У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2007
г. Судья Дунина И.Ю..
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 декабря 2007
года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе
председательствующего
Жаднова Ю.М.
судей Шлотгауэр Л.Л. и
Бабойдо И.А.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области на решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 15 ноября 2007 года, по которому
постановлено:
Исковые требования К***
Л*** удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ по Инзенскому району Ульяновской области произвести
перерасчет страховой части трудовой пенсии К*** Л***, исходя из начисленных
страховых взносов в сумме 13793 рубля 78 копеек за период с января 2002 года по
январь 2006 года с 23.09.2002 года, с 17.05.2005 года, 08.06.2006 года.
Заслушав доклад
судьи Шлотгауэр Л.Л., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
К*** Л*** обратилась
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе о
перерасчете страховой части пенсии с учетом начисленных страховых взносов. В
обоснование иска указала, что с 23.09.2002 года является получателем досрочной
трудовой пенсии по старости. С 1981 года до 30.01.2006 года работала в ОАО
«Инзенский завод ***», в ООО «***». За период с 2002 года по январь 2006 года
ОАО «Инзенский завод ***», ООО «***» страховые взносы начисляли, но в
Пенсионный фонд полностью не перечислили. На сегодняшний день у работодателей
имеется задолженность по уплате страховых взносов в сумме 7624 руб. 88 коп., в
связи с чем страховая часть пенсии ей была рассчитана без учета начисленных
страховых взносов за данный период. Учитывая, что обязанность по взысканию
недоимки по страховым взносам возложена на органы Пенсионного фонда, просила
суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой части пенсии, исходя из
начисленных страховых взносов за 2002-2006 гг.
Судом постановлено
указанное выше решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области
не соглашается с решением суда, считая его незаконным, просит решение отменить
и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что суд обязал произвести
перерасчет пенсии в установленном законом порядке. Постановлением
Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П отмечено, что право застрахованных
лиц на получение пенсии независимо от уплаты страховых взносов в ПФР
страхователями должно обеспечиваться государством за счет средств федерального
бюджета. Конституционный Суд РФ своим постановлением не обязал органы ПФР
производить соответствующий перерасчет пенсии за счет средств бюджета ПФР, в
связи с чем законных оснований для такого перерасчета до перечисления сумм из
федерального бюджета не имеется.
Судом неправильно
определен срок перерасчета. Корректировка размера трудовой пенсии по общему
правилу производится с 1 июля года, следующего за расчетным периодом. Однако в
любом случае перерасчет пенсии не может быть произведен ранее 10.07.2007 – даты
вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Частью 3 статьи 17
Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что лицу, осуществлявшему
работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего
Федерального закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения
страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии
по инвалидности по его заявлению производится перерасчет размера страховой
части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по
инвалидности.
Как видно из
материалов дела, К*** Л.*** УПФ РФ в Инзенском районе с 23.09.2002 года была
назначена трудовая пенсия по старости и в дальнейшем производился ее перерасчет
с учетом не начисленных, а фактически уплаченных ее работодателями страховых
взносов.
В соответствии со
ст.ст. 6, 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»
организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по
обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме
уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, вести учет,
связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
04.10.2007 года К***
Л.*** обратилась в ГУ УПФ РФ в Инзенском
районе Ульяновской области о перерасчете страховой части трудовой пенсии с
учетом начисленных страховых взносов за 2002-2006 гг., однако ответчик отказал
в удовлетворении заявления.
Между тем, поскольку
по смыслу ст. 15 названного Федерального закона «Об обязательном пенсионном
страховании в РФ» на застрахованное лицо не может быть возложен риск
ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению
страховщику страховых сумм, суд пришел к правильному выводу, что К*** Л.*** не
может быть отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом
начисленных страховых взносов, и обоснованно удовлетворил заявленные им исковые
требования.
Доводы, приведенные
ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Статьей 39
Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом.
Федеральный закон
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает
основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в
Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного
пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов
обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок
осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного
пенсионного страхования.
К страхователям по
обязательному пенсионному страхованию
отнесены работодатели, к
застрахованным лицам – работники.
Право на
обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в соответствии с п.
2 ст. 7 закона реализуется в случае уплаты страховых взносов.
Между тем, данная
норма не означает, что работник может быть лишен права на получение или
перерасчет пенсии, если работодатель не исполнил возложенную на него
федеральным законом обязанность по уплате страховых платежей. От гражданина
нельзя требовать осуществления контроля за исполнением его работодателем установленных государством
норм закона. Данная обязанность является прерогативой самого государства,
которое в статье 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального
страхования» одним из основных принципов осуществления обязательного
социального страхования провозгласило государственную гарантию соблюдения прав
застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение
обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового
положения страховщика.
Постановлением Конституционного
Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых
взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не
соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2),
45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные
положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями,
регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при
отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной
реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору
и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую
пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем)
страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц -
позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при
определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете)
трудовой пенсии размер ее страховой части.
Из содержания
названного выше Постановления Конституционного Суда РФ следует, что нормативные
положения пенсионного законодательства, позволяющие не включать в страховой
стаж работника периоды, когда его работодатель не уплачивал или не полностью
уплачивал страховые взносы, не соответствуют Конституции РФ, принятой в 1993
году. Учитывая прямое конституционное предписание, согласно которому
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, а законы,
принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч.
1 ст. 15 Конституции РФ), указанные нормы пенсионного законодательства не могут
применяться при рассмотрении гражданских дел, независимо от времени вынесения
Конституционным Судом РФ судебного постановления по этому вопросу.
Поэтому довод
кассационной жалобы о том, что перерасчет пенсии должен производиться
пенсионерам лишь с момента принятия Постановления Конституционного Суда РФ,
является необоснованным.
В абзаце третьем
пункта 2 резолютивной части Постановления от 10.07.2007 № 9-П Конституционный
Суд РФ указал, что впредь до установления законодателем соответствующего
правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия
Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и
Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными
лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на
получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету)
трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями
(работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться
государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению
Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц,
которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет
средств федерального бюджета.
Однако указанное
положение не означает, что перерасчет либо назначение пенсий производится лишь
после перечисления соответствующих средств в Пенсионный фонд РФ из федерального
бюджета.
Отсутствие
механизма, регулирующего перечисление средств федерального бюджета в порядке
исполнения государством обязанностей страхователя, не может являться основанием
для нарушения прав пенсионеров и отказа им в увеличении размера пенсии по
основаниям, предусмотренным законом.
Довод кассационной
жалобы о том, что судом не указан срок перерасчета, является необоснованным и не
соответствует содержанию мотивировочной и резолютивной части решения суда.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 15 ноября 2007 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: