У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2007 г.
Судья Рыбалко В.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 декабря 2007 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.
судей Булгакова Г.М. и Королевой А.В.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе Т*** Н.Ш. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19
ноября 2007 года, по которому
Т*** Н*** Ш***
отказано в удовлетворении исковых требований к мэрии г. Ульяновска,
Правительству Ульяновской области о возложении обязанности включить в очередь
граждан, уволенных в запас, погибших (семей умерших) военнослужащих на
получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья или
жилой площади с составом семьи 4 человека: Т*** Н*** Ш***, К*** (*** Е*** В***,
Т*** Е*** Г***, К*** К*** А***, о возложении обязанности выдать в порядке
очередности государственный жилищный сертификат для приобретения жилой площади
за счет средств федерального бюджета на состав семьи 4 человека: Т*** Н*** Ш***,
К*** Е*** В***, Т*** Е*** Г***, К*** К*** А***.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Т*** Н*** Ш***
обратилась в суд с иском к Правительству Ульяновской области, администрации
(мэрии) г. Ульяновска о включении в очередь на получение жилья и выдаче
государственного жилищного сертификата.
В обоснование своих
требований указала, что ее муж Т*** Г.Н. более 20 лет прослужил в Вооруженных
Силах, был уволен с военной службы по состоянию здоровья 26.07.1994 и умер ***.***.2007, не воспользовавшись своим правом
на получение жилья. Т*** Г.Н. после увольнения в запас постоянно проживал с
семьей в г. Ульяновске, в списках очередности для получения жилья ни он, ни
члены его семьи не состояли, жильем не обеспечивались, жилья в собственности ни
он, ни члены его семьи не имели и не имеют.
С ноября 1994 года
по март 1995 года они проживали в санатории им. В*** в с. Б*** Ч*** района, где
Т*** Г.Н. работал в должности заместителя главного врача по хозяйственной части.
Во время пожара в марте 1995 года сгорели все документы, что не позволило Т***
Г.Н. своевременно встать на учет для получения жилья. С апреля 1995 года Т***
Г.Н. работал в качестве директора турбазы «С***» Всероссийского общества слепых
и проживал с семьей в служебном помещении турбазы. После того как у него
обнаружили рак и установили ему инвалидность II группы, он обращался в мэрию г. Ульяновска о
постановке его в очередь на получение жилья, но ему было отказано. В настоящее
время она с семьей – двумя дочерьми и внучкой проживает в комнате общежития,
полученной Т*** Г.Н. по месту работы – во Всероссийском обществе слепых.
Просила включить ее
с составом семьи 4 человека – она, дочь К*** (*** Е.В., дочь Т*** Е.Г., внучка
К*** К.А. в очередь на получение жилья и
обязать Правительство Ульяновской области выдать ей в порядке очередности
государственный жилищный сертификат для приобретения жилой площади на состав
семьи 4 человека.
Суд привлек к
участию в деле в качестве 3-го лица Ульяновский областной военный комиссариат и
постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе Т*** Н.Ш. не соглашается с решением суда, просит его отменить и
удовлетворить исковые требования. При этом указывает, что согласно Правилам
выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации
подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем
категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (в ред. Постановления
Правительства РФ от 15.10.2007 № 681) она и члены семьи умершего
военнослужащего Т*** Г.Н. имеют право на участие в подпрограмме и получение
жилищных сертификатов. Ее муж Т*** Г.Н. умер, так и не воспользовавшись своим
правом на получение жилья. В 1994 году после увольнения он не смог встать на
учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с
отсутствием прописки в г. Ульяновске. Уничтожение документов в ходе пожара в
1995 году также не позволило им своевременно подать документы для постановки на
очередь.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Т*** Н.Ш. и
представителя Правительства Ульяновской области К*** Н.Г., судебная коллегия не
находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Пунктом 14 статьи 15
Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
22.08.2004 № 122-ФЗ, от 08.05.2006 № 66-ФЗ) «О статусе военнослужащих»
предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих
общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной
службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов
их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами
исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств
федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том
числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение
жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один
раз.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006
№ 153 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2007 № 681) утверждены
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках
реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Подпунктом «г» пункта 5 названных Правил
предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с
военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного
самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
(получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.
В число «приравненных к ним лиц» включены члены
семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших)
после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с
организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы
которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более.
Как видно из материалов дела, майор Т*** Г.Н.
согласно приказу МО РФ от 01.06.1994 №
0852 и приказу командира в/ч 19068 от 26.07.1994 № 137 с 31.07.1994 досрочно
уволен с военной службы по статье 49 части 4 абзацу второму (по состоянию
здоровья в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией
ограниченно годным к военной службе). Выслуга лет в Вооруженных Силах составила
24 года 5 месяцев. Т*** Г.Н. подлежал направлению на учет в Тольяттинский ГВК
Самарской области.
С 1994 Т*** Г.Н. с членами своей семьи
проживал в Ульяновской области и находился на пенсионном обеспечении в
Ульяновской областном военном комиссариате.
С 07.11.1994 по 14.03.1995 Т*** Г.Н. с
членами семьи Т*** Н.Ш., Т*** Е.Г., Д*** Е.В. проживал в помещении конторы
санатория «Б***» в Ч*** районе Ульяновской области (л.д. 36).
С 02.06.1995 по 29.08.1997 Т*** Г.Н., Т***
Н.Ш., Т*** Е.Г. были зарегистрированы в квартире родственников по адресу: г.
Ульяновск, пр-т А*** ***, д. *** кв. *** (***.***.***).
С 1997 года Т*** Г.Н., Т*** Н.Ш., Т*** Е.Г.
проживали в жилом доме Реабилитационного центра, находящегося в собственности
ООО Ульяновское УПП «А***» ВОС, на территории Красноярского лесничества Ч***
района Ульяновской области (л.д. 24).
***.***.2007 Т*** Г.Н. умер.
В настоящее время истица Т*** Н.Ш., ее дочери
Т*** Е.Г. и К*** Е.В., а также внучка К*** К.А. проживают в комнате № ***
квартиры *** дома *** по ул. Г*** *** *** в г. Ульяновске.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что Т***
Г.Н. на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений или
улучшении жилищных условий, не стоял, в установленном законом порядке с
заявлением о постановке его в очередь в мэрию г. Ульяновска не обращался.
После 01.01.2005 постановка в очередь
военнослужащих органами местного самоуправления не осуществляется.
При таких обстоятельствах, поскольку в
соответствии с приведенными выше нормативными актами правом на получение
государственного жилищного сертификата пользуются лишь члены семьи умершего
военнослужащего, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных
условий (получении жилых помещений) в органах местного самоуправления до 01.01.2005,
суд пришел к правильному выводу, что оснований для удовлетворения исковых
требований Т*** Н.Ш. не имеется.
Доводы, приведенные истицей
в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену
решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применен судом правильно.
Утверждение истицы в кассационной жалобе о
том, что в соответствии с приведенными выше Правилами выпуска и реализации государственных
жилищных сертификатов она имеет право на получение жилищного сертификата, как
член семьи умершего военнослужащего, основано на неправильном толковании
названного нормативного акта.
Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О
статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
установлено, что за счет средств федерального бюджета путем выдачи
государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации производится обеспечение лишь тех граждан, уволенных с
военной службы (и приравненных к ним лиц), которые встали на учет нуждающихся в
улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 01.01.2005.
Истица не отрицает того обстоятельства, что Т***
Г.Н. на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, не
состоял. Ее довод о том, что Т*** Г.Н. с момента увольнения в 1994 году до
момента смерти в 2007 году не встал на учет военнослужащих, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, по уважительной причине – в связи с утратой документов, судебная коллегия
находит неубедительным. За столь длительный период времени Т*** Г.Н., если он
намерен был встать на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, имел
возможность восстановить утраченные документы.
При изложенных обстоятельствах вывод суда об
отсутствии оснований для выдачи истице государственного жилищного сертификата Правительством
Ульяновской области является правильным, а решение суда – законным и
обоснованным.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 19 ноября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Т*** Н.Ш. –
без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: