Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Перерасчет страховой части пенсии.
Документ от 11.12.2007, опубликован на сайте 25.12.2007 под номером 9616, 2-я гражданская, о перерас.страхов.части пенсии, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело №33-***/2007

Судья Маслюкова А.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 декабря 2007 год                                              город Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Королёвой А.В., Трифоновой Т.П.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 01 ноября 2007 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ю*** удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска в установленном законом порядке произвести Ю*** перерасчет страховой части трудовой пенсии, исходя из начисленных страховых взносов за период с 01 января 2002 года  по 31 декабря 2002 года в сумме 16928 руб. 94 коп.; за период с 01 января 2003 года по 31 декабря 2003 года в суме 16776 руб. 95 коп.; за период с 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года в сумме 17581 руб. 11 коп.

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., судебная коллегия

 

У с т а н о в и л а:

 

Ю***. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Ульяновска о перерасчете страховой части трудовой пенсии в установленном законом порядке, исходя из начисленных страховых взносов за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. в сумме 16 928 руб. 94 коп., за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г. в сумме 16 776 руб. 95 коп., за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. в сумме 17 581 руб. 11 коп.

 

Иск мотивировал тем, что до ноября 2004 года он работал в МУЖКХ     «***», является получателем пенсии. При этом страхователь – МУЖКХ «***» исполнил свои обязанности по оплате страховых взносов не в полном объеме. Это послужило для УПФ в Ленинском районе основанием для отказа в перерасчете. Отказ считает незаконным.

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Ульяновска просит отменить решение суда. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. №9 – П пункт1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и абзац 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный каптал признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой во взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, они направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда перед застрахованными лицами. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» обратил внимание  судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения.  Суд в своем решении обязал УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска произвести истцу перерасчет страховой части трудовой пенсии исходя из начисленных страховых взносов, при этом не указал источник финансирования расходов на возмещение сумм для перерасчета страховой части трудовой пенсии истца. Кроме того, перерасчет страховой части трудовой пенсии исходя из начисленных, но не уплаченных сумм страховых взносов, может быть произведен истцу только за период после вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П, то есть с 10.07.2007 года.  Суд принял во внимание пояснение третьего лица – МУЖКХ «***» о том, что страхователь погасил своим платежным поручением от 18.07.2007 года  задолженность по оплате страховых взносов в Пенсионный фонд. Денежные средства, поступившие от страхователей – работодателей в 2007 году, будут распределены на лицевые счета застрахованных лиц после представления страхователями в установленный законом срок индивидуальных сведений о страховом стаже и страховых взносах, то есть после 01.03.2008 года.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Ю***. и представителя МУЖКХ «***» О***., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

 

Частью 3 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.

 

Как видно из материалов дела, Ю***., 1944 года рождения, с 2004 года является получателем трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст.ст. 6, 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Истец обращался в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе города Ульяновска  Ульяновской области о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом начисленных МУЖКХ «***» страховых взносов за 2002-2004 г.г. Однако в перерасчете пенсии ему было отказано,  поскольку уплата по сумме начисленных страховых взносов не производилась.

Между тем, поскольку по смыслу ст. 15 названного Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» на застрахованное лицо не может быть возложен риск ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховщику страховых сумм, суд пришел к правильному выводу, что Ю***. не может быть отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом начисленных страховых взносов, и обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.  

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

Предусмотренный пунктом 3 статьи 17 вариант перерасчета размера страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных за 12 полных месяцев работы пенсионера после назначения (перерасчета страховой части пенсии), имеет целью обеспечить повышение уровня трудовой пенсии. Такое правовое регулирование не может зависеть от добросовестности работодателя и его платежеспособности.  В противном случае это нанесло бы материальный ущерб работающему пенсионеру и ущемило его социальные права, а поэтому противоречило бы статьям 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2)  Конституции РФ.

 

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

 

Пункт 2 статьи 7 указанного Федерального закона  не означает, что работник может быть лишен права на получение или перерасчет пенсии, если работодатель не исполнил возложенную на него федеральным законом обязанность по уплате страховых платежей. От гражданина нельзя требовать осуществления контроля за исполнением  работодателем установленных государством норм закона. Данная обязанность является прерогативой самого государства, которое в статье 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования провозгласило государственную гарантию соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

 

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

 

В абзаце третьем пункта 2 резолютивной части Постановления от 10.07.2007 № 9-П Конституционный Суд РФ указал, что впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, Конституционным Судом РФ прямо определено, что перерасчет и выплата трудовых пенсий производится Пенсионным фондом РФ, а обязанности страхователя по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств исполняются государством.

 

Довод кассационной жалобы о том, что перерасчет пенсии не может быть произведен ранее 10.07.2007 г. – даты вступления в силу Постановления Конституционного суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П, судебная коллегия находит необоснованным.

 

Исходя из конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) перерасчет страховой части пенсии в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» должен производиться в одинаковом порядке для всех без исключения пенсионеров в Российской Федерации, независимо от того, когда такой перерасчет производится. В противном случае работающие пенсионеры оказались бы в неравном положении, чего не должно быть.

 

Из содержания названного выше Постановления Конституционного Суда РФ следует, что нормативные положения пенсионного законодательства, позволяющие не включать в страховой стаж работника периоды, когда его работодатель не уплачивал или не полностью уплачивал страховые взносы, не соответствуют Конституции РФ, принятой в 1993 году. Учитывая прямое конституционное предписание, согласно которому Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, а законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), указанные нормы пенсионного законодательства не могут применяться при рассмотрении гражданских дел, независимо от времени вынесения Конституционным Судом РФ судебного постановления по этому вопросу.

 

Из текста постановления Конституционного Суда РФ следует, что обратившимся в Конституционный Суд РФ гражданам было отказано судом либо УПФ РФ в удовлетворении заявлений о назначении (перерасчете) пенсии с учетом начисленных страховых взносов, но не уплаченных фактически работодателем. В пункте 4 постановления указано, что дела этих граждан подлежат пересмотру. Если бы смысл постановления сводился к тому толкованию, которое дается автором кассационной жалобы, то дела этих граждан не подлежали бы пересмотру.  

Довод жалобы о том, что в резолютивной части решения не указано, из каких источников должен финансироваться перерасчет страховой части трудовой пенсии истца, не влияет на правильность вынесенного судом решения. Такое изложение резолютивной части решения из требований пенсионного законодательства не вытекает.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 01 ноября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Ульяновска – без удовлетворения.

Председательствующий:                                    Судьи: