Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о выдаче государственного жилищного сертификата
Документ от 25.12.2007, опубликован на сайте 29.01.2008 под номером 9694, 2-я гражданская, включение в очередь на получение жилья, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2007 г.                                              Судья Рыбалко В.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

25 декабря 2007 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Булгакова Г.М. и Королевой А.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Т*** Н.Ш. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 ноября 2007 года, по которому

Т*** Н*** Ш*** отказано в удовлетворении исковых требований к мэрии г. Ульяновска, Правительству Ульяновской области о возложении обязанности включить в очередь граждан, уволенных в запас, погибших (семей умерших) военнослужащих на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья или жилой площади с составом семьи 4 человека: Т*** Н*** Ш***, К*** (*** Е*** В***, Т*** Е*** Г***, К*** К*** А***, о возложении обязанности выдать в порядке очередности государственный жилищный сертификат для приобретения жилой площади за счет средств федерального бюджета на состав семьи 4 человека: Т*** Н*** Ш***, К*** Е*** В***, Т*** Е*** Г***, К*** К*** А***.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Т*** Н*** Ш*** обратилась в суд с иском к Правительству Ульяновской области, администрации (мэрии) г. Ульяновска о включении в очередь на получение жилья и выдаче государственного жилищного сертификата.

В обоснование своих требований указала, что ее муж Т*** Г.Н. более 20 лет прослужил в Вооруженных Силах, был уволен с военной службы по состоянию здоровья 26.07.1994 и умер  ***.***.2007, не воспользовавшись своим правом на получение жилья. Т*** Г.Н. после увольнения в запас постоянно проживал с семьей в г. Ульяновске, в списках очередности для получения жилья ни он, ни члены его семьи не состояли, жильем не обеспечивались, жилья в собственности ни он, ни члены его семьи не имели и не имеют.

С ноября 1994 года по март 1995 года они проживали в санатории им. В*** в с. Б*** Ч*** района, где Т*** Г.Н. работал в должности заместителя главного врача по хозяйственной части. Во время пожара в марте 1995 года сгорели все документы, что не позволило Т*** Г.Н. своевременно встать на учет для получения жилья. С апреля 1995 года Т*** Г.Н. работал в качестве директора турбазы «С***» Всероссийского общества слепых и проживал с семьей в служебном помещении турбазы. После того как у него обнаружили рак и установили ему инвалидность II группы, он обращался в мэрию г. Ульяновска о постановке его в очередь на получение жилья, но ему было отказано. В настоящее время она с семьей – двумя дочерьми и внучкой проживает в комнате общежития, полученной Т*** Г.Н. по месту работы – во Всероссийском обществе слепых.

Просила включить ее с составом семьи 4 человека – она, дочь К*** (*** Е.В., дочь Т*** Е.Г., внучка К*** К.А.  в очередь на получение жилья и обязать Правительство Ульяновской области выдать ей в порядке очередности государственный жилищный сертификат для приобретения жилой площади на состав семьи 4 человека.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-го лица Ульяновский областной военный комиссариат и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Т*** Н.Ш. не соглашается с решением суда, просит его отменить и удовлетворить исковые требования. При этом указывает, что согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2007 № 681) она и члены семьи умершего военнослужащего Т*** Г.Н. имеют право на участие в подпрограмме и получение жилищных сертификатов. Ее муж Т*** Г.Н. умер, так и не воспользовавшись своим правом на получение жилья. В 1994 году после увольнения он не смог встать на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием прописки в г. Ульяновске. Уничтожение документов в ходе пожара в 1995 году также не позволило им своевременно подать документы для постановки на очередь.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Т*** Н.Ш. и представителя Правительства Ульяновской области К*** Н.Г., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 08.05.2006 № 66-ФЗ) «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2007 № 681) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Подпунктом «г» пункта 5 названных Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.

В число «приравненных к ним лиц» включены члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более.

Как видно из материалов дела, майор Т*** Г.Н. согласно приказу МО РФ  от 01.06.1994 № 0852 и приказу командира в/ч 19068 от 26.07.1994 № 137 с 31.07.1994 досрочно уволен с военной службы по статье 49 части 4 абзацу второму (по состоянию здоровья в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе). Выслуга лет в Вооруженных Силах составила 24 года 5 месяцев. Т*** Г.Н. подлежал направлению на учет в Тольяттинский ГВК Самарской области.

С 1994 Т*** Г.Н. с членами своей семьи проживал в Ульяновской области и находился на пенсионном обеспечении в Ульяновской областном военном комиссариате.

С 07.11.1994 по 14.03.1995 Т*** Г.Н. с членами семьи Т*** Н.Ш., Т*** Е.Г., Д*** Е.В. проживал в помещении конторы санатория «Б***» в Ч*** районе Ульяновской области (л.д. 36).

С 02.06.1995 по 29.08.1997 Т*** Г.Н., Т*** Н.Ш., Т*** Е.Г. были зарегистрированы в квартире родственников по адресу: г. Ульяновск, пр-т А*** ***, д. *** кв. *** (***.***.***).

С 1997 года Т*** Г.Н., Т*** Н.Ш., Т*** Е.Г. проживали в жилом доме Реабилитационного центра, находящегося в собственности ООО Ульяновское УПП «А***» ВОС, на территории Красноярского лесничества Ч*** района Ульяновской области (л.д. 24).

***.***.2007 Т*** Г.Н. умер.

В настоящее время истица Т*** Н.Ш., ее дочери Т*** Е.Г. и К*** Е.В., а также внучка К*** К.А. проживают в комнате № *** квартиры *** дома *** по ул. Г*** *** *** в г. Ульяновске.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что Т*** Г.Н. на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, не стоял, в установленном законом порядке с заявлением о постановке его в очередь в мэрию г. Ульяновска не обращался.

После 01.01.2005 постановка в очередь военнослужащих органами местного самоуправления не осуществляется.

При таких обстоятельствах, поскольку в соответствии с приведенными выше нормативными актами правом на получение государственного жилищного сертификата пользуются лишь члены семьи умершего военнослужащего, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в органах местного самоуправления до 01.01.2005, суд пришел к правильному выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Т*** Н.Ш. не имеется.

Доводы, приведенные истицей в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Утверждение истицы в кассационной жалобе о том, что в соответствии с приведенными выше Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов она имеет право на получение жилищного сертификата, как член семьи умершего военнослужащего, основано на неправильном толковании названного нормативного акта.

Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) установлено, что за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации производится обеспечение лишь тех граждан, уволенных с военной службы (и приравненных к ним лиц), которые встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 01.01.2005.

Истица не отрицает того обстоятельства, что Т*** Г.Н. на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, не состоял. Ее довод о том, что Т*** Г.Н. с момента увольнения в 1994 году до момента смерти в 2007 году не встал на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по уважительной причине – в  связи с утратой документов, судебная коллегия находит неубедительным. За столь длительный период времени Т*** Г.Н., если он намерен был встать на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, имел возможность восстановить утраченные документы.

При изложенных обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для выдачи истице государственного жилищного сертификата Правительством Ульяновской области является правильным, а решение суда – законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 ноября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Т*** Н.Ш. – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: