополнительных условий труда, дающих право на досрочное назначении пенсии, и не учел, что пенсия может быть назначена лишь после установления судом данного факта. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается со дня приема заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими право на пенсию. Истцом в пенсионный орган такие документы представлены не были.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения К*** А.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,  мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Как видно из материалов дела, К*** А.А. 21.12.2006 достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 35 лет 11 месяцев 1 день, из которых более 20 лет работал электросварщиком и газоэлектросварщиком, в том числе с 12.08.1982 по 29.12.1996 (13 лет 5 месяцев 18 дней) в должности газоэлектросварщика на Е*** маслодельном заводе в Павлодарской области Республики Казахстан.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 23.03.2007 установлено, что специальный стаж К*** А.А. составляет 4 года 18 дней. В специальный стаж не засчитан указанный выше период работы на Е*** (*** маслодельном заводе со ссылкой на отсутствие документального подтверждения работы в должности электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке.

По действующему законодательству правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу XXXIII Списка № *** (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10) пользуются электрогазосварщики, занятые полный рабочий день на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что К*** А.А. в период с  12.08.1982 по 29.12.1996 работал на Е*** маслодельном заводе в качестве газоэлектросварщика ручной сварки, и обоснованно обязал УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска включить указанный период в специальный стаж К*** А.А. и назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе Управлением Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении пенсии К*** А.А. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска 20.12.2006, накануне исполнения ему 55 лет.

Поскольку суд установил, что истец имеет достаточный специальный стаж для назначения ему досрочной пенсии по старости, он обоснованно обязал ответчика назначить ему пенсию с момента возникновения у него права на получение пенсии, т.е. с 21.12.2006.

При этом не имеют значения мотивы отказа пенсионного органа в назначении пенсии, поскольку из смысла закона следует, что, если гражданин докажет наличие у него необходимого трудового стажа для назначения пенсии (в судебном или внесудебном порядке), пенсия назначается с момента его обращения в органы пенсионного обеспечения.

Иное толкование закона противоречило бы основополагающим принципам пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации и нарушало бы установленное ст. 39 Конституции РФ право гражданина на социальное обеспечение по возрасту.

Действующее пенсионное законодательство не содержит запрета заинтересованному лицу в порядке, установленном законом, обратиться в суд с жалобой на действия пенсионного органа, отказавшего в назначении пенсии. При этом при рассмотрении дела суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в том числе и показания свидетелей, которые оцениваются судом наравне с другими доказательствами и проверяются на предмет их достоверности и достаточности.

По данному делу суд получил документальные свидетельства, что К*** А.А. в оспариваемый период пользовался правом на дополнительный трудовой отпуск. Допрошенная судебным поручением свидетель З*** Л.Г., работавшая директором Е*** маслодельного завода в 1971-1993 гг., подтвердила, что Клименко А.А. работал на заводе газоэлектросварщиком ручной сварки в течение всего рабочего дня и получал соответствующие льготы. Никакой другой сварки, кроме ручной, на заводе не использовалось.

Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имелось. Факт работы З*** Л.Г. на Е*** маслодельном заводе с 1960 по 1993 гг., в том числе в должности директора – с 1971 по 1993 гг., подтверждается представленной ею копией трудовой книжки.

То обстоятельство, что кадровыми работниками завода ненадлежащим образом была оформлена запись в трудовой книжке К*** А.А. и не было указано о его занятости на ручной сварке, основанием для лишения его права на получение досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда являться не может.

В силу изложенного, решение суда соответствует требованиям материального и процессуального закона и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 ноября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: